Урок русского языка в 6 классе «Различение на письме суффиксов -К-, -СК-»

Конспект урока русского языка в 6 классе «Различение на письме суффиксов -К- -СК-» разработан по технологии проблемно-диалогического метода обучения. Представлен вид урока-открытие нового знания. Тип знания-правило. Цель урока: совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных. Задачи: разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных; формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-; начать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Различение на письме суффиксов -к- и -ск-»

Используемая технология: проблемно-диалогический метод обучения

Цель урока:

Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Задачи:

разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,

формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,

начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму

Тип урока: открытие нового знания; тип знания- правило

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Этапы урока:

  • 1. Актуализация знаний

  • 2. Открытие нового знания

  • 3. Закрепление знания

  • 4. Проверка полученного знания

  • 5 .Рефлексия

  • 6. Домашнее задание

Ход урока

Приветствие: Здравствуйте, 6 класс, я очень рада видеть вас! (слайд 1)

Наш урок будет посвящён одной из тем, изучаемых в разделе языкознания морфологии (открывается слово на доске МОРФОЛОГИЯ). А что изучает морфология?

Урок будет состоять из трёх этапов. В каждом этапе вы можете стать обладателями номинаций ( слайд 2 ): Победил благодаря упорству, помог научиться другим, проявил талант, проявил остроумие, сделал открытие, проявил творчество, за активность.

У вас будет возможность оценить свои знания, поставить оценку напарнику, оценить деятельность другой группы. Для этого вы заполните оценочные листы

Оценочный лист

Фамилия, имя

Опорный сигнал

тест

Сигнальная карточка

Задание для группы

активность







Запишите сейчас фамилии учащихся своей группы в лист. Назначьте ответственного за выставление оценок.

А теперь запишем дату в тетради.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Слайд 3 )

Ответы учащихся (суффиксы)

Верно. Они решили принять участие в работе. Открывается слово на доске СУФФИКСЫ. А что делают суффиксы? Какую проводят работу?

Служат для образования новых слов

А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова.

Индивидуально называют слова, например, дождливый, традиционный, глиняный

К каким частям речи относятся образованные вами при помощи суффикса слова?

Имена прилагательные; способ образования суффиксальный

Открывается на доске слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

На какие вопросы отвечает и что обозначает имя прилагательное?

Какой, какая, какие, обозначает предмет

Формулирование темы урока.

Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются в тетради и проверяются на слайде

Задание. (Слайд 4 )

Учитель:

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: дача соседа, школа в Курагино, язык немцев, станок для ткачества, песня бурлака. Выделите суффиксы.

На выполнение работы 3 минуты

Ученики работают в группе, записывают в тетрадь

Посмотрим, как группы выполнили задание.

Идет проверка

Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

- К- и -СК-

Выход к учебной проблеме.

Учитель

Ученики

Итак, что же получилось? Задание получили все одно, а выполнили вы его как?

По-разному.

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока

Суффиксы прилагательных.

Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (слайд 5)

Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

2. Введение нового материала.

Решение учебной проблемы - поиск решения.

Знание открывается с помощью побуждающего диалога. (слайд 4)

Учитель

Ученики

Посмотрите на 2 столбик слов. В некоторых слова с суффиксом -К-, в других - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность

Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов -К- и -СК-?

Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

Суффикс -К- пишется после букв К, Ц и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

Подводящий диалог на случай, если ученики не справятся:

На какие (материал левой колонки ) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
Сделайте вывод, когда пишется суффикс -К-.

При каких условиях употребляется суффикс -СК-?

Сформулируйте вывод о написании суффикса -К- и -СК-.

Воспроизведение.

Учитель

Ученики

Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?

Да, верно.

О чем мы с вами не сказали?

О прилагательных, имеющих краткую форму.

Что добавим к нашему выводу?

В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -СК-.

