Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику Т. Ф. Курдюмовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛа

«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

__________/Бирюкова Л.В./

Приказ от 31. 08. 15 г № 110

Рабочая программа

по литературе

Уровень общего образования (класс): среднее общее образование - 10 класс

Количество часов: 102 ч.

Учитель: Попова Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (6-е издание. Дрофа 2010г.)

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (5-11классы, 6-е издание. Дрофа 2010г.)

Литература в современных условиях является одним из этапов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; - развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства; освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В десятом классе ученик знакомится с предметом на историко-литературной основе.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Структура предмета «Литературы» в 10 классе дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В десятом классе представлена русская литература XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.

Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.

Предмет литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования

Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, практикумы, работа в парах.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных сочинений, тестирования.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации на изучение предмета «Литература» на базовом уровне в 10 классе отводится 102 часа из расчета 3часа в неделю. Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (среднего общего образования) и учебному плану образовательной организации.

Сочинений -7

4.Результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

5.Содержание учебного предмета.

1. Введение (2ч.)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

2. Литература I половины 19 века

А. С. Пушкин (8+1р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»»

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (7+1р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект"

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

3. Александр Николаевич Островский (6+1р/р)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.

4. Иван Александрович Гончаров (6)

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. Полемика с Тургеневым о русском романе.

«Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.

Объективность повествовательной манеры. Функции предметно-бытовой детали, пейзажа.

5. Иван Сергеевич Тургенев (7+1р/р)

Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.

6. Федор Иванович Тютчев(3)

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

7. Афанасий Афанасьевич Фет(2)

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

8. Литература 60 - 7- годов 19 века

Н.С. Лесков (2ч.)

Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

9. Николай Алексеевич Некрасов (7)

Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.

10. Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин (4ч.)

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина (повторение на основе ранее изученного).

«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.

11. Федор Михайлович Достоевский (8+1р/р)

Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство. «Преступление и наказание». Воплощение замысла писателя. Особенности повествовательной манеры. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном ми романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

12. Лев Николаевич Толстой (13+2р/р)

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

Роман «Война и мир» и его читатели.

13. Современная литература о войне

ВОВ в творчестве писателей и поэтов 20 века.

14. Антон Павлович Чехов (6+2р/р)

«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. «Случайные» герои в случайной жизни. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

Проза Чехова. Рассказы: «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» .

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

15. Зарубежная литература (6)

Западноевропейская литература XIX века: своеобразие литературного процесса, основные направления, методы, стили, имена: Мопассан, Ибсен.

Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои.

Русский и западноевропейский романтизм и реализм: взаимосвязь и взаимовлияние.

Виды деятельности учащихся:

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных сочинений, комплексного анализа текстов, тестирования.

Сочинение № 1 ( Творчество А.С.Пушкина)

Сочинение № 2 (Творчество М.Ю.Лермонтова)

Сочинение № 3 (Творчество А.Н.Островского)

Сочинение № 4 ( Творчество И.С.Тургенева)

Сочинение № 5 (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Сочинение № 6 (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Сочинение № 7 ( Творчество А.П.Чехова)

6.Тематическое планирование.

Разделы программы

Количество часов по разд.

Количество часов по программе

Количество часов по раб. прого

Фор.контр.

1.

Литература XIX века

45+4р/р

45+4р/р

45+4р/р

Сочинений-4

2.

3.

Русская поэзия второй половины XIX века

Зарубежная литература

43+4р/р

6ч.

43+4р/р

43+4р/р

Сочинений-3

Содержание

Количество часов по теме

Количество часов по прогр.

Количество часов по рабочей программе.

Фор.контр.

1

Литература первой четверти XIX


Введение. Русская история и русская литература XIX века.

1

1

1

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Державин,В. Жуковский, К.Н.Батюшков

1

1

1

2.

А.С.Пушкин

8+1р/р

8+1р/р

8+1р/р

Сочинение-1

3.

М.Ю.Лермонтов

7+1р/р

7+1р/р

7+1р/р

Сочинение-1

4.

Н.В.Гоголь

3

3

3

5.

Романтическая литература середины века.

1

1

1

6.

