- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лекция Морфологические нормы русского языка
Лекция Морфологические нормы русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кашурина О.Е. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здравствуйте. Меня зовут Кашурина Оксана Евгеньевна. Я учитель русского языка и зав. Библиотекой школы № 48 Приокского р-на. Моя задача рассказать вам о морфологических нормах русского литературного языка и показать наиболее часто встречающиеся ошибки в профессиональной речи педагогов.
«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательная философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. И хотя она от всеобщего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению». М.В. Ломоносов.
Морфологические нормы русского литературного языка - это правила образования и употребления форм различных частей речи. Уже с начальной школы мы хорошо знаем «в лицо» основные части речи, но почему-то долгие годы произносим и пишем многие их грамматические формы с грубыми ошибками. Так, например, в магазине нам нередко предлагают «хорошую шампунь» или «красивую тюль», а в кондитерской убеждают попробовать пирожки с повидлой, потому что они сегодня более вскуснее, чем вчера. Подобные ошибки очень распространены, причем встретить их можно при употреблении всех самостоятельных частей речи. Сегодня я хочу познакомить вас с основными требованиями русского языка к образованию и употреблению форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов и служебных частей речи.
Задачи:
-
Выявить грамматические формы различных частей речи, вызывающие наибольшее затруднение;
-
Обозначить нормы образования и употребления этих форм;
-
Варианты грамматических форм, использование их в речи.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Обычно употребление имен существительных в соответствии с их родовой принадлежностью не представляет для нас особой сложности. Мы знаем, что экзамен - это сущ. Муж. Рода, контрольная работа - жен. Рода, а сочинение - среднего. При этом наше знание не опирается на соотношение слова и предмета: деление существительных по родам не отвечает никакому реальному разделению объектов окружающего мира, оно основывается только на традиции. Исключения составляют лишь названия людей и большинства живых существ. Существительные всех трех родов хорошо различаются внешне - особенностями окончаний при склонении.
Вопросы о правильности отнесения того или иного существительного к грамматическому роду мы начинаем задавать себе тогда, когда не можем по внешним, формальным признакам слова определить его родовую принадлежность. Это происходит в случае, если мы сталкиваемся в речи с
-
Аббревиатурами,
-
Существительными с суффиксами субъективной оценки,
-
Иноязычными словами,
-
Словами, имеющими родовые варианты.
ВЦИОМ известил общественность (это сущ. М.р., потому что расшифровывается аббревиатура как Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Так, вуз относится к мужскому роду, поскольку имеет нулевое окончание и склоняется по типу имен сущ. 2-го склонения. Сравните: на сайте отдела - на сайте вуза. Хотя главное слово в аббревиатуре вуз - заведение - среднего рода.
Пальтишко старое, умище гениальный, в кармане осталась лишь какая-то мелочишка, а на улице жуткая грязища.
Избежать ошибок, определяя родовую принадлежность заимствованного слова, можно, запомнив, что:
-
К мужскому роду относятся названия улиц мужского пола или лица вообще, названия животных, ветров, языков, некоторых предметов (испанский идальго, мой импресарио, белоснежный фламинго, разрушительный торнадо, литературный хинди, черный кофе), а также географические наименования, если они соотносятся с существительными мужского рода, например: красивый Нестау - мыс (м.р.), солнечный Дели - город (м.р.);
-
К существительным женского рода принадлежат названия лиц женского пола, некоторых животных (красивая леди, юная мисс, опасная цеце, соленая иваси), кроме этого географические наименования и - названия неодушевленных предметов, соотносимые с существительными женского рода, например: горная Хедлисау - река (ж.р.), свежая салями - колбаса (ж.р.);
-
К среднему роду обычно относят существительные, обозначающие различные неодушевленные предметы (клетчатое кашне, какао выпито), а к общему роду - существительные, которые могут обозначать как лиц мужского, так лиц и женского пола (случайный визави - приятная визави)
Экскурс в прошлое.
