- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку «Грамматические забеги»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Грамматические забеги»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадяева И.А. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Кадяева Ирина Александровна
Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ»
Должность автора: учитель русского языка и литературы
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Грамматические забеги»
МБОУ «Комсомольская СОШ»
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Утверждаю ________________
Директор школы: И.Д. Шахова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАБЕГИ
(ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА)
подготовила и провела
И.А. Кадяева,
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория
ФЕВРАЛЬ 2013
Грамматические забеги
Эту игру лучше проводить в спортзале, на спортивной площадке или на открытом воздухе. Состязание совмещает в себе физические упражнения и языковые задания, т.е. от старта до доски участник должен пробежать, делая определенное физическое упражнение, а затем, выполнив задание (в данном случае морфологическое), вернуться на линию старта, где его ждет команда. Для конкурса нужны две школьные доски, мячи и мел.
Жюри оценивает качество выполнения как физических, так и языковых заданий. Большее количество баллов присуждается той команде, чей участник правильно выполнил задание и быстрее вернулся к команде. Эту роль в нашем случае выполняли родители.
Примерные задания:
1. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, высоко поднимая ноги. Задание у доски: с корнем -воз- (-ход- для второй команды) за 2 минуты образовать (и записать на доске) как можно больше однокоренных слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д.). При оценивании учитывается разнообразие.
2. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, подбрасывая мяч рукой. Задание у доски: от глаголов делать (вязать для второй команды) образовать глаголы совершенного вида и все возможные причастия (действительные, страдательные, совершенного и несовершенного вида, в прошедшем и настоящем времени). При оценивании учитывается скорость выполнения.
3. Физическое упражнение: пропрыгать от линии старта до доски «по-лягушачьи». Задание у доски: расшифровать цифры, записав слова 24, 1, 18, 19, 10, 23, 1 (15, 1, 18, 6, 24, 10, 6), определить, какими частями речи они являются (цифры соответствуют порядковым номерам букв в алфавите). При оценивании учитывается скорость выполнения.
4. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, удерживая мяч на тыльной стороне ладони вытянутой руки. Задание у доски: определить род и склонение существительных бутсы, величина, кафтан, шампунь, пальто, лепешка, проспект, дядя, оркестр, молотьба (молодежь, очки, кофе, шимпанзе, судьба, пиджак, кино, шлагбаум, павлин, куропатка).
5. Физическое упражнение: добраться до доски, передвигаясь на корточках. Задание у доски: просклонять числительные шестьсот восемнадцать (восемьсот четырнадцать).
6. Физическое упражнение: пропрыгать до доски на одной ноге. Задание у доски: распределить по частям речи слова из следующих стихотворных строк Ф.Тютчева:
Для 1-й команды
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Для 2-й команды
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
МБОУ «Комсомольская СОШ»
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
МОЙ СЛОВАРЬ ИЛИ КТО У НАС САМЫЙ ЯЗЫКАСТЫЙ
(ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛ)
подготовила и провела
И.А. Кадяева,
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория
ФЕВРАЛЬ 2012
Мой словарь, или кто у нас самый языкастый.
(игра - соревнование между командами)
Цели:
-
Продолжить знакомство со словарями
(этимологический, словарь иностранных слов).
-
Вызвать желание пополнить свой словарный запас.
Оборудование: словари (этимологический, толковый, иностранных слов, фразеологический).
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя.
- Обращаю внимание, что у разных людей разные уровни владения словом. Традиционные примеры: язык Пушкина 22933 слова, язык Эллочки-людоедочки (Ильф, Петров «12 стульев»)- 33 слова. Пусть же каждый из присутствующих определит своё место в этой системе координат.
- Краткий обзор-знакомство со словарями.
-
Можно предложить командам девизы: Мы за словом в карман не полезем
Нас за язык никто не тянул
1 задание. Чей портфель тяжелее?
Командам даётся лист с рисунком портфеля. Ученики должны за 1 минуту «заполнить» портфель словами, начинающимися на одну и ту же букву. Выигрывает тот, у кого больше.
2 задание Подбери глагол по смыслу.
Командам по очереди зачитываются фразеологизмы, надо заменить их одним словом (глаголом). Ответ следует сразу.
1-я команда: - повесит нос (приуныть)
- вставлять палки в колёса(мешать)
- надуть губы (обидеться)
- пускать пыль в глаза (хвастать)
- наступать на пятки (догонять)
2-я команда: - втирать очки (обманывать)
- зуб на зуб не попадает (замёрз)
- делать из мухи слона (преувеличивать)
- в зубах навязло (надоело)
- нашёл дорогу к сердцу (понравился)
3 задание Самый толковый капитан.
Капитанам команд предлагается по 3 слова; необходимо дать точное и лаконичное их толкование.
-
команды в это время ищут этимологию предложенных слов и зачитывают аудитории.
А) калькулятор, алгебра, белокурый Б) каникулы, астрономия, долговязый
4 задание Конкурс толмачей.
Толмачами называли переводчиков на Руси. Данное задание поможет выработать навыки правильного включения в родной язык иностранных слов.
Командам даётся по 2 - 3 иностранных слова, с которыми необходимо составить предложения. После заслушивания для подтверждения правильности необходимо найти эти слова в словаре и определить значение. Сверить со своим вариантом.
… …
ПЕ-РЕ-МЕ-НА!!!
(шутливый конкурс пуристов)
Пуристы пытались изгнать из русской речи все иностранные слова. Пусть дети попытаются построить по нормам современного языка фразу, которая у пуриста звучала бы так:
Хорошилище грядёт по гульбищу в мокроступах на позорище.
(Франт идёт в калошах по тротуару в театр.)
5 задание За кем последнее слово или цветы красноречия.
Зачастую запас слов у детей, характеризующих какой-нибудь предмет, сводится к фразам типа: я такая стою, а он такой подходит…т.е. возникает трудность в подборе определений.
Команды выстраиваются друг напротив друга. Я «бросаю» вместе с мячом первой команде слово, например, ДРУГ. Задача игрока передать мяч в другую команду, дав определение этому слову. Например, ДРУГ ВЕРНЫЙ. Главное условие - мяч должен пройти через всех игроков, а определение повторяться не должно. Проигрывает та команда, у которой остался мяч.
В заключении победившей команде присваивается звание самой языкастой, а всем участникам вручаются призы.