Н.Г.Чернышевский

1

1

1

7

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

4

4

8

И.А.Гончаров

6

6

6

9

А.Н.Островский

6+1р/р

6+1р/р

6+1р/р

Сочинение-1

10

И.С.Тургенев

7+1р/р

7+1р/р

7+1 р/р

Сочинение-1

11

Русская поэзия второй половины XIX века

1

1

1

12

Ф.И.Тютчев

3

3

3

13

А.А.Фет

2

2

2

14

Н.А.Некрасов

7

7

7

15.

Ф.М.Достоевский

8+1р/р

8+1р/р

8+1р/р

Сочинение-1

16.

Л.Н.Толстой

13+2р/р

13+2р/р

13+2р/р

Сочинение -1

17

Н.С.Лесков

2

2

2

18

А.П.Чехов

6+2р/р

6+2р/р

6+2р/р

Сочинение -1

19.

Зарубежная литература

6

Всего- 102ч.

6

6

Сочинений -7


7.Учебно -методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование учебного оборудования

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1

Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (5-11классы, 6-е издание. Дрофа 2010г.)

Для учителя

2

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях; Москва, 2012 г. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова.

Для учителя и учащихся

3

Егорова, Н.В., Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009

Для учителя

4

Литература в школе. (журнал)

Для учителя

5

Русская литература XIX век. Большой учебный справочник.

(Анализ текста. Вопросы и задания. Основное содержание. Библиография. История создания произведений. Москва «Дрофа», 2001г.)

Для учителя и учащихся

6

Русские писатели XX века. Большой учебный справочник.

(Москва «Дрофа», 2000г.)

Для учителя и учащихся

Печатные пособия

1

Таблицы

Изобразительно - выразительные средства. Тропы.

Для учащихся и учителя

2

Раздаточный материал по темам.

Дидактические карточки

3

Самостоятельные и тестовые работы .

Для поручного, потемного и итогового контроля

4.

Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XX века.

Для учащихся и учителя

Экранно-звуковые пособия (могут быть и в цифровой форме)

1

CD-диск - Уроки литературы с применением информационных технологий (8-11классы).Методическое пособие. Составители Е.С.Квашина, Т.Е. Коптяева. Москва «Планета». 2013г.

Для учителя и учащихся

2

CD-диск - Уроки литературы с применением информационных технологий (5-11классы). Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы.

Методическое пособие. Составители Г.М.Вялова, Т.А.Чернова. Москва «Планета». 2013г.

Для учителя и учащихся

3

CD-диск

4

CD - диск мультимедийное приложение к учебнику

5

CD-диск

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Компьютер

1

2

Цифровые образовательные ресурсы

1

Интернет - ресурсы;

2

Медиатека;


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

нет

Натуральные объекты

1

нет

Демонстрационные пособия

1

нет


8.Календарно- тематическое планирование.

Дата

Тема урока

к/ч

Цели урока.

Тип урока

Виды деятельности

Оборудование

Литература

102

Система отслеживания

Литература 1 четверти 19 века.


1

2


3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20


21


22

23

24

25

26

27

28


29

30

31

32

33

34


35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50


51

52


53


54

55


56

57

58

59

60

61

62


63

64

65

66

67

68

69

70

71


72

73

74

75-76

77

78

79

80

81

82

83

84

85-86


87

88


89

90

91

92

93

94

95-96


97

98

99

100

101

102





























Введение. Русская история и русская литература 19 века.

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Державин, В.А.Жуковский,

К.Н. Батюшков.

А.С.Пушкин

(8+1р/р)

А.С.Пушкин: личность, судьба, творчество.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной ссылки.

(Поэма «Цыганы». Лирика дружбы и любви.)

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. «Поэту», «Пророк», «Памятник».

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

Философская лирика А.С.Пушкина.

Петербургская повесть «Медный всадник»

Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея..

Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути.

(В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин»)

Р.р.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов

(7+1р.р.)

Личность, судьба, эпоха.

Художественный мир поэта.

Философская лирика.

(«Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён», «И скучно, и грустно…», «Выхожу один я на дорогу»

Любовная лирика.

(«Я не унижусь пред тобою …», «Нищий», «Нет не тебя так сильно я люблю …», «Молитва»).

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.«Прощай немытая Россия», «Родина»

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.

(«Поэт», «Пророк», «Есть речи - значенье»

Поэма «Демон» Философский смысл поэмы.

Роман «Герой нашего времени».

