Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов.Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов.Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов.Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов.Конспект урока по теме Правописание букв Е-И в корнях слов.УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность ученика:

Предметные - научиться использовать алгоритм выбора орфограммы в корнях с чередованием Е-И.

Метапредметные и личностные - формирование УУД.

Задачи:

Познавательные

  • определять слова, имеющие корни с чередованием е-и,

  • отличать корни с чередованием от корней с безударными гласными, проверяемыми или не проверяемыми ударением,

  • узнать условия выбора букв е - и в корнях с чередованием,

  • правильно писать слова, имеющие корни с чередованием е-и,

  • графически обозначать условия выбора орфограмм;

Регулятивные УУД

  • формулировать проблему урока,

  • высказывать предположения на основе наблюдений,

  • понимать учебно-научный текст,

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую,

  • устанавливать закономерности,

  • обобщать.

Коммуникативные УУД

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД

  • формирование выраженной познавательной мотивации,

  • формирование умения концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию,

  • рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

РЕЗУЛЬТАТ

Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Отвечают учителю.

Все готовы к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

- Отгадайте загадку:

По квартире ходит Слон

Собирает мусор он.

Всё в квартире уберёт,

Никто пыли не найдёт.

-Найдите однокоренные слова. Что привлекло ваше внимание? (Однокоренные слова написаны с разными буквами. Возможно, это слова с чередованием). Так ли это, мы узнаем сегодня на уроке.

-Отгадывают загадку, сверяют ответ с рисунком на слайде.

-Отвечают на вопрос.

-Мотивационная основа к деятельности.

-Обучающиеся заинтересованы, хотят узнать о новых корнях с чередованием.

Актуализация знаний

Даёт задание:

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Слова представлены на слайде.

См_тана, гор_зонт, б_готня, отт_пель, с_нева, прос_ка, м_дведь.

Выполняют задание по цепочке, с комментарием.

- Умеют определять слова, имеющие корни с чередованием е-и, отличать корни с чередованием от корней с безударными гласными.

Проблематизация

-Задаёт речевую ситуацию:

У кого-то по квартире ходит Слон, а вам самим нужно было убрать в своей комнате, но нужно срочно уйти, а вы не успели это сделать. Используя слова УБ_РАТЬ, УБ_РУ, напишите маме записку. Объясните орфограммы, пропущенные в данных словах.

- Задаёт вопрос: какая возникла проблема?

-Пишут записку, пытаются объяснить орфограмму.

-Отвечают на вопрос, формулируют проблему.

- Сформулирована проблема: мы не знаем, какую букву написать в корне в словах убирать, уберу.

Целеполагание, формулирование темы урока.

Задаёт вопросы:

- Почему мы не можем воспользоваться каким-либо известным правилом?

- Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Например, РОСТ, но РАСТЕНИЕ пишется с буквой А, КЛАНЯЕТСЯ, но ПОКЛОН).

Формулируют цель и тему урока.

Поставлена цель: узнать условия выбора букв е - и в корнях с чередованием.

Сформулирована тема урока: Буквы е-и в корнях с чередованием.

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Даёт задание.

- Ребята, на слайде вы видите пары однокоренных слов. Выделите корни, попытайтесь найти закономерность написания буквы И в словах левого столбика.

Задаёт вопросы:

-Какую закономерность вы увидели? Обсудите в парах.

- Кто предложит коллективу свою точку зрения?

-Согласитесь или опровергните данную точку зрения.

-Попытайтесь сформулировать правило.

-Прочитаем правило в учебнике, чтобы убедиться, верна ли наша гипотеза.

- Составим алгоритм выбора Е или И.

-Представьте данное правило в виде схемы.

-Вернёмся к нашей загадке. Верно ли наше предположение?

-Выполняют задание.

Разбирать -разберу

Отпирать-отпереть

Задирать-задеру

Вытирать-вытереть

Замирать-замереть

Блистать-блестеть

Расстилать-расстелить

Выжигать-выжечь

-Отвечают на вопросы.

-Выдвигают гипотезу.

-Формулируют правило.

-Читают правило в учебнике.

-Составляют алгоритм действий:

Алгоритм:

1. Нахожу корни (пир-пер, мир-мер, дир-дер и другие);

2. Смотрю, есть ли после корня суффикс А;

3. ДА- пишу И,

НЕТ - пишу Е.

-Составляют схему на доске.

И - А,

Е - А.

1.Высказывают предположения на основе наблюдений, что написание е-и зависит от наличия/отсутствия суффикса А.

2.Убедились в этом, прочитав правило.

3.Понимают учебно-научный текст.

4.Устанавливают закономерности, обобщают.

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6.Осмысливают информацию.

7.Преобразовывали информацию из одной формы в другую,

Физминутка

На слайде вы видите шуточное стихотворение (учитель читает), которое поможет вам запомнить правило. Встаньте, и прочитаем это стихотворение хором.

Собирать, стирать, задира -

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

-Задаёт вопрос: как это стихотворение поможет запомнить правило?

Сообщает:

Таким способом это правило запоминали многие ученики и раньше.

-Встают, читают хором стихотворение.

-Отвечают на вопросы.

Первичное запоминание условия выбора букв е - и в корнях с чередованием.

Первичное применение знаний, развитие орфографических умений.

Даёт задание, следит за правильностью выполнения

Выполняют упражнение № у доски (продолжаем цепочку)

-Применение правила

правильно писать слова, имеющие корни с чередованием е-и,

-графически обозначать условия выбора орфограммы.

Домашнее задание

Задаёт вопрос:

- Как вы считаете, что нужно выполнить дома?

Отвечают на вопрос. (Предположительно: выучить правило и применить его на практике, выполнив упражнение)

Домашнее задание:

ПРАВИЛО с. 130, & 71.

УПРАЖНЕНИЕ 695 или 696 (по выбору). Упражнения разного уровня сложности.

Подведение итогов, рефлексия

Вывешивает на доске рисунки: сундук, кофемолка, урна, вопросительный знак.

Сундук - сложу, авось когда-нибудь пригодится.

Кофемолка - информацию переработаю.

Урна - всё выброшу.

Вопросительный знак - не понял(а), хочу уточнить.

Задаёт вопрос: что вы собираетесь сделать со знаниями, приобретёнными на уроке? Приклейте стикер к выбранному рисунку.

-Прокомментируйте выбор.

Приклеивают стикеры к рисункам, комментируют (по одному человеку с каждого рисунка).

P.S. очень надеюсь, что «выбрасывать» никто будет.

-Рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-Обучающиеся понимают важность информации урока.


© 2010-2022