Продуктивные задания.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.) А в это время для подсказки я вам включу видеозапись с правилом. ( используется материал сайта InfoUrok.RU).Слушайте и выполняйте. ( Слайд 6)

Листы с опорными сигналами вывешиваются на доске. Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

- Проговорим правило по опорной схеме.

Вручение номинации «Проявил талант», «Сумел доказать».

Заполните оценочный лист ( Группы оценивают друг друга)

А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я предлагаю каждой группе хором прочитать часть стихотворения. (Слайд 7 )

1 группа

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

2 группа

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

3 группа

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест .

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Деревенс..ий пастух
2. Дерз..ий поступок
3. Казанс..ая сирота
4. Рус..ий рубль

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Ткац..ий станок
2. Немец..ий язык
3. Француз..ий язык
4. Бурлац..ий труд

III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Рез..ий ветер
2. Рыцар..ий турнир
3. Голланд..ий тюльпан
4. Сельс..ий житель

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

2.Я открываю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами -К - или -СК (Развитие орфографических умений.) Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

Пиратский, рязанский, турецкий, шведский, рыцарский, богатырский, молодецкий, близкий, бедняцкий, казацкий, канадский, низкий.

Вручение номинации «Победил благодаря упорству» «Ни разу не ошибся».

Заполните оценочный лист. (САМООЦЕНКА)

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 9 )

Раз - подняться, потянуться.
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть

4. Проверка полученного знания

Работа в группах (Дифференцированные задания). Выполнять задание 5 минут и представить результаты работы на доске или прокомментировать.

1 группа. На карте-схеме Курагино найти и выписать названия улиц, в которых встречаются суффиксы -к-, -ск-. Объяснить. (слайд 10)

Урок русского языка в 6 классе «Различение на письме суффиксов -К-, -СК-»

2 группа (слайд 11-12)

Вставьте пропущенные прилагательные с суффиксом
-к- и -ск-:

В погожие ( … ) дни гостеприимно открывает двери школа. Снова звучат в её стенах смех и ( … ) голоса. Школьные звонки зовут на уроки математики, (…) и ( … ). На уроке географии мы отправляемся в ( … ) путешествие, а на физкультуре получаем заряд ( … ) здоровья. Я люблю свою школу.

3 группа (слайд 13-14)

Игра «Ищу тебя»

Ищу тебя, часть слова, стоящая после корня. Тебя видели в относительных прилагательных. Ты не столь избирателен, как твой брат, для тебя никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень. Прошу, отзовись!

Ищу тебя, часть слова, стоящее после корня, который оканчивается на К,Ц, Ч. Ты был замечен в качественных именах прилагательных, имеющих краткую и полную форму. Прошу, найдись!(Выписать и назвать слова)

Текст

Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Рез…ий ветер с каким-то диким разбойничьим свистом рвал паруса рыбачьей лодки.
Положение становилось опасным. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны. Один из этих гигантских порывов был так могуч, что, казалось, сейчас всё кончится. Небольшое судёнышко скрылось в бушевавших волнах, но тут же вынырнуло, выкинутое ураганом. В туманной дали мелькал то высокий, то низ…ий берег..
Сквозь причудливые лохмотья туч прорывались ослепительные дерз…ие стрелы молний. Ярок и зловещ был блеск этих стрел. Кипучее море бушевало.

Презентация результатов работы

Вручение номинации «Сделал открытие» «Проявил творчество», «Проявил остроумие»

Заполните оценочный лист. (Оценка учителя за выполненную работу и за общую активность)

5.Рефлексия

- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

- Что сегодня было самым трудным?.

- Выполнение какого задания не вызвало затруднений?

- Обладателем каких номинаций вы сегодня стали? (3-4 ответа)

- Какая номинация для тебя сегодня стала самой главной?

6. Домашнее задание (слайд 15)

Создайте микротекст из 5-7 предложений, в которых бы встречались прилагательные с суффиксами -к-, -ск-.

Спасибо за работу!



© 2010-2022