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Р.р.Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь (3ч.)

Очерк жизни и творчества писателя. Художественный мир.

(«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»)

«Петербургские повести» и тема «маленького человека»

Поэма «Мёртвые души». Образ Дороги в «Мёртвых душах»

Романтическая литература середины века.

(Исторические романы А.К.Толстого, А.Ф.Вельтмана. Литературная критика40-70-х годов)

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» «Четвёртый сон Веры Павловны»

М.Е.Салтыков-Щедрин (4ч.)

Краткий очерк жизни и творчества

Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина.

«История одного города».

Замысел, история создания, проблематика.

Иван Александрович Гончаров (6ч.)

Краткая биография писателя.

Роман «Обломов». Проблематика. Композиция.

«Обломовщина». Сон Обломова.

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике.

(Добролюбов, Дружинин и Писарев о романе и его герое)

Александр Николаевич Островский.(6+1р.р)

Жизнь и творчество драматурга.

Комедия А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся»

Драма «Гроза».Обитатели города Калинова.

Система образов, приёмы характеристики героев пьесы.

Протест Катерины против «тёмного царства». Трагедия героини.

Оценка пьесы русской критикой

Р.р.Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

И.С.Тургенев (7+1р/р)

Очерк жизни и творчества писателя.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа.

Базаров и его мнимые последователи

Базаров в системе действующих лиц. Идеологический спор «отцов» и «детей»

«Вечные темы» в романе.

(Любовь и счастье в романе)

Смысл финала романа.(Смерть Базарова)

Полемика вокруг романа «Отцы и дети»

Р.р. Сочинение по творчеству

И.С.Тургенева.

Русская поэзия второй половины 19 века.

(А.Н.Майков, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, Козьма Прутков).

Ф.И.Тютчев (3ч.)

Очерк жизни и творчества.

Тема родины в творчестве Ф.И.Тютчева.

(«Нам не дано предугадать…»;место человека в мире «Два голоса», «Цицерон», тема России «Умом Россию не понять»).

Любовная лирика в творчестве Ф.И.Тютчева.

(Сопоставительный анализ стихов. («Я помню время золотое», «К.Б.»).

А.А.Фет (2ч.)

Художественный мир поэта.

(«Поэтам», «Муза»4 тема любви «Сияла ночь», «Шёпот, робкое дыхание»..)

Философия природы в лирике А.А.Фета.

Н.А.Некрасов

( 7 ч.)

Очерк жизни и творчества.

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания поэмы.

Замысел, жанр, композиция.

Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка»

Образы крестьянок. Женская доля на Руси.

Образы народных заступников в поэме.

Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы.

Ф.М.Достоевский

(8+1р/р)

Очерк жизни и творчества.

Роман «Преступление и наказание». История создания романа.

Петербург Достоевского - одно из главных действующих лиц романа.

(Тема «униженных и оскорблённых»)

Раскольников, его учение и бунт: взаимоотношение автора и героя.

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина.

Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора.

Эпилог романа.

Ф.М.Достоевский «Идиот»

Р.р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой

(13+2р/р)

Жизненный и творческий путь писателя

«Севастопольские рассказы»

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа.

Светское общество Петербурга и Москвы.

(Салон А.П.Шерер. Смерть графа Безухова)

Изображение войны 1805-1807 годов.

(Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских).

«Мысль семейная» в романе

Л.Н.Толстого.

(Именины у Ростовых…)

Нравственные искания А.Болконского.

«Любимый герой» Л.Н.Толстого П.Безухов.

«Что есть красота?»

Образ Н.Ростовой.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

Кутузов и Наполеон

«Мысль народная»

Эпилог романа.

Изображение мирной жизни.

Р.р.Подготовка к написанию сочинения по роману-эпопее «Война и мир»

Написание сочинения по роману-эпопее «Война и мир»

Н.С.Лесков (2ч).

Очерк жизни и творчества.

«Очарованный странник»

А.П.Чехов

( 6+2р/р)

Художественный мир А.П.Чехова.

Рассказы А.П.Чехова 90-х годов. «Дама с собачкой»

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

«Вишнёвый сад». История создания пьесы.

Два сюжета пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад»

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад».

Главный образ пьесы.

(сад как символ комедии)

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.П.Чехова

Р.р. Написание сочинения по творчеству А.П.Чехова.

