Конспект урока по литературному чтению 3 класс

                  Проблема развития речи является одной из основных проблем развития  личности. Хорошо развитая речь служит одним из важных средств активной деятельности  человека в современном обществе, для ученика – средством успешного обучения в школе. Богатство речи зависит от умения правильно использовать лексику разного уровня.  Проанализировав учебники Горецкого В.Г. «Родная речь», я считаю, что:           а) просматривается недостаточное количество видов работ с устаревшей              ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО

СЛАВНОМ БОГАТЫРЕ ГВИДОНЕ»

АРХАИЗМЫ КАК СРЕДСТВО ВОССОЗДАНИЯ

СОБЫТИЙ ПРОШЛОГО И ПРИДАНИЯ РЕЧИ

ОСОБОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В Х1Х ВЕК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема развития речи является одной из основных проблем развития личности. Хорошо развитая речь служит одним из важных средств активной деятельности человека в современном обществе, для ученика - средством успешного обучения в школе. Богатство речи зависит от умения правильно использовать лексику разного уровня. Проанализировав учебники Горецкого В.Г. «Родная речь», я считаю, что:

а) просматривается недостаточное количество видов работ с устаревшей

лексикой,

б) выявляется необходимость проведения работ по обогащению словарного

запаса учащихся, если проводить планомерную работу по изучению

устаревшей лексики, то повысится уровень понимания текста, увеличится

словарный запас учащихся.

Актуальность работы состоит в том, что необходимо активно обогащать

речь школьников на уроках чтения. В предлагаемых для чтения в начальной

школе текстов встречается большой объём устаревших слов, но по их

изучению ведётся весьма ограниченная работа

Решение проблемы совершенствования детской речи представляется

мне возможным через работу по формированию ряда умений:


  1. находить устаревшие слова в произведениях

  2. правильно произносить устаревшие слова

  3. давать толкование устаревшим словам ( используя словари)

  4. составлять примеры в виде связных предложений с устаревшими словами

  5. уметь использовать их в своей речи

ВЫВОД: если систематически проводить различного вида работу , связанную с устаревшей лексикой, то повысится словарный запас учащихся, уровень анализа и понимания текста и вышеуказанных умений.


УРОК - ВИКТОРИНА

ТЕМА: А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном богатыре

Гвидоне».

Архаизмы как средство воссоздания событий

прошлого и придания речи особой выразительности.

ЦЕЛИ: 1. Обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина

  1. Развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть

красоту русского языка, умение использовать в повседневной речи

устаревшие слова.

Закреплять умение самостоятельно работать с книгой.

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.



ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. учебник «Родная речь» В.Г.Горецкий

  2. портрет А.С.Пушкина

  3. магнитофон

  4. магнитофонная запись «Сказка о царе Салтане…»

  5. В.И.Даль Толковый словарь

  6. книги А.С.Пушкина

  7. рисунки учащихся

  8. карточки с заданиями




ХОД УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока.

Ребята, сегодня у нас необычный

урок. Он посвящён творчеству А.С.Пушкина. Мы с вами проделали большую работу: прочитали его сказки и стихи, провели конкурс рисунков.

Сегодня ещё раз поговорим о его сказках, поговорим об особенностях языка того времени, в котором жил поэт.

3. Вступительная беседа.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе Х1Х века. Но именно А.С.Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.

- Мы с вами знакомились со сказками А.С.Пушкина, назовите их.

- А.С.Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, - мудрость, заключенную в волшебных образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.

- Ребята, скажите, чем отличаются сказки А.С.Пушкина от сказок современных писателей?

- Как называются слова, которые мы редко используем в своей речи?

- Почему эти слова редко используются?

- Где мы можем узнать значение устаревших слов?

Знакомясь с творчеством А.С.Пушкина, мы узнали много устаревших слов, которые употребляли в Х1Х веке, узнали их значение, учились употреблять в своей речи.

Я предлагаю вам викторину «Путешествие в Х1Х век». Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины, получать различные задания.

- Посмотрим, какая из 3-х команд лучше изучила лексику Х1Х века.

ЗАДАНИЕ 1. РАЗМИНКА

Задача: умение слышать устаревшие слова

- Послушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане…» и определите, сколько устаревших слов в нём.

Три девицы под окном…

_____________________

_____________________

… А другая повариха.

ЗАДАНИЕ 2. ( на карточках )

Задача: умение правильно произносить устаревшие слова

Расставьте ударение в данных словах

Девица, светлица, оне, бояре, грамота, дитя, чудесить

ЗАДАНИЕ 3.

Дайте значение данным словам, используя словарь, составьте предложения.

Задача: умение давать толкование устаревшим словам

Молвить, палата, сума


ФИЗМИНУТКА

ЗАДАНИЕ 4.

«Узнайте по описанию» и дайте его устаревшее название

Задача: умение называть слово по его описанию

  1. Крупный населённый пункт.

Древний, шумный, чистый.

  1. Состояние взаимной вражды.

Размолвка, когда люди что-

- нибудь не поделили.

3. Место, где спят.

ЗАДАНИЕ 5. « Подбери пару»

чужеземец обжорство

чревоугодие чужой человек

цветень иностранец

шарманщик пыльца

чужанин музыкант

ЗАДАНИЕ 6. Исключите слово, не подходящее по смыслу:

Задача: умение исключать лишнее слово

аршин, верста, грош, пядь

перст, око, уста, латы

ЗАДАНИЕ 7. «Посчитай пословицу»

Задача: умение правильно применять устаревшие меры длины и веса

- Когда - то на Руси были другие меры длины и веса:

вершок равен 4,45 см.

аршин равен 16 вершкам или 71,12 см.

верста равна 500 саженям или 1,0668 м.

- Попробуйте применить эти знания в решении занимательных задач и

просчитайте известные русские

пословицы, т.е. переведите меры

длины, обозначенные словами, в

цифры.

От горшка два вершка.

За семь вёрст киселя хлебать.

Дай ему вершок, он все три аршина отхватит.

Задание 8. Рассмотрите рисунки,

нарисованные к сказке и найдите в

тексте строчки, которые подходят.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Молодцы, ребята! Как много

различных устаревших слов мы с вами повторили. Я надеюсь, что вы по необходимости будете использовать эти слова, и они украсят вашу речь.

Подсчёт баллов и оценивание работ учащихся.







Учащиеся называют сказки.




Похожи на народные песни, напевы, легки, звучат как музыка.

Много слов, которые мы сейчас не употребляем в своей речи.

Архаизмы. Устаревшие слова, вышедшие из употребления.

Появились новые слова, которые заменили устаревшие.

В толковых словарях.






7 слов



Девица, светлица, оне, бояре, грамота, дитя, чудесить



Молвить - сказать, вымолвить

Палата - большое богатое здание, помещение

Сума - мешок из ткани, кожи для ношения чего - нибудь




1.град - город

2.брань - война, битва

3.ложе - постель

чужеземец - чужой человек

чревоугодие - обжорство

цветень - пыльца

шарманщик - музыкант

чужанин - иностранец


пядь

латы






8,9 см

213см




© 2010-2022