Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова

Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова



) русская литература 7класс Дата________________

Тема урока: Ч. Айтматов. Отрывок из повести «Белый пароход»

Цели урока:

  • вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;

  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь;

  • формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.

Оборудование: портрет писателя, высказывание Айтматова, репродукции картин А. Кастеева, С. Романова, иллюстрации художников к повести.

Ход урока:

1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.

2. Проверка домашнего задания:

Прочитайте текст « Тимур и его команда» и перескажите его. Подготовить краткое сообщение о творчестве Ч. Айтматова.

3. Вводная часть

Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. АйтматоваУрок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова

1.Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова

(В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).

2.Обращение к высказыванию писателя (читает учитель).

«Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

3.Обращение к теме урока

- Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)

- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

4. Сравнительная характеристика Момуна и Орозкула.

- Ч. Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун. Орозкул)

1.Ученики читают определения (запись на доске)

Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. АйтматоваУрок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова

великодушный самодовольный

надежный эгоистичный

трудолюбивый невежественный

бескорыстный грубый

добрый жестокий

приветливый хвастливый

скромный мстительный

бесхитростный

Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

2.Беседа.

- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный - быстрый и ловкий в деле).

- Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека.Доброта не ценилась)

- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).

3.Знакомство с результатом самостоятельной исследовательской работы ученика (домашнее задание)

Цитатная характеристика героев

Момун

Орозкул

«Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительницы нашей - Рогатой Матери - оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти».

«Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?»

«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»

«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня - безрассудство».

«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!»

«Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!»

«Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда».

«Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено - значит, обязан уважать. Большая должность - больше уважения».

«Красотой сыт не будешь».


«Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?»

«Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю».

«Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок)

«Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой)

«Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли».

На основании ключевых высказываний героев ученик делает вывод о противостоянии Момуна и Орозкула, у которых такие разные жизненные позиции, нравственные ценности и ориентиры.

- Кто, по-вашему, является победителем в этой нравственной борьбе? Почему Момун все-таки стреляет в марала? (Орозкул торжествует победу. Его враждебность ко всему доброму отчетливо проступает в символической сцене зверской расправы с головой убитой Матери-оленихи. Он расправляется с лучшими чувствами, которые предал старый жалкий дед Момун и которые живут в душе мальчика).

5. Образ мальчика

Урок русской литературы в 7 классе на тему Белый пароход Ч. Айтматова

Аналитическая беседа

- Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)

- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Орозкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).

- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).

- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д.Он многому хорошему научился у деда).

- Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).

Вывод учителя:

- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

6. Осмысление заключительных слов повести.

1.Чтение отрывка учителем.

- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах - победа всего светлого в жизни).

2.Ученик читает стихотворение М. Волошина.

Пройдемте по миру, как дети.

Полюбим шуршанье осок.

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.

Таинственный рой сновидений

Овеял рассвет наших дней.

Ребенок - непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

7. Итог урока.

- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть.Детская совесть в человеке).

- А что такое совесть? (Совесть - это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).

Вывод учителя.

- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

8. Задание на дом:

1. Прочитать и пересказать его.

2. самостоятельно прочитать биографию Дж. Лондона и прочитать «Сказание о Кише»

3.Выставление оценок.



© 2010-2022