К примеру, в XIX веке привычное и хорошо знакомое нам существительное зал относилось к женскому роду. Так, у А.С. Пушкина при описании бала в романе «Евгений Онегин» мы читаем: «В огромной зале все дрожало…». А еще раньше, в XVIII веке, это слово принадлежало к среднему роду и произносилось как зало. Таким образом, данное существительное меняло свою родовую принадлежность дважды.
NB
Если существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола, то глагол - сказуемое согласуется с ним в женском роде, а прилагательное, выступающее в роли определения, в мужском, например:
Молодой (м.р.) исследователь (м.р.) увлеченно рассказывала (= лицо ж. пола) о результатах своей работы.
Опытный (м.р.) хирург (м.р.) Ковалева успешно завершила (= лицо ж. пола) операцию.
NB.
При образовании и употреблении форм числа имен существительных тоже можно столкнуться с рядом определенных трудностей:
-
Можно неправильно образовать форму числа;
-
Нередко ошибкой является сам факт образования форм числа;
-
Можно неправильно употребить форму числа, если от многозначных существительных образуются две формы множественного числа.
Они принадлежат к разным социальным средам вместо к разной социальной среде. Среда - отвлеченное существительное и имеет только форму ед.ч.
Сравните: глубина смысла и глубины океана, адыгейский сыр и твердые сыры, яркий шелк и вся в шелках, первый снег и кругом одни снега.
Учителя нашей школы
Великие учители-философы древности
Это интересно!
Категория числа в русском языке имеет самую простую и распространенную - бинарную - структуру. Однако есть языки, в которых содержится двойственное и тройственное число. Так, особая форма, обозначающая два предмета, существует в словенском и серболужском, хантыйском и вогульском языках. Тройственное число известно в некоторых племенных языках Австралии и Новой Гвинеи.
В русском языке тоже не всегда было две формы числа. Целых три таких формы существовало в древнерусском языке: единственное число (один предмет - рукав), двойственное число (два предмета - рукава) и множественное число (более двух предметов - рукавы). Позднее двойственное число утратилось и одна из форм стала лишней. В одних случаях сохранилась форма множественного числа, которая расширила свой смысл и стала обозначать количество предметов, равное двум или более двух. В других - форма двойственного числа. Так, например, современные формы очи, колени, плечи - это бывшие формы двойственного числа, вытеснившие старые формы множественного числа: очеса, колена, плеча.
Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб?
ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
-
Варианты существуют в формах родительного падежа единственного числа существительных мужского рода:
На -у(-ю): банка меду, ни грамма сахару, выпить чаю.
На -а(-я): запах меда, производство сахара, вкус чая.
-
В форме предложного падежа единственного числа существительные мужского рода в сочетании с предлогами в и на имеют вариантные окончания -у(-ю) и -е.
Падежные формы на -у(-ю): гулять (где?) в лесу, потерять (где?) в снегу, говорить (как?) на ходу.
Окончание -е: роль (в чем?) в «Лесе» А. Островского; персонаж (в чем?) в «Горячем снеге» Ю. Бондарева; Сила чувствовалась (в чем?) в степенном ходе тяжеловеса.
-
Некоторые существительные мужского рода во множественном числе имеют вариантные формы в именительном падеже. Среди них выделяются две группы слов:
-
Имена существительные, формы которых различаются по значению, представляющие собой падежные формы омонимов; сравните: боевые ордена - рыцарские ордены; школьные лагеря - противоборствующие лагери; яркие тона - тоны сердца.
-
Имена существительные, имеющие формы различные по своей стилевой принадлежности, среди которых выявляются равноправные варианты (прожекторы - прожектора, тракторы - трактора, инструкторы - инструктора) и допустимые варианты, когда форма с окончанием -ы(-и) (договоры, слесари, редакторы) используется в книжной речи, а форма с окончанием -а(-я) (договора, слесаря, редактора), также являющаяся литературной, предпочтительнее в речи разговорной.
