- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные (6 класс)
Конспект по русскому языку на тему Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Болгар К.А. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 классе
Тема: "Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые существительные"
Цели:
-
Познакомить учащихся с разносклоняемыми и несклоняемыми существительными, научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях.
-
Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
-
Формировать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
Ход урока:
I. Орг.момент. Проверка домашнего задания.
II.Тему новую опять надо мне запоминать.
Как упомнить все слова? Разболелась голова!
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ -
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
III. Орфографическая минутка.
Задание: вспомните изученные орфограммы и покажите их графически.
Разгораться ярким плам..нем, не считаться со врем...нем, привстать в стрем..ни, прикоснуться к тем...ни, прорастить сем...на. Опора на правило на стр.88
Почему эти существительные называются разносклоняемыми? (Потому что ср.р. НО НЕ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ, ТАК КАК ОКОНЧАНИЕ - Я, ПУТЬ - )
ИП - ГУСЬ, ПУТЬ
РП - ГУСЯ, ПУТИ
ДП - ГУСЮ, ПУТИ
ВП - ГУСЯ, ПУТЬ
ТП - ГУСЕМ, ПУТЕМ.
ПП - О ГУСЕ, О ПУТИ.
ЭТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СКЛОНЯЮТСЯ, НО НЕ ПОДХОДЯТ НИ К ОДНОМУ СКЛОНЕНИЮ.
IV. Синтаксическая минутка.
Задание: записать предложения, расставив грамотно знаки препинания. Найти разносклоняемые имена сущ., определить падеж.
-
Васютка знал, что кедровка - птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
-
Матрос замолчал и стал вытирать платочком лоб, ветер играл красным шелковым лоскутком, как знаменем.
V. Несклоняемые существительные
ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
ЕСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.
Выписываем все существительные, в употреблении которых были допущены ошибки. Склоняем по падежам. Действительно, ничего не меняется.
- Как определим род?
- по полу.
-неодушевленные по слову, которым можно заменить.
- читаем учебник на стр. 90.
упр.255. Начинаем в классе.
Рефлексия.
Домашнее задание:
- сочинить свое стихотворение с разносклоняемыми сущ. или выучить их наизусть.
- правило на стр. 90