Исследоватеьская работа СМС - новый речевой жанр, влияющий грамотность школьников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

X районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района « Я познаю мир».



СМС-новый речевой жанр, влияющий на грамотность школьников.

Выполнил ученица
5 класса МБОУСОШ №18
п.Реттиховка Черниговского района Приморского края
Широкова Анна Игоревна

Научный руководитель -
учитель русского языка МБОУСОШ №18

Павликова Юлия Александровна

2016 г.

Оглавление.

Введение. 2

Глава 1. Определение понятий «СМС» и «речевой жанр»

1.1История развития СМС-сообщений 3

1.2Определение речевого жанра 4

Глава 2. «СМС» как новый речевой жанр 5

Глава 3. Влияние СМС-сообщений на грамотность человека 7

Заключение 7

Список литературы 9

Приложение№1 10

Приложение№2 11







Введение.

На улице и в магазине, на переменах в школе мы часто видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения, которые стали новой на сегодняшний день формой письменной коммуникации. Большинство её участников - дети и подростки. Постепенно смс- сообщения становятся новым речевым жанром, но не для кого не секрет, что многие учащиеся имеют неустойчивую грамотность. Что же является причиной этому явлению? Все дело в нежелании читать образцовую (классическую) литературу, в неразумном использовании информационных коммуникационных технологий.

Часто родители школьников не рады, что их дети с головой окунаются в мир безграничного текстового общения. Более того, согласно проведенным исследованиям, общение в виртуальном пространстве самым негативным образом влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию.

Я заметила, что слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, сообщениях электронной почты, SMS- сообщениях тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково - без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Пострадала и длина ответов, отличающихся чрезмерно мало слов и отсутствием желания учащихся вникнуть в глубину вопроса.

  1. Актуальность моей темы можно объяснить тем, что существуют проблемы, возникшие с появлением SMS-как нового речевого жанра.

  2. Цель нашего исследования - выявить признаки смс как речевого жанра, роль смс в общении, выявить влияние смс на грамотность школьников.

  3. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Проанализировать структуру смс

Выявить особенности стиля

Выявить влияние смс на грамотность школьника

Предметом исследования стали структура, тематика, стилистические особенности смс-сообщений, социологический опрос школьников.

Гипотеза исследования: От частого общения в интернете и повсеместного использования SMS-сообщений, человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения и содержательные фразы. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS - сообщений, то в будущем это приведет к искажению норм русского языка, что влечет за собой «вымирание» языка.

Научно -исследовательские методы:

а) наблюдение за процессом общения школьников,

б) изучение и обобщение опыта работы,

в) опрос и анкетирование.

ГЛАВА 1. Определение понятий «SMS» и «речевой жанр».

1.1 История развития SMS-сообщений.

Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. Нашла его только в Интернете.

SMS (Short Messaging Service - «служба коротких сообщений») - технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.

Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM - 140 байт. Таким образом, SMS-сообщение, написанное русскими буквами, не может превышать 70 знаков.

SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.

Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.

С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.

SMS-коммуникация стала знаковым явлением первого десятилетия ХХI века: при помощи SMS назначают и отменяют встречи, обращаются за помощью, советом, возобновляют знакомство и уклоняются от ненужного общения, приносят извинения и не стесняются демонстрировать (чаще, чем при обычном общении) тёплые, искренние чувства, «экономят средства» и не экономят эмоции, «выражают себя творчески» (особенно в поздравлениях) и ценят криативность отвечающего, вступают в игры, в том числе языковые. На сегодняшний день около 80% всего населения используют SMS - сообщения. И каждый, кто общается SMS- сообщениями допускает очень много ошибок.

Современный русский язык располагает сравнительно новым и отличающимся высокой продуктивностью способом словообразования - сокращением (аббревиацией).

В последнее время лексика русского языка имеет все шансы пополниться словами, которые возникли в результате появления универсальной формы коммуникации - SMS-языка. Появлению SMS-языка, сформированного на основе сокращений, способствовало широкое распространение высоких технологий, а именно - мобильных телефонов, разнообразных интернет - чатов, а также благодаря стремлению человека к

1.2 Определение речевого жанра.

Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник. Я представлю характеристику лишь некоторых, наиболее соответствующих моему исследованию.

1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

2. Разговор. По целям общения различаются:

а) информативный разговор;

б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);

в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.

3. Спор. Спор - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.

Глава 2. «SMS» как новый речевой жанр.

В этой главе я попытаюсь доказать, что SMS как речевой жанр имеет право на существование.

Приводимые в качестве примера сообщения взяты с разрешения обучающихся нашей школы.

Лингвистами выявлено, что характерными признаками речевого жанра являются:

- дистанционность и скорость

- информативность

- монологичность и диалогичность

- языковые особенности

- неформальный характер

- интонирование

- нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать)

- обусловленность ситуацией общения

Рассматривая каждый из признаков отдельно, можно увидеть, что:

SMS-сообщения передаются да дальние расстояния и в течение очень короткого времени.

Зайди в аську! Пообщаемся! (отправлено подруге в Киев)

Конечно, главная задача SMS донести информацию.

Завтра пара в 8-30!!!

Часто SMS-ки пишут в диалогичной форме

Я в парке, жду тебя! Уже рядом, жди, скоро буду!

Но нередко они пишутся как монологическое высказывание

Давно не общались, давай пересечёмся!

