- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-путешествие в страну Русского языка по теме: Повторение (5 класс)
Урок-путешествие в страну Русского языка по теме: Повторение (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абросимова Е.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1».
Урок - путешествие в страну Русского языка
Тема: «Повторение».
Провела: Абросимова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Класс 5 Б
2012
Урок - путешествие в страну Русского языка.
Цель урока:
-
Систематизировать, обобщить, углубить знания учащихся по разделам русского языка.
-
Воспитывать интерес, уважение, любовь к родной культуре, к родному языку.
-
Развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока.
Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В слоеньях хребтов - изумруды да платина,
В реках - осетры, а в лесах - соболя.
Ну где - укажите! - найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения -
Могучую, звучную, сочную русскую речь!
Этими удивительными словами открывается наш необычный урок - урок - путешествие в страну Русского языка.
Наша задача на уроке: обобщить и углубить знания ранее изученного материала по русскому языку; воспитывать в себе гордость и любовь к русской культуре и русскому языку.
Эпиграфом к уроку являются слова И.С. Тургенева «Берегите наш язык, наш великий русский язык. Знание русского языка это и есть бережное отношение к нему. А путешествовать мы будем по городам: Стили речи, Орфография, Фонетика, Лексика, Морфология, Синтаксис.
I. Первая наша остановка в городе Стили речи.
1. Как вы понимаете, что такое стиль?
2. Какие стили речи мы с вами изучили?
3. Определим стили речи данных тестов?
-
Гроза - это атмосферное явление, вызываемое скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами.
-
Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся почти до земли. Блеснула молния, и раздался оглушительный удар грома.
Ну и погода ! Какое ветрище разыгралось! Быть грозе. Поди успеем добежать до дома.
-
Почему первый текст относится к научному стилю, второй - к художественному, третий - к разговорному?
II. Чтобы правильно выражать свои мысли, научиться говорить и писать выразительно, красиво мы должны хорошо знать русский язык по всем его разделам, поэтому мы сегодня и совершаем это путешествие.
Открываем тетради, записываем число и списываем с доски
Стиль (stilus - палочка для письма) - способ словесного выражения мыслей.
Чтобы успешно передвигаться по городам всей страны, общаться с его жителями, вспомним правильное написание некоторых слов. А правильное написание слов изучает город Орфография
Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.
Задание: проговорить слова по слогам, сверяя написанное с доской.
III. И вот перед нами город Фонетика. В этом городе есть очень важные места. Площадь Алфавита и Ударный переулок.
- Вспомним, что изучает Фонетика?
- А что такое алфавит?
- Сколько в современном алфавите букв?
- Сколько гласных букв? Сколько согласных?
- А рядом с Площадью Алфавита Переулок Ударный.
- Что такое ударение? (выделение голосом одного из слогов).
- А для чего нужно ударение? (чтобы правильно произносить слова, не искажать смысл).
- Да, ударение помогает нам различить смысл слова. Послушайте и отгадайте:
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
И'РИС - ИРИ'С
Я - сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь - превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
А'ТЛАС - АТЛА'С
Вспомните, многие загадки помогают нам правильно поставить в словах ударение. Отгадайте:
Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива.
Называется (крапи'ва).
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и тонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфо'р).
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный (катало'г).
Буквы-значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется всё (алфави'т).
Задание: слово юный разобрать фонетически.
IV.Следующий город Лексика.
- Что изучает Лексика?
- Посмотрите на экран, прочитайте пары слов. Как называются такие слова?
- Подберите самостоятельно к этим словам антонимы.
-
Гигант - великан
-
Отважный - смелый
-
Работать - трудиться
-
Холод - стужа
Задание : запишите предложения. Какие слова используются в них?
- Кто без кисти и белил крыши города белил?
- Белое покрывало землю покрывало.
V. Долго мы путешествуем по городам удивительной страны, и впереди у нас город Морфология.
Задание: запишете предложения под диктовку, определите падежи у имен существительных.
Наступил февраль. В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струиться свет луны. Искрится белая пороша, и на её снежной белизне отражается мерцание звезд.
- Вы выполнили это задание, и сразу попали на Падежный Проспект. Он назван в честь братьев-падежей. (Назовите падежи и вопросы к ним). А ведь кое-кто с падежами не в ладах.
- Ученик читает стихотворение «Ленительный падеж» Г. Граубина (в книге Григоряна «Язык мой - друг мой»):
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их зналют назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный.
- Морфология - огромный город. Но мы побывали только на одном из её проспектов. Впереди нас ожидает много интересного в этой стране.
VI. Наше путешествие подходит к концу, но мы еще запланировали побывать в одном городе, в городе Синтаксис.
- Задание : разобрать 3-4 предложения по членам.
VII. Итог.
Вот и закончилось наше необычное путешествие. Я думаю, оно было интересным и увлекательным. Но иногда мы случайно оказывались в Тупике ошибок. Подчеркиваю случайно, потому что мы будем стараться быть грамотными людьми и хорошо знать наш родной русский язык.
VIII. Домашнее задание. Упражнение 384.