-
В форме родительного падежа множественного числа существительные мужского рода.
Например: культура татар, англичан; не видно солдат, гусар; сто ватт, ампер; пара ботинок, сапог.
Окончание -ов(-ев): земля монголов, якутов; фотографии капитанов, полковников; много километров, сотни байтов; продажа брелоков, упаковка носков; килограмм томатов, бананов.
NB.
Существительные, заканчивающиеся на ударный слог -ер(-ёр), образуют форму им.п. мн.ч. с окончанием -ы, например:
инженЕр - инженеры, режиссЁр - режиссеры.
Существительные, заканчивающиеся на слог -ор, образуют форму им.п. мн.ч..
-
С окончанием -ы, если они обозначают неодушевленные предметы либо одушевленные предметы и относятся при этом к книжной лексике, например:
Договор - договоры, детектор - детекторы;
Лектор - лекторы, новатор - новаторы;
-
С окончанием -а, если они обозначают одушевленные предметы и относятся к общеупотребительным словам, например:
Директор - директора, доктор - доктора.
NB.
Существительные, обозначающие лицо по роду воинской службы, в форме род п. мн.ч. имеют
-
Окончание -ов(-ев), если называют отдельных лиц, например:
Несколько гусаров, трое гренадеров;
-
Нулевое окончание, если сочетаются со словами, называющими воинское соединение, например:
Эскадрон гусар, отряд драгун.
-
Образование форм родительного падежа множественного числа в существительных женского рода.
Нет свечЕй, долЕй, статЕй;
Несколько пригоршнЕй, Отраслей, увеличение мОщностей;
Участие бегуний, запах оладий (от сущ. на -ья); покупка вафель, туфель, серег; не пробовать вишен, организация таможен, но встреча барышень, околицы деревень ( от сущ. на -мя).
-
Существительные среднего рода в форме родительного падежа множественного числа:
Урожай яблок, нет мест, много ремесел, вышивка полотенец, набор блюдец (от сущ. на -це)
Приклады ружей, упражнение для коленей
Верховьев рек, найти около болотцев
-
При склонении имен существительных, имеющих форму только множественного числа.
Окончание -ов(-ев): дождаться заморозков, выборов; купить чипсов; не носить лохмотьев.
Окончание -ей: двое граблей, работник детских яслей, герои трудовых будней.
Нулевое окончание: не носить шорт, поесть макарон, ждать каникул.
ЗАПОМНИТЕ:
Пара колготок, чулок, сапог, кроссовок, шорт, лосин, мокасин, кед, серег, туфель, босоножек, сандалий, тапок, варежек.
Пара джинсов, клипсов, гольфов, носков, браслетов, брелоков, кулонов, бриджей.
Задания и упражнения.
Укажите пример с ошибкой в употреблении слова.
-
Грандиозный домина
-
Голосистая скворушка (не верно)
-
Необыкновенная силища
-
Легкое перышко
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
Исторические образы
-
Пышные и ароматные хлебы
-
Сыны Отечества
-
Ременные поводы (не верно)
Укажите пример с ошибкой в образовании формы имени существительного.
-
Качественные принтеры
-
Шерстяные свитеры
-
Дорогие плейеры
-
Российские паспорты (не верно)
Выберите пример, где нормы формообразования не нарушены.
-
Стук копытцев
-
Изготовление одеяльцев
-
Плетение кружевцев (не верно)
-
Использование зеркальцев
В каком предложении содержится ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем вызвано появление таких форм. Можно ли эту форму употребить в другом контексте?
-
Её дебютом на большой сцене стала рояль в «Вишневом саду» А. Чехова.
-
На миру и смерть красна.
-
Важные разговоры не ведутся на ходу.
-
В лесу было сумрачно и неуютно.