Внеклассное мероприятие по русскому языку «Грамматические забеги»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Кадяева Ирина Александровна


Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ»


Должность автора: учитель русского языка и литературы


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Грамматические забеги»

МБОУ «Комсомольская СОШ»

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА



Утверждаю ________________

Директор школы: И.Д. Шахова













ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАБЕГИ

(ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА)













подготовила и провела

И.А. Кадяева,

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория















ФЕВРАЛЬ 2013

Грамматические забеги

Эту игру лучше проводить в спортзале, на спортивной площадке или на открытом воздухе. Состязание совмещает в себе физические упражнения и языковые задания, т.е. от старта до доски участник должен пробежать, делая определенное физическое упражнение, а затем, выполнив задание (в данном случае морфологическое), вернуться на линию старта, где его ждет команда. Для конкурса нужны две школьные доски, мячи и мел.

Жюри оценивает качество выполнения как физических, так и языковых заданий. Большее количество баллов присуждается той команде, чей участник правильно выполнил задание и быстрее вернулся к команде. Эту роль в нашем случае выполняли родители.

Примерные задания:

1. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, высоко поднимая ноги. Задание у доски: с корнем -воз- (-ход- для второй команды) за 2 минуты образовать (и записать на доске) как можно больше однокоренных слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д.). При оценивании учитывается разнообразие.

2. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, подбрасывая мяч рукой. Задание у доски: от глаголов делать (вязать для второй команды) образовать глаголы совершенного вида и все возможные причастия (действительные, страдательные, совершенного и несовершенного вида, в прошедшем и настоящем времени). При оценивании учитывается скорость выполнения.

3. Физическое упражнение: пропрыгать от линии старта до доски «по-лягушачьи». Задание у доски: расшифровать цифры, записав слова 24, 1, 18, 19, 10, 23, 1 (15, 1, 18, 6, 24, 10, 6), определить, какими частями речи они являются (цифры соответствуют порядковым номерам букв в алфавите). При оценивании учитывается скорость выполнения.

4. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, удерживая мяч на тыльной стороне ладони вытянутой руки. Задание у доски: определить род и склонение существительных бутсы, величина, кафтан, шампунь, пальто, лепешка, проспект, дядя, оркестр, молотьба (молодежь, очки, кофе, шимпанзе, судьба, пиджак, кино, шлагбаум, павлин, куропатка).

5. Физическое упражнение: добраться до доски, передвигаясь на корточках. Задание у доски: просклонять числительные шестьсот восемнадцать (восемьсот четырнадцать).

6. Физическое упражнение: пропрыгать до доски на одной ноге. Задание у доски: распределить по частям речи слова из следующих стихотворных строк Ф.Тютчева:

Для 1-й команды

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Для 2-й команды

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.



МБОУ «Комсомольская СОШ»

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА























МОЙ СЛОВАРЬ ИЛИ КТО У НАС САМЫЙ ЯЗЫКАСТЫЙ

(ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛ)













подготовила и провела

И.А. Кадяева,

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория











ФЕВРАЛЬ 2012

Мой словарь, или кто у нас самый языкастый.

(игра - соревнование между командами)

Цели:

  1. Продолжить знакомство со словарями

(этимологический, словарь иностранных слов).

  1. Вызвать желание пополнить свой словарный запас.

Оборудование: словари (этимологический, толковый, иностранных слов, фразеологический).

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Обращаю внимание, что у разных людей разные уровни владения словом. Традиционные примеры: язык Пушкина 22933 слова, язык Эллочки-людоедочки (Ильф, Петров «12 стульев»)- 33 слова. Пусть же каждый из присутствующих определит своё место в этой системе координат.

- Краткий обзор-знакомство со словарями.



  • Можно предложить командам девизы: Мы за словом в карман не полезем

Нас за язык никто не тянул

1 задание. Чей портфель тяжелее?

Командам даётся лист с рисунком портфеля. Ученики должны за 1 минуту «заполнить» портфель словами, начинающимися на одну и ту же букву. Выигрывает тот, у кого больше.

2 задание Подбери глагол по смыслу.

Командам по очереди зачитываются фразеологизмы, надо заменить их одним словом (глаголом). Ответ следует сразу.

1-я команда: - повесит нос (приуныть)

- вставлять палки в колёса(мешать)

- надуть губы (обидеться)

- пускать пыль в глаза (хвастать)

- наступать на пятки (догонять)

2-я команда: - втирать очки (обманывать)

- зуб на зуб не попадает (замёрз)

- делать из мухи слона (преувеличивать)

- в зубах навязло (надоело)

- нашёл дорогу к сердцу (понравился)

3 задание Самый толковый капитан.

Капитанам команд предлагается по 3 слова; необходимо дать точное и лаконичное их толкование.

  • команды в это время ищут этимологию предложенных слов и зачитывают аудитории.

А) калькулятор, алгебра, белокурый Б) каникулы, астрономия, долговязый

4 задание Конкурс толмачей.

Толмачами называли переводчиков на Руси. Данное задание поможет выработать навыки правильного включения в родной язык иностранных слов.

Командам даётся по 2 - 3 иностранных слова, с которыми необходимо составить предложения. После заслушивания для подтверждения правильности необходимо найти эти слова в словаре и определить значение. Сверить со своим вариантом.

… …

ПЕ-РЕ-МЕ-НА!!!

(шутливый конкурс пуристов)

Пуристы пытались изгнать из русской речи все иностранные слова. Пусть дети попытаются построить по нормам современного языка фразу, которая у пуриста звучала бы так:

Хорошилище грядёт по гульбищу в мокроступах на позорище.

(Франт идёт в калошах по тротуару в театр.)

5 задание За кем последнее слово или цветы красноречия.

Зачастую запас слов у детей, характеризующих какой-нибудь предмет, сводится к фразам типа: я такая стою, а он такой подходит…т.е. возникает трудность в подборе определений.

Команды выстраиваются друг напротив друга. Я «бросаю» вместе с мячом первой команде слово, например, ДРУГ. Задача игрока передать мяч в другую команду, дав определение этому слову. Например, ДРУГ ВЕРНЫЙ. Главное условие - мяч должен пройти через всех игроков, а определение повторяться не должно. Проигрывает та команда, у которой остался мяч.

В заключении победившей команде присваивается звание самой языкастой, а всем участникам вручаются призы.



© 2010-2022