SMS-ки по сути своей есть короткие сообщения, но с целью экономии места, стремлению выдать максимум информации, используются своеобразные сокращения, совмещение русских и английских слов, свойственные только такому типу связи и, к сожалению, проникающие не только в разговорную, но и письменную речь молодых людей. Один из признаков SMS - отсутствие знаков препинания, предлогов, что сближает стиль сообщения с телеграммой.

Прив…кадела:)

го домой

Мы ба-шки ждем тя 8

SMS-ки носят неформальный характер. Это подтверждается особыми сокращениями, которые иногда используются и как нарочитые для подчёркивания неформального характера сообщения.

Чёто дубак ща греца буду

Интонирование играет важную роль в SMS-сообщении. Невозможность передать чувства голосом заменяют знаками препинания: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки призваны служить передатчиком сложного эмоционального состояния респондента

ВАУ!!!!!!!!!!!!! Хны((((((((((((((((( Ну????? А???? Да ну…

Определенная ситуация общения.

SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент, когда происходит данное действие или событие. Как мне кажется, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.

Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.

Просьба: Позвони, пожалуйста, отцу. Очень ждет.

Признание: Мамочка, я тебя люблю.

Нелинейность во времени.

SMS-сообщения нелинейны во времени, так как их можно переписывать, исправлять, дописывать.

На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами (написание по фонетическому принципу), компенсирование отсутствия мимики и жестов и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения - это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры.

Глава 3. Влияние СМС - сообщений на грамотность человека.

Сегодня н SMS язык, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких текстовых сообщений. Основные черты смски - краткость, сиюминутность и характер содержания. Популярность SMS настолько велика, что оно стало оказывать серьезное влияние на современный русский язык. Я считаю, что подобные эксперименты могут оказать губительное влияние, как на формирование личности подростков, так и на образовательный процесс в целом.

Отдельные абоненты превращают процесс передачи коротких посланий в уникальную шифровальную процедуру, заменяя некоторые слова буквами ( например, букв ч на цифру 4).

Следует отметить, что засорение лексики подобными сокращениями угрожает нашему языку. Проблема в том, что снижается уровень грамотности среди подростков из-за увлечения SMS-языком. Использование упрощенного варианта общения - максимум информации за короткий промежуток времени - способствует грубому нарушению правил в русском языке:

сонце (солнце), мыца (мыться) - фонетическая орфография;

я тя лю (я тебя люблю) - не несущие смысла части слов отсекаются;

изза (из-за)- опущение дефисов;

сдесь; харашо (хорошо) - ошибки;

Таким образом, мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникают в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом.

Заключение.

Отнесение SMS-сообщении к речевому жанру было сделано мною на основании определенных признаков, не присущих другим жанрам: дистанционность и скорость, информативность и монологичность, диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать), обусловленность ситуацией общения.

Основной принцип почти всех отправляющих - «Пишу, как говорю и слышу». Благодаря социологическому опросу (Приложение 2), можно сделать вывод, что SMS-сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильные, передают жесты и эмоции. Но проблема данного речевого жанра в том, что образовательной системе придется приложить очень активные усилия по искоренению текстовых сообщений, как формы письменного общения. Звучит это дико, но цена - сохранение языка.

Разумеется, что искоренить текстовые сообщения практически невозможно. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, сообщения оказались весьма удачным и популярным способом общения, о чем говорит статистика по количеству посланных SMS. При помощи SMS признаются в любви и разводятся, объявляют о своих достижениях и договариваются о встречах. SMS - также, отличный способ высказать свое мнение человеку, когда не хочется говорить с ним. Во-вторых, учитывая популярность SMS, это - огромный источник дохода для операторов сотовой связи. Поэтому можно предположить, что операторы встанут стеной на пути борьбы образовательной системы с губительным влиянием SMS.











Список литературы.

Википедия. SMS-сообщения. - (ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

Википедия. Функциональные стили речи. - (ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. - (http:/molodoy.gorny. ru).

Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.

«SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна - «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).- (http:/portfolio.1september.ru.).

Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.- (lib.socio.msu.ru.).

Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Орфография и пунктуация-М.:Рольф, 1997.







Приложение 1.

Словарь SMS-языка

Прив - привет

Норм -хорошо

Ваще - вообще

Спс - спосибо

Чо -что ,чего

Неа -нет

Круть - круто

Телик- телевизор

Инет -интернет

Комп-компьютер

Хош-хочешь

Прикинь- представь

Эт - это

Шпора - шпаргалка

Тема - отлично , мне нравится

Бро - от « brother» брат

ЗЫРИТЬ- СМОТРЕТЬ

Стучать- ябеднечать

Ништяк- хорошо,пойдеттруба- наказание за проделанные поступки

Тормоз- тупой

Молодежный сленг(17-30лет)

Халява - бесплатно

Красава- молодец

Смотаться- сбегать куда нибудь

Братэла - брат

Колбасится тусить - танцевать, гулять по клубам, вечеринкам.

Родаки - родители

Батя - отец

Приложение 2.

Анкета для учащихся 7-9 классов (25 уч-ся):

Общаетесь ли вы SMS - сообщениями?

«Да» - 20

«Нет» - 0% (0 чел.)

«Не всегда»-5

При оформлении SMS - сообщения на что вы больше обращаете

внимание: на краткость, быстроту или грамотность?

«На краткость» - 7

«На быстроту» - 15

«На грамотность» -3

Влияет ли SMS - сообщения на грамотность?

«Да» - 3

«Нет» - 14

«Не знаю» - 8

Всегда ли вы соблюдаете правила русского языка?

«Всегда» - 14

«Редко» - 6

«Часто» - 5

12


© 2010-2022