Урок по темеПонятие о деепричастии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 7 класс

Тема. Что такое деепричастие


Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

развивающая: развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);

воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.

Ход урока

I. Организационный момент. Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха! 1

Запись числа и слов "классная работа".

II. Новая тема.

…...Мотивация учащихся к учению.

Актуализация ранее полученных знаний.

---Как вы понимаете высказывание ученого-лингвиста Александра Матвеевияа Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». 2

Задание:

В чём особенности каждой части речи?

Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание.

Задание:

Определите части речи в предложении:

Поужинав, козаки ложились спать, выпустивши по траве спутанных коней своих.

КТО АВТОР СЛОВ? 4

Обращает внимание в диалоге с учащимися на

-способы классификации частей речи,

-обоснованность ответов,

-умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы.

Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий?

Как вы определили?

А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему?

А мы раньше встречались с таким явлением?

А признаки каких частей речи в данных словах (поужинав, выпустивши)?

Найдите в предложении слово, обозначающие основное действие. (ложились)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол - действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (поужинав, выпустивши)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)

Итак, запишем тему урока:

2 Деепричастие

Цель нашего урока: получить представление о деепричастии

Как вы понимаете слово "деепричастие"? Обратимся к его строению.

Деепричастие = Дее + причастие } составное слово 2

Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица "дее"? К чему же будет причастно? (к действию)

Обратимся к справочному материалу.

УЧЕНИК Из истории деепричастия

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику Мелентием Смотрицким (публицистом, учёным-филологом, церковным деятелем) в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?

Знакомимся с таблицей: Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.

вопрос

деепричастие

1.Что такое деепричастие?

2. Что обозначает? (грамматическое

значение)

3. На какие вопросы отвечает?

4. От какой части речи образуется?

5. Имеют суффиксы:

6. Признаки глагола

7. Признаки наречия

8. Каким членом предложения может

быть?

9. Роль в речи

4 Анализ предложений. 3

Космонавт рассказывает о полете и улыбается.

Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.

_Найдите основы.

--В каком предложении от одного выделенного слова можно поставить вопрос к другому?

-- В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия?

--А в каком неоднородные? Каким словом обозначено основное действие? Каким добавочное?

ВЫВОД: что обозначают деепричастия?

++++ в таблицу Что обозначает? (грамматическое значение) «обозначает добавочное действие и одновременно характеризует основное действие» записываем в таблицу

Давайте потренируемся определять основное и добавочное действие. Распечатано на партах

Туманы висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями.

Стаи перелетных уток, шлепая крыльями, поднимаются с воды.

Они, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, прислушиваются к лесному эху.

5. А какие вопросы можно поставить к деепричастию? 4

Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. (раздатка)

Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.

  • Работать ( ) засучив рукава.

  • Смеяться ( ) покатываясь со смеху.

  • Бежать ( ) сломя голову.

  • Слушать ( ) затаив дыхание.

  • Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?

Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий. (затем появляется слайд со вставленными вопросами /по щелчку)

Предлагаю прикрепить таблички с вопросами на доску («отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?) Вопросы запишите в таблицу.

У каких частей речи похожие вопросы? ( у глаголов, у наречий)

6. Выпишите в столбик только деепричастия. Крича, идущий, прошлый, улыбаясь, выскочив, замахнувшись, играючи.

-- от чего образовались деепричастия?

От глаголов ------в таблицу

Рядом напишите глаголы

7. У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы . 1

----Как вы думаете, что это? это опознавательные морфемы СУФФИКСЫ

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.

-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-

Давайте рассмотрим редкие деепричастия, употребляемые в речи 1

брехать

1 (бреша)

врать

1 (вря)

ждать

2 (ждя)

лгать

1 (лгя)

лезть

1 (лезя)

лечь

3 (легши)

мазать

1 (мажа)

мочь

3 (могши)

писать

2 (пиша)

плясать

1 (пляша)

резать

2 (режа)

сыпать

1 (сыпля)

чесать

2 (чеша)

8. - Какие глагольные признаки имеет деепричастие? 2

Гладя-поглядев

Взлетая- улыбаясь

(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)

А время можно определить у деепричастий? Нет!

1

9. Физкультминутка

Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.

В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.

Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.

Задание: 3

10 Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.

Проверка: поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь

Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу. Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.

  • Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)

  • Почему? С чем это связано?

  • Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)

С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие

11. Произвести синтаксический разбор предложения. 2

Журча, еще бежит за мельницу ручей.

Каким членом предложения является деепричастие?

ВЫВОД таблица обстоятельство

12. Как вы думаете, зачем нужны деепричастия в речи?

Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Р. Саути «Лодорский водопад». (слайд)

Кипя,

Шипя, 2

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

• Что в этом стихотворении показалось необычным?

Охарактеризуйте данные слова с точки зрения морфологии.

(52 деепричастия в стихотворении!)

Необычность стихотворения в том, что оно состоит преимущественно из деепричастий , используется олицетворение с целью создания картины, образа «живого» водопада. Форма стихотворения напоминает нарастающий поток воды.

. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи): глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи), крадучись (ср. идти крадучись), припеваючи (ср. жить припеваючи), умеючи (ср. пользоваться умеючи) и некоторые другие.

Употребление деепричастий во фразеологических оборотах 2

"Аукцион фразеологических оборотов"

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо - Засучив рукава

Работать плохо - Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

Без особого на то желания - Скрепя сердце.

Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи.

Не зная броду, не суйся в воду.

3

Самостоятельная работа. Вспомнить и записать пословицы с деепричастиями.

• Какую же роль играют деепричастия?
- Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой.
- Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.


Домашнее здание сочинить сказку о деепричастии ( Коротких, Абликов, Дзюбчик, Коновальчик, Луханина, Гюлумян) 2. Сделать подборку пословиц, поговорок, фразеологизмов с деепричастиями Прусаков, (Якушев, Афанасьева, Андриянова,Иванова,) , Составить вопросы по параграфу 141- остальные







  1. Прочитайте текст. Найдите глаголы и деепричастия , обозначающие основное и добавочное действия.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

- Но я не понимаю его язык.

- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

- А как зовут моего Ангела? - спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

-Проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке.

- Проведите лексический эксперимент: замените все деепричастия глаголами. Что изменилось? Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод (выводы запишите в тетрадь).


  1. Реконструкция текста.

Прочитайте текст, озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль притчи. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу деепричастия с зависимыми словами или одиночные деепричастия.

Что изменилось в составленном вами тексте?

Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча - это я! Ее огонь - моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.

Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Проверка:

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.

(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия - суффиксы)

Упражнение 2. Закончите предложения. Следите за тем, чтобы действие обозначаемое деепричастием, совершалось тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначенное глаголом-сказуемым.

Тренировочное творческое задание:

1. Выходя из дома…

2. Возвращаясь домой…

3. Узнав о его приезде…

4. Не имея адреса …

5. Робко озираясь…

6. Боясь нарушить тишину…

Упражнение 4. От одного из данных в паре глаголов образуйте деепричастие, распространите его зависимыми словами. Составьте предложения с деепричастным оборотом, употребив второй глагол пары в качестве сказуемого. Следите за тем, чтобы образованное вами деепричастие в сказуемое- глагол представляли действие одного лица или предметов.

Образец. Читать и выписывать.

Читая книгу, я выписываю незнакомые слова.

Задания для индивидуальной работы.

1. Переписать и сдать.

2. Возвращаться и встретиться.

3. Подняться и позвонить.

4. Войти и зажечь.

5. Окончить и уехать.

6. Сидеть и беседовать.

7. Проснуться и вскочить.

8. Идти и опираться.

9. Возвратиться и увидеть.

10. Демонстрировать и разъясниться.

Задание 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.

1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

- Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия?

Задание 1.

Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» сначала целиком, затем по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

- О каких основных действиях говорится в отрывке?

- Какими средствами Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

- Сделайте вывод о функции деепричастия в речи.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.Н.Гвоздева: «Деепричастия...устраняют однообразие в перечне

отдельных действий одного и того же лица».

Сегодня я узнал..

-Теперь я могу…

-Я понял, что…

-Меня удивило…

Дидактический материал


Карточка № 1

«Дорисуйте» действие, выраженное глаголом, добавив в предложения одиночное деепричастие или деепричастный оборот. Поставьте их в начале, в середине или в конце предложения. Объясните графически постановку знаков препинания.

1) Волны весело плескались о берег. 2) Звезды ярко светили на небе. 3) Волны неслись вперед. 4) Мы стояли на вершине горы. 5) У ручья сидел человек. 6) Ветер шевелил листвой деревьев.

Карточка № 2

Подчеркните те устойчивые словосочетания, в состав которых входят деепричастия. С 3-4 из них составьте и запишите предложения

Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос, несолоно хлебавши, мчаться во весь дух, нестись сломя голову, смотреть выпучив глаза, работать не покладая рук, бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.

Тест по теме «Деепричастие»

Задание 1. Укажите верные утверждения.

Деепричастие обозначает …

  1. основное действие предмета;

  2. признак предмета;

  3. качество предмета;

  4. добавочное действие предмета.

Задание 2. . Укажите верные утверждения.

Деепричастие соединило в себе признаки…

  1. существительного;

  2. прилагательного;

  3. наречия;

  4. глагола;

  5. причастия.

Задание 3. Укажите верные утверждения.

Общие признаки деепричастия и глагола…

  1. наклонение;

  2. спряжение;

  3. вид;

  4. лицо;

  5. время;

  6. род;

  7. возвратность (невозвратность).

Задание 4. Укажите верные утверждения.

Суффиксами деепричастий являются:

  1. -енн-, -нн-, -т-;

  2. -вш-, -ш-;

  3. -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

  4. -вши-, -ши-;

  5. -а-, -я-, -в-.

Задание 5. Укажите деепричастия:

  1. растаял;

  2. растаяв;

  3. растаявший;

  4. унеся;

  5. унесши;

  6. унесший;

  7. задумав;

  8. задумавшись.

Задание 6. Укажите предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие:

  1. Космонавт слушает и улыбается.

  2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

  3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

  4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

  5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

Задание 7. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:

  1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

  2. Я открыл окно и залюбовался видом.

  3. Брат склонил голову и писал что-то.

  4. Разложив игры, дети сели в кружок.

  5. Уставшая, она не хотела идти дальше.

Задание 8. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. устроившись на ночлег;

  5. запертый дома;

  6. заперев дом.

Задание 9. Укажите деепричастие совершенного вида:

  1. беспокоясь;

  2. закончив;

  3. отдыхая;

  4. продумывая;

нарисовав.


© 2010-2022