Конспект урока русской литературы по теме: «Родина в лирике А. Блока и С. Есенина»

Начало ХХ века принесло России много трудных испытаний. И здесь каждый выбирал для себя свой путь: искать другой, более легкой и спокойной жизни или быть русским до конца.В чем же своеобразие подхода к этой теме у каждого из поэтов?Чего больше в подходе к теме у поэтов – сходства или отличий?II.Воплощение образа Родины в конкретных художественных деталях.(Круг названных стихотворений для анализа может быть расширен. Работаем по плану:Прочтите стихотворение.III.индивидуальные задания по иллюстрац...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родина в лирике А. Блока и С. Есенина

Тема: Родина в лирике А.Блока и С. Есенина

Цели:

Сравнительный анализ.

1)Выявить общее и отличительное в изображениях темы Родины в лирике поэтов;

2)Показать связь поэтов с традициями русских классиков.

Ход урока

I.«О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многие удивлены еси, реками и кладязьми местночестными, горами крутыми, холмы высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверями различными…Городы великими, селы дивными. Всего исполнена земля русская…»

Это строки древнего летописца. С древних времен родная земля. Ее победы, и беды, тревоги и радости была главной темой отечественной литературы.

Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты XIX в: Жуковский, Рылеев, Пушкин, Лермонтов. Некрасов, Тютчев…

Начало ХХ века принесло России много трудных испытаний. И здесь каждый выбирал для себя свой путь: искать другой, более легкой и спокойной жизни или быть русским до конца.

И. А. Ильин «Быть русским - это значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем… верить в нее, все русские великие люди, все ее гении…»

«Все будет хорошо. Россия будет великой.»

Эти слова принадлежат А.Блоку.

Выбор сделан (звучат эпиграфы)

Блок и Есенин… Они были людьми разных поколений и разных истоков. Один - потомственный русский интеллигент, кумир своего поколения, другой - крестьянский сын, только начинающий пробовать свой поэтический голос. И оба отдают свое сердце и поэтическую лиру.

Они встретились весной 1915 года в Петербурге. Есенин привез свои стихи на суд Блоку. «Он вез тетрадку стихов о березах - свечках, шелковых купырях, маковых зорях, о бескрайней России. Сложенные на приволье зеленых полей, в духовных дубравах родного села Костантиново, они нравились рязанским друзьям, и пророчили ему известность, но он прежде чем испытать литературное счастье, дал зарок побывать у А. Блока. Только одному ему он верил, хотя никогда не видал его!»

А. Блок приветливо встретил молодого поэта, выслушав его стихи и признав в нем дарование, сказал: « Не каждый может быть поэтом, но кто носит в себе это начало, тому надо выбирать единственный путь и держаться его твердо, так, чтобы этот путь привел к победе.»

В чем же своеобразие подхода к этой теме у каждого из поэтов?

Чего больше в подходе к теме у поэтов - сходства или отличий?

Но для того, что бы провести сравнительный анализ стихотворений А. Блока и С. Есенина, давайте вспомним как приходит каждый из поэтов к теме России, и в чем своеобразие подхода к этой теме у каждого из поэтов.

II.Воплощение образа Родины в конкретных художественных деталях.

(Круг названных стихотворений для анализа может быть расширен. Работаем по плану:

1)Изображение природы;

2)Обращение к славным страницам прошлого. Мотив связи времен и ответственности перед грядущим;

3)Образы - символы;

6)Роль цвета в стихотворениях.)

Прочтите стихотворение.

Как по вашему наиболее ярко отразилась особенность пейзажа свойственная каждому из поэтов?

1)Русская природа

«Россия», «Русь моя, жена моя». «Выхожу я в путь открытый взору…»

Объемность образа

А)Городские пейзажи, описание дачного пригорода (Незнакомка) как воплощение странного мира сытых

Б)Мотив пути, дорога - основа образа России

В)Драматизм пейзажа «На железной дороге»

Г)Неразрывность судьбы героя с судьбой России.

Образ поэта - путника

«Гой ты Русь моя родная», «Я покинул родительский дом»

А)Лирический образ деревни как олицетворение России (намеренность темы)

Б)Мотив пути как тема разлуки с милым краем, тема ухода - возвращения «Устал я жить в родном краю»

В)Одухотворенность, яркость лиризм картин (олицетворение)

Г)Слияние лирического «Я» с миром русской деревни. Образ двойника - клен (олицетворение наоборот)

2)Связь времен

«Русь»

1)осмысление исторического пути России, воссоздание картин таинственной и мрачной старины,

«Русь»

1)Фольклорные мотивы в изображении прошлого, трагическое звучание темы «Песно о великом к»

обращение к героическим страницам прошлого «На поле

Куликовом»

2)Вера в будущее России как высокоразвитой индустриальной державы «Новая Америка»

2)Ненависть к «Железному Миргороду»,вера в то, что залог будущего - гармония между человеком и природой. «из Сорокоуста»

3)Образы символы

Традиционно для классики «Родина - мать», Н.А. Некрасов «Родина - мать, по равнинам твоим, я не езжал еще с чувством таким»

«О Русь моя» Жена моя»

Русь воспринимается напряженно - интимно. Слияние и неразрывность судеб Родины и поэта.

Родина - женское начало, божественное, святое, христианское. (Символизм)

Русь  природа  храмы (святость) «О, Русь, малиновое небо и синь, упавшая в реку»

Что-то языческое

Имажинизм

«Сквозные образы»

III.индивидуальные задания по иллюстрациям стихотворений, к ним цветовая гамма (стр 115 «поэзия Блока и Есенина»)

IV.Разные поэты, разные поколения, различные пристрастия в поэтике и художественных методах. Не найдем мы у Есенина Боковской «туманности вещей», «загадки вечной», а у Блока - Есенинской мысли о изначальном родстве человека и природы.

Но есть то. Что сближает этих двух разных поэтов - лирическая напряженность и обнаженная искренность всего, что ими написано.

Любовь к России родила эти чудные образы и звуки, и творческая сила этой любви доказывает. Что жива Россия.

«Рожденные в года глухие» «Цветите юные и здоровейте телом…»

V. Итог урока

2 отрывка из стихотворений. Определить, какой из них принадлежит Блоку, какой Есенину. Аргументировать свой ответ. «Осенний день», «Я покинул родимый дом»


© 2010-2022