Урок русский язык Тема: ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 5. ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?

1) Кит - огромное млекопитающее. Млекопитающее - это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко - полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.

2) Самое большое животное в мире - кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям - китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь - млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.

- Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)

2. Формулирование темы урока.

- А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.

III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.

1. Повторение изученного о тексте.

- Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом? (Два и более.)

2. Составление схемы.

- Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.

Урок русский язык Тема: ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

3. Работа с учебником.

- Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).

Урок русский язык Тема: ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

4. Выполнение упражнения 13, с. 10.

IV. Сопоставление текстов различных видов.

1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.

2. Выяснение в ходе коллективного обсуждения, какие виды текстов прочитаны.

3. Знакомство с выводом в учебнике (с. 10).

4. Дальнейшая работа над схемой.

- Чем еще необходимо дополнить схему, составленную в начале урока? (Видами текстов.)

- Как это сделать?

Урок русский язык Тема: ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

V. Самостоятельная работа с учебником (упр. 15, с. 11).

VI. Зрительный диктант с предварительной словарно-орфографической подготовкой (упр. 16, с. 12).

1. Коллективно разбираются орфограммы в тексте, выясняется вид текста, затем дети закрывают учебники и под диктовку учителя записывают текст в тетрадь.

2. Самопроверка по учебнику.

VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.

VIII. Домашнее задание: упражнение 14, с. 11.



© 2010-2022