- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Правописание корней кос-кас
Конспект урока Правописание корней кос-кас
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Душабаева С.Т. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Правописание корней с чередованием гласных а - о.
Корни - лаг- -лож-, -кас- -кос-.
Цели: повторить правописание безударных гласных в корне слова; теоретические сведения о чередовании; сформировать у учащихся умения и навыки сопоставлять материал, данный в пособии «Русский язык. Практика», со сведениями учебника «Русский язык. Теория»; совершенствовать орфографические умения и навыки.
Ход урока.
Оргмомент. Повторение
У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в любое время года.
Весной рябина зацветала так пышно, что казалась белым облаком, опустившимся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине.
Работа с текстом (. На нём изображение рябины зимой, снегири):
Выразительное чтение. Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
Определите тему текста (рассказ о рябине)
Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)
Озаглавьте текст. (Рябина)
Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
Назовите средства художественной выразительности (Открывается слайд № 4.На нём перечислены средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне слова. На какие группы делятся безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые). Значит, у вас должно получиться 2 столбика. Проверочные слова подбираем устно. Гласные подчёркиваем. Проверка. Открывается слайд № 5. На нём слова с безударными гласными распределены на 3 группы. Вопрос детям: «Почему?» (В русском языке есть ещё безударные чередующиеся гласные, написание которых подчиняется особым правилам).
Запишите тему нашего урока (учитель пишет тему на доске): «Правописание корней с чередованием гласных а - о. Корни - лаг- -лож-, -кас- -кос-».
Давайте понаблюдаем над словами с таким чередованием и сформулируем правило. На них в два столбика написаны слова (1 столбик учитель пишет на доске и разбирает вместе с детьми; 2 столбик дети выполняют самостоятельно, комментируя) :
Излагать - изложить Касаться - коснуться
Слагать - сложить Касается - прикосновение
Предлагать - предложить Касательная - коснусь
Вывод-правило: В корнях - лаг- -лож-, -кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.
Давайте обратимся к нашему учебнику и проверим, правильный ли вывод мы сделали. Дети читают правило на странице 166.
Ребята, давайте определим, что обозначают корни с чередованием -кас- -кос-. Все ли слова с такими корнями будут с чередованием гласных? (При затруднении обращаемся к «Толковому словарю».
Дотрагиваться до кого-либо или чего-нибудь
Затрагивать что-нибудь в разговоре, письме
Иметь отношение к кому-нибудь или чему-нибудь)
Тренировочные упражнения на закрепление:
Лингвистическая сказка.
У королевы Орфографии братья-близнецы Кас - Кос жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена.
Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья,- шептали они корню Кос.- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень Кас гони подальше».
Засомневался корень Кос. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
Как быть корню КОС? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка назвать однокоренными к словам с чередованием корней Кас - Кос? Почему? Какое значение имеют слова с корнями -кас- -кос- в записанных словах?
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?
Коснуться, сложение, изложение, слагаемое
Косматый, касательная, проложить, прилагать
В каком ряду во всех словах пишем гласную а?
Излагать, прикосновение, соприкасаться
Располагать, касаться, облагать
В каком предложении есть слова с орфограммой « а - о в корнях с чередованием»?
Наступила весна, и косолапый мишка вылез из берлоги.
Бабочка, летая, коснулась крылышком цветка.
Домашнее задание :Составьте диктант на правописание корней с чередованием а - о (25 слов)
Выполните упражнение № 571
Оценки за урок.