Зарубежная литература (6ч.)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 19 века.

О.де Бальзак «Гобсек»

В.Гюго «Собор Парижской богоматери»

Э. По «Золотой жук»

Г. де Мопассан «Ожерелье»

Г.Ибсен «Кукольный дом»

1


1

1

1.


1.

1.

1

1

1

1

1

1

1.

1

1


1

1.

1

1

1.


1


1

1

1


1.

1

1

1


1

1.

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1


1

1

1

1


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1


1

1

1

1

1


1


2

1

1

1

1

1

1


Познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской литературы конца 18-19 века с точки зрения истории и литературы.; на примерах показать значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса. Литературное направление: классицизм, сентиментализм, романтизм

Значение и влияние Пушкина А.С. на творчество поэтов последующих поколений.

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии.

Трагизм мировосприятия и его преодоление. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века.

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения.

Аллегорический смысл, словесн6ые образы, анализ лирического стихотворения.

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Понятия «лишний человек», эпиграф, лирический герой, лирические отступления.

Расширить представления учащихся о жизни и творчестве поэта, его художественном мировоззрении, мнообразиии лирической тематики поэзии Лермонтова и её художественном своеобразии.

Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического в окружающем мире.

Определить основные мотивы лирики: т ема любви. Своеобразие любовного чувства в лирике М.Ю.Лермонтова.

Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, любовь к Родине, её народу и её природе.

Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, размышления о роли поэта и поэзии, мотив одиночества.

Определение философского смысла поэмы и её философского содержания: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии.

Композиционное своеобразие романа, признаки реализма и романтизма в романе.

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на поэтов последующих поколений.

Расширить представление о личности писателя, его творческом пути и художественном мире.

Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя».Принципы создания характера «маленького человека»

Своеобразие композиции поэмы. «Микросюжеты» и их роль в поэме.

Литературное движение в России 1840-1870-х годов

Политические и эстетические взгляды Чернышевского. Понятие утопии. Идеологические, этические проблемы в романе.

Познакомить с основными этапами творчества писателя.

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках.

Познакомить с замыслом, историей создания повести, композицией и жанром.

Познакомить с биографией писателя, его художественным миром.

Сложность и противоречивость натуры Обломова.

Сопоставить Обломова и Штольца

Женские образы романа; анализ взаимоотношений героя с женскими персонажами.

Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа.

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути драматурга.

Приёмы и способы создания комического эффекта в пьесе, особенности речевой характеристики и типизации персонажей.

Познакомить с историей создания пьесы; определение художественного и жанрового своеобразия, рассматривания образов в сопоставлении «тираны» и «жертвы»

Сопоставление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «тёмным царством»

Систематизация знаний о значении творчества Островского А.Н.

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути писателя, его художественным миром.

Особенности жанра романа и причины его развития в середине 19 века.

Отражение в романе общественно- политической ситуации в России. Образ русского дворянства.

Образ главного героя; Особенности психологизма и воспроизведения действительности.

Представление о многостороннем подходе критиков в романе, а также выработка собственной оценки произведения.

Систематизация знаний о значении творчества

И.С. Тургенева.

Кризис лирической поэзии в 1840 -е годы: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой.

Основные этапы жизненного и творческого пути.

Формирование представления о философских основах произведений поэта.

Наблюдение за точностью в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека в лирике Тютчева Ф.И.

Основные этапы жизненного и творческого пути.

Формирование представления о философских основах произведений поэта.

Импрессионизм поэзии Фета.


Знакомство с основными этапами жизни и творческого пути поэта, с художественными особенностями и своеобразием идейного содержания лирики поэта.

Своеобразие художественного мира Н.А.Некрасова.

Познакомить с особенностями жанра и композиции.

Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства. Сатирические принципы изображения помещиков; истоки сильного характера русской женщины. Познакомить с особенностями жанра и композиции.


Познакомить с основными этапами творчества писателя.

Раскрыть идейно- нравственную проблематику романа, его главный конфликт

Раскрыть столкновения «правды» Сонечки и «правды « Раскольникова. Полемика вокруг романа.

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления.

Система персонажей романа, определение значения каждого из них для понимания позиции главного героя.

Символический смысл романа.

Познакомить уч-ся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя, с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат.

