Урок русского языка в 7 классе (с использованием технологии развития критического мышления). Тема: Самостоятельные и служебные части речи

Тема:  Самостоятельные и служебные части речи. Цель: Сформировать понятие об особенностях самостоятельных и служебных частей  речи; развивать умение наблюдать,  анализировать, делать вывод; способствовать развитию речевой культуры.                                          Ход урока. I. Стадия «Вызов». 1. Лингвистическая разминка. Записать предложения под диктовку.        Вот уже третью ночь я не спал из-за известия, встревожившего меня.        Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.   Задание: -  Самопроверка: сверить свою запись с записью на доске, задать вопрос, если какое-то написание вызывает сомнение. -  2 ученика у доски: расставить знаки препинания, графически их объяснить.   2. Прием «Покопаемся в памяти»  ( на основе записанных предложений) ? – Назовите слова, которые обозначают предмет. Как называется  эта часть речи? ? – Назовите слова, которые обозначают действие предмета? ? – Назовите слова, которые указывают на порядок предметов при счете? ? – Назовите слова, которые указывают на предмет, но не называют его? ? – Назовите слова, которые обозначают признак предмета по действию? ? – Назовите слова, которые обозначают состояние природы?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе

(с использованием технологии развития критического мышления).

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: Сформировать понятие об особенностях самостоятельных и служебных частей речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод; способствовать развитию речевой культуры.

Ход урока.

I. Стадия «Вызов».

1. Лингвистическая разминка.

Записать предложения под диктовку.

Вот уже третью ночь я не спал из-за известия, встревожившего меня.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Задание:

- Самопроверка: сверить свою запись с записью на доске, задать вопрос, если какое-то написание вызывает сомнение.

- 2 ученика у доски: расставить знаки препинания, графически их объяснить.

2. Прием «Покопаемся в памяти» ( на основе записанных предложений)

? - Назовите слова, которые обозначают предмет. Как называется эта часть речи?

? - Назовите слова, которые обозначают действие предмета?

? - Назовите слова, которые указывают на порядок предметов при счете?

? - Назовите слова, которые указывают на предмет, но не называют его?

? - Назовите слова, которые обозначают признак предмета по действию?

? - Назовите слова, которые обозначают состояние природы?

? - Назовите слова, которые обозначают признак предмета по действию?

? - Назовите слова, которые обозначают добавочное действие при основном?

? - Как называются эти части речи?

(самостоятельные части речи).

? - какие слова мы не назвали? Какой частью речи они являются?

? - Как называются эти части речи?

(служебные части речи).

3. Прием «Ассоциация».

? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.

Запись в тетрадь темы урока: «Самостоятельные с служебные части речи».

- Формулировка задач урока: что мы должны выяснить, исходя из темы урока?

4. Прием «Кластер».

? - Почему существительные прилагательные и др. объединяются в одну группу? Что у них общего? А что объединяет все служебные части речи? (составление схемы (кластера).

Лексич. значение

Урок русского языка в 7 классе (с использованием технологии развития критического мышления). Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

II. Стадия «Осмысление».

1. Прием «Чтение с пометками».

- Прочитать теоретический материал на стр. 131, дополнить схему.

2. По схеме рассказать о самостоятельных и служебных частях речи.

3. Работа с текстом . Подготовка и написание сжатого изложения.

-Урок русского языка в 7 классе (с использованием технологии развития критического мышления). Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке по его портрету?




(Лицо, выражающее ум; слегка прищуренные глаза, всматривающиеся, кажется, в глубину, в самую суть; слегка ироническая улыбка. Человек строгих правил (судя по его одежде).

Дмитрий Сергеевич Лихачев - выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Особый его талант - говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно.

- Чтение текста учеником.

Язык - самое выразительное, чем человек обладает. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Бывает так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он умнее всех, над всеми смеется, ничего не боится. А на самом деле он не уверен в себе.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Д.С.Лихачев

? - О чем этот текст? (тема текста)

? - Какова его основная мысль?

? - Стиль речи? (публицистический)

? - Тип речи? (рассуждение)

? - Особенности построения текста рассуждения?

Т

Д

В

- Написание сжатого изложения по абзацам.

- Чтение и обсуждение полученного текста.

? - Укажите самостоятельные части речи?

? - Укажите служебные части речи? Какую функцию выполняют служебные части речи? Насколько они важны в языке?

III. Стадия «Рефлексия».

Прием «Эссе».

- Написать сочинение - рассуждение (эссе) :

«Для чего нужны служебные части речи».

- Чтение и обсуждение сочинений.

Дома: параграф 47, упражнение 284.


© 2010-2022