Конспект урока Правописание корней кос-кас

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Правописание корней с чередованием гласных а - о.

Корни - лаг- -лож-, -кас- -кос-.

Цели: повторить правописание безударных гласных в корне слова; теоретические сведения о чередовании; сформировать у учащихся умения и навыки сопоставлять материал, данный в пособии «Русский язык. Практика», со сведениями учебника «Русский язык. Теория»; совершенствовать орфографические умения и навыки.

Ход урока.

Оргмомент. Повторение

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в любое время года.

Весной рябина зацветала так пышно, что казалась белым облаком, опустившимся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине.

Работа с текстом (. На нём изображение рябины зимой, снегири):

Выразительное чтение. Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)

Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)

Определите тему текста (рассказ о рябине)

Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)

Озаглавьте текст. (Рябина)

Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)

Назовите средства художественной выразительности (Открывается слайд № 4.На нём перечислены средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?

Каково оно? Какое предложение подсказывает это?

Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне слова. На какие группы делятся безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые). Значит, у вас должно получиться 2 столбика. Проверочные слова подбираем устно. Гласные подчёркиваем. Проверка. Открывается слайд № 5. На нём слова с безударными гласными распределены на 3 группы. Вопрос детям: «Почему?» (В русском языке есть ещё безударные чередующиеся гласные, написание которых подчиняется особым правилам).

Запишите тему нашего урока (учитель пишет тему на доске): «Правописание корней с чередованием гласных а - о. Корни - лаг- -лож-, -кас- -кос-».

Давайте понаблюдаем над словами с таким чередованием и сформулируем правило. На них в два столбика написаны слова (1 столбик учитель пишет на доске и разбирает вместе с детьми; 2 столбик дети выполняют самостоятельно, комментируя) :

Излагать - изложить Касаться - коснуться

Слагать - сложить Касается - прикосновение

Предлагать - предложить Касательная - коснусь

Вывод-правило: В корнях - лаг- -лож-, -кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.

Давайте обратимся к нашему учебнику и проверим, правильный ли вывод мы сделали. Дети читают правило на странице 166.

Ребята, давайте определим, что обозначают корни с чередованием -кас- -кос-. Все ли слова с такими корнями будут с чередованием гласных? (При затруднении обращаемся к «Толковому словарю».

Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь

Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме

Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь)

Тренировочные упражнения на закрепление:

Лингвистическая сказка.

У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена.

Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».

Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)

Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать однокоренными к словам с чередованием корней Кас - Кос? Почему? Какое значение имеют слова с корнями -кас- -кос- в записанных словах?

В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

Коснуться, сложение, изложение, слагаемое

Косматый, касательная, проложить, прилагать

В каком ряду во всех словах пишем гласную а?

Излагать, прикосновение, соприкасаться

Располагать, касаться, облагать

В каком предложении есть слова с орфограммой « а - о в корнях с чередованием»?

Наступила весна, и косолапый мишка вылез из берлоги.

Бабочка, летая, коснулась крылышком цветка.

Домашнее задание :Составьте диктант на правописание корней с чередованием а - о (25 слов)

Выполните упражнение № 571

Оценки за урок.



© 2010-2022