Познакомить с историей создания романа.

Особенности психологизма, «диалектика души». Богатый и сложный мир героев романа.

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев.

«Мысль семейная» в эпопее. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы бизких, но и за судьбы мира.

Различие путей нравственных поисков героев романа - П.Безухова , А.Болконского

Женские образы романа - Н.Ростова, М.Болконская. Их роль, судьба.

Исторические личности на страницах романа.

Картины войны в романе.


Знакомство с личностью и судьбой писателя, этапами творческого пути, художественным миром; идейно-художественным своеобразием произведения. На примере Флягина раскрыть значение темы проповедничества в творчестве Лескова.

Личность и судьба писателя.

Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное,отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах.

Проблема истинных и ложных ценностей. Духовное оскуднение личности.

Основные принципы «новой драмы», особенности сюжетного построения пьесы. Особенности речевой характеристики персонажей.

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.П.Чехова на формирование литературного и духовного мира читателей.


Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.

Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод, Фролло.

Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.

Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществим.

Образ героини. Вопрос о правах женщин.

Вводный урок


Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.


Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р


Комбиниров.


Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний

Комбиниров.

Комбиниров.


Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.


Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.


Урок усвоения новых знаний. Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р.

Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.


Комбиниров.


Урок усвоения новых знаний

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.


Урок усвоения новых знаний.

Комбиниров.

Комбиниров.

Комбиниров.


Комбиниров.

Урок р/р


Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.


Организация совместной учебной деятельности.


Организация совместной учебной деятельности.


Беседа.

Беседа, проблемные задания.

Выразительное чтение стихотворений.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.


Организация совместной учебной деятельности

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Анализ стихотвор.

( по группам)

Анализ стихотвор.

Выборочное чтение

Беседа, проблемные задания.

Анализ эпизодов.

Беседа, проблемные задания.


Организация совместной учебной деятельности


Выборочное чтение

Беседа


Фронтальный опрос.

Самостоятел.

Работа.

Обсуждение прочитанного


Обсуждение прочитанного

Анализ эпизодов.

Организация совместной учебной деятельности.


Выборочное чтение

Анализ эпизодов.

Характеристика персонажей.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение

Анализ эпизодов.

Характеристика персонажей.

Чтение по ролям

Характеристика персонажей.

Обсуждение прочитанного.


Выразительное чтение и анализ стихотворений.


Выразительное чтение и анализ стихотворений.


Выразительное чтение и анализ стихотворений



Беседа

Характеристика персонажей.

Обсуждение прочитанного.

Обсуждение прочитанного.

Характеристика персонажей.

Выборочное чтение.



Обсуждение прочитанного.

Характеристика персонажей.

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного.



Обсуждение прочитанного.

Характеристика персонажей.

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного


Обсуждение прочитанного.

Характеристика персонажей.

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного.

Чтение по ролям.

Характеристика персонажей

Выборочное чтение.

Анализ эпизодов.

Обсуждение прочитанного.

Чтение по ролям.

Характеристика персонажей.


Индивид. сообщения

Сообщение

Портрет

Презетация.

Наизусть стихи.



Наизусть

Сочинение.

Сообщение

Портрет

Презетация



Наизусть

Наизусть


Сочинение.

Сообщение

Портрет

Презетация


Презетация

Презетация


Сообщение

Портрет

Презетация



Сообщение

Портрет

Презетация



Презент.

Портрет



Сочинение.

Сообщение

Презент.

Портрет




Сочинение.


Сообщение

Презент.

Портрет



Сообщение

Презент.

Портрет


Сообщение

Презент.

Портрет




Сообщение

Презент.

Портрет




Сочинение.


Сообщение

Презент.

Портрет







Сочинение.

Сообщение

Презент.

Портрет

Сообщение

Презент.

Портрет






Портрет

Портрет




9.Система оценки учебного предмета.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание, и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.
    Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
    С помощью сочинений проверяются:
    а) умение раскрыть тему;
    б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
    в) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка


Основные критерии отметки


Содержание и речь


Грамотность


«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.


В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.


В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.


«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.


В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.




Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.


2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО заместитель директора по УР

МБОУ УБСОШ _________ Петренко Н.В.

№ 1 от 27.08.2015 года

_______________ Разуваева И.Ю. « 28» августа 2015 года.




.




15


© 2010-2022