Разработка урока по русскому языку. Тема урока: «Орфография». Повторение в конце года

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Привольненская СОШ

2014-2015 учебный год.

Предмет: русский язык

Класс: 9.

Учитель: Копейко Ирина Андреевна.

Тема урока: «Орфография». Повторение в конце года. (слайд№1)

Целеполагание:

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а, и-е в корнях; повторение орфограмм с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением.

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы. Развивать умение самоконтроля.

Воспитательный аспект: совершенствовать навыки этического межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, слайдовая презентация, учебник.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Эпиграф к уроку:

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Девиз: Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли. (Слайд№2)

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение цели урока. Обобщить и закрепить знания по теме: «Орфография». Закрепить орфографический навык правописания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением; проанализировать случаи чередования гласных о-а, и-е в корнях. (Слайд №3)


  1. Проверка домашнего задания (2учащихся).


  1. Проверка знаний по орфоэпии. Работа у доски.

Расставить ударения в словах.

Свекла, километр, дефис, баловать, каталог, водопровод, кухонный, красивее, начата, тотчас, во время (разговора), созвонимся, молодежь, квартал, сливовый.


  1. Синтаксический разбор предложения.

ПАЛЬБА МЕЖДУ ТЕМ НАРАСТАЛА И ПЯТНАДЦАТОГО ЧИСЛА УТРОМ НАПОМИНАЛА БЛИЗКУЮ КАНОНАДУ СО ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ СТОРОН.

А) Почему нет запятой перед И.

Б) Найдите слово, в котором звуков больше чем букв. БЛИЗКУЮ - 7 букв, 8 звуков. Ю обозначает два звука, т.к. стоит после гласного. Запишите сокращенную транскрипцию этого слова.

6. Актуализация знаний по теме.

Что вы можете сказать о словах: НАРАСТАЛА, НАПОМИНАЛА, КАНОНАДУ.(Слайд№4)

(два первых - глаголы, третье-существительное, глаголы женского рода, прошедшего времени);

Во всех словах есть орфограммы корня.

- какой раздел лингвистики изучает орфограммы. (Орфография).

-что вы знаете об этом разделе. (Правило) (слайд№5).

Возвращаемся к словам.

-какие орфограммы вы видите в словах.(слайд№6)

Вы, наверное, поняли, что именно об этих орфограммах сегодня пойдет речь на уроке.

Давайте вспомним правила.

1-е слово с чередованием гласных о-а, 2-е с безударной гласной, проверяемой ударением. 3-е с безударной гласной непроверяемой ударением.(словарное слово).

-как вы думаете, что обозначает это слово. (слайд№7).

Работа с таблицей (Слайд№8,9). Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте карандашом запись товарища, если есть ошибки подчеркните их. Еще раз проверьте себя по упражнению №30 в учебнике.

Найдите в первой колонке слово - исключение (отрасль).

  1. Закрепление знаний. Самостоятельная работа

Какие орфограммы мы сегодня вспоминали на уроке.(ответы).

Задание: У каждого на столе отрывки из текстов. Ваша задача: выпишите слово из первого текста с чередующейся гласной в корне.

Из второго текста выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Из третьего текста выпишите слово(а) с безударной непроверяемой гласной в корне. Читаем- проверяем.

Кто справится раньше дополнительное задание. ٭Найти в 1 предложении словосочетание, построенное на основе согласования.

8. Итог урока.

Вернёмся к началу урока. (Слайд№10)

Посмотрите внимательно и скажите, все ли цели выполнили.?

Не отошли в сторону от девиза?

А для чего мы повторяли? (С примерами этих орфограмм можем встретиться на экзаменах при выполнении заданий части В).

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание . Откройте упражнение №30 заполните таблицу своими примерами.(слайд№11)







Самоанализ урока по теме : Орфография. Повторение в конце года.

Данный урок является 2м по счету в теме: «Повторение в конце года. Орфография».

При планировании урока были учтены реальные учебные возможности учащихся. Класс со средним уровнем знаний. Пять учащихся имеют более высокий уровень знаний, активно работают на уроках.

Активность учащихся на уроках средняя, у некоторых низкий уровень памяти, трудности с умением последовательно выражать свои мысли.

Целеполагание.

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а, и-е в корнях; повторение орфограмм с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, непроверяемыми ударением.

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы. Развивать умение самоконтроля.

Воспитательный аспект: совершенствовать навыки этического межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, слайдовая презентация, учебник.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Применялись следующие методы обучения: - объяснительно - репродуктивный(, беседа, анализ таблицы, схемы)

-частично - поисковый(эвристическая беседа с последующим выводом, комментарии практической деятельности с выводом, выбор примеров с опорой на наглядность).

-дифференцированный (использование наглядности и заданий рассчитанных на разный уровень учебных возможностей и подготовки учащихся).

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, с опорой на ранее полученные знания.

Структурные элементы взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа урока к другому.

Осуществлялись межпредметные связи (литература, история)

Для поддержания активности и работоспособности использовались различные виды деятельности (фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, слайдами компьютера, рабочей тетрадью, учебником, таблицами).

Использовались на уроке:

- задание на развитие памяти, внимания.

- задания репродуктивного характера на применение мыслительных действий( объясните, докажите)

- примеры, направленные на развитие воображения( работа с таблицей)

- примеры, направленные на развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать (работа у доски, работа в парах).

При планировании урока мною учтена тема самообразования «Вырабатывание орфографической зоркости учащихся». В работе опиралась на элементы технологии личностно - ориентированного обучения и использовала компьютер, как средство образной наглядности. Контроль осуществлялся поэтапно.

Во время урока были задействованы различные задания практической направленности.

Материал был интересен не только визуально, но и расширял кругозор учащихся. Позволял проявить индивидуальные способности, активизировал работу в парах.

Домашнее задание дала с учетом уровня подготовленности учащихся..


Задание:

Выпишите слово из первого отрывка с чередующейся гласной в корне.

Из второго отрывка выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Из данного предложения выпишите слово(а) с безударной непроверяемой гласной в корне.

٭Кто справится раньше дополнительное задание. Найти в предложении словосочетание, построенное на основе согласования.

№1

<…> Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

-Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. <….> Розы очень смутились.

-Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц.

-Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но она мне дороже всех вас<…> (По А.С - Экзюпери).

№2.

<…>Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы<…>

(По В. Пескову).

№3

< …> И дышалось у дуба как - то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

(По Ю. Нагибину).

Задание:

Выпишите слово из первого отрывка с чередующейся гласной в корне.

Из второго отрывка выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Из данного предложения выпишите слово(а) с безударной непроверяемой гласной в корне.

٭Кто справится раньше дополнительное задание. Найти в предложении словосочетание, построенное на основе согласования.

№1

<…> Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

-Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. <….> Розы очень смутились.

-Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц.

-Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но она мне дороже всех вас<…> (По А.С - Экзюпери).

№2.

<…>Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы<…>

(По В. Пескову).

№3

< …> И дышалось у дуба как - то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

(По Ю. Нагибину).

________________________________________________________________________

© 2010-2022