Рабочая программа элективного учебного предмета Деловой русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного учебного предмета «Деловой русский язык» для 10 класса составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы) : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- с.25-33).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и

методических рекомендаций:

Приказа Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», письмо Минобрнауки России от 24.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников», решение методического совета МБОУ СОШ№8 (протокол от 30.04.2014г. №4), приказ «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №8, на 2014-2015 учебный год» от 01.09.2014г. № 380-од;

Образовательной программы, принятой на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г.), утвержденной приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од);

«Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ №8» (приказ от 01.09.2014г. №376-од).

УМК:

  1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: учеб. пособие для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: хрестоматия для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  4. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: практикум для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

Рабочая программа курса имеет следующие цели обучения:

  • сформировать готовность к получению профильного высшего образования;

  • обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в официально деловой речи );

  • повысить общую речевую культуру;

  • дать представление о нормах устной и письменной деловой речи;

  • расширить активный словарный запас учащихся;

  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле

В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной, - в качестве приоритетных выделяются три блока умений:

  1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.

  2. Классификации и обобщения.

  3. Самоконтроль.

Основные задачи курса определены с учетом сложившейся специфики современного гуманитарного образования:

К ним относятся:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

  • формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации);

  • развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

  • повышение культуры деловой речи и уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

  • совершенствование общеучебных интеллектуальных, информационных умений и навыков в области деловой речи и делового общения;

  • формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

Основные задачи профильного образования, связанного с деловой коммуникацией, заключаются в следующем:

  • обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний;

  • получение практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных);

  • обучение профессиональному общению в области избранной специализации;

  • формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста;

  • формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.

Общая характеристика учебного предмета

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта а профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности

Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

Для будущего специалиста имеет значение:

  • социально-коммуникативная компетенция (проявляется в способности участников совместной деятельности посредством языка и социокультурных знаний устанавливать межличностную коммуникацию для достижения конкретных задач - публичное выступление с научным докладом, презентация и т.д.);

  • профессионально-деловая компетенция (представляет собой умение посредством языка, предметных и социокультурных знаний организовать и оптимизировать тот или иной вид профессионально-делового взаимодействия личностей).

Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Он складывается из следующих тематических разделов:

  1. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

  2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

  3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения ; устная и письменная разновидности официально-делового языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; официально-деловой стиль.

Место предмета

Программа рассчитана на 69 часов (1 час в неделю): 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.

Принципы отбора содержания учебного материала

  1. принцип рассмотрения и изучения единиц языка на синтаксической основе. Предполагает рассмотрение фактов языка как элементов предложения, в котором реализуются их основные признаки, проявляются новые значения и возможности в передаче смысла, в выражении эмоциональной и стилистической окраски;

  2. принцип семантического подхода к предложению как синтакцической единице. Предполагает определение функции синтаксических единиц, выполняемой ими в тексте, требует анализа взаимодействия различных единиц языка - синтаксических, лексических, морфологических;

  3. принцип коммуникативного подхода к обучению языку. Предполагает активизацию речемыслительной деятельности учащихся, обучение языку через общение и осмысление актуальных речевых жанров, анализ языкового материала от функции к форме, выделение текста как основной коммуникативной единицы;

  4. принцип изучения единиц языка на текстовой основе. Предполагает рассмотрение языковых единиц в структуре текста с позиции их текстообразующих функций. Под текстообразующей функцией понимается способность языковых единиц участвовать в создании текста.

Содержание учебного предмета

МОДУЛЬ 1

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Тема 1. Культура делового общения

Характеристика профессионально-деловой сферы коммуникации.

Деловое общение: Устное - письменное. Диалогическое - монологическое. Межличностное - публичное. Непосредственное - опосредованное. Контактное - дистантное.

Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение.

Жанровые разновидности письменного и устного общения: Письменная деловая речь. Устная деловая речь. Совещания, собрания. Реклама.

Организационно-распорядительная документация - разновидность письменной деловой речи: Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления: Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты.

Лексика языка деловых документов: Номенклатурная лексика. Технические термины. Сокращения.

Грамматика языка деловых документов: Унификация грамматической структуры словосочетания, словоформы.

Синтаксис языка деловых документов: Доминирование простых предложений. Осложнение однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Порядок слов. Рубрикация простого предложения. Параллельные синтаксические конструкции.

Деловые бумаги: Автобиография. Заявление. Резюме. Апелляция.

Тема 2. Формы и культура деловой коммуникации

Темы и ситуации делового общения: Тематико-ситуативный принцип организации учебного курса русского языка для деловых людей.

Деловая беседа по телефону: План телефонного разговора.

Деловое совещание: Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания совещания. Место, где оно будет проходить. Фамилии и должности докладчиков. Время, отведенное на каждый вопрос. Место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

Пресс-конференция: Структура пресс-конференции: Вводная часть. Приветствие. Объяснение. Программа. Представление выступающих. Правила проведения пресс-конференции.

Инновационные формы делового общения: Презентация. Собрания акционеров. Брифинг. Выставки и ярмарки товаров.

Традиционные жанры деловой коммуникации: Публичная речь. Интервью. Комментарий.

Требования к публичной речи:5 этапов подготовки и произнесения речи: Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Меморио. Акцио.

Специфические жанры деловой коммуникации: Спор. Полемика. Прения.

Деловая дискуссия: Дискуссия. Групповая дискуссия.

Критерии деловой коммуникации: Цель проведения. Контингент участников. Регламент. Коммуникативные средства реализации намерений. Организация пространственной среды. Ожидаемый результат.

Структура деловой беседы: 5 фаз деловой беседы: 1) начало; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений.

Факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно: Профессиональные знания. Ясность.

Наглядность. Постоянная направленность. Ритм. Повторение. Внезапность. Юмор и ирония.

МОДУЛЬ 2

УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Тема 1. Деловой этикет как часть культуры делового общения

Деловая этика: История этикета.

Речевой этикет: Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковный (православный) этикет.

Служебный (деловой) этикет. Сетикет.

Этикетная формула: Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

Тема 2. Риторика - часть культуры делового общения

Эмоциональность речи: Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии: Информационные. Контрольные.

Для ориентации. Подтверждающие. Ознакомительные. Однополюсные. Встречные. Альтернативные. Направляющие. Провокационные. Вступительные. Заключающие. Закрытые.

Открытые. Зеркальные.

Тема 3. Паралингвистика

Паралингвистические средства: Фонационные. Кинетические. Графические.

Невербальная коммуникация: Жестовый контакт. Дистанция. Ориентация. Внешний вид. Поза тела. Кивок головой. Выражение лица. Жесты. Взгляд. Паравербальные и экстравербальные контакты.

Энергетика речи

Характеристики человеческого голоса: Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Режим речи.

МОДУЛЬ 3

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Тема 1. Официально-деловой стиль

Функциональные стили русского языка. История формирования официально-делового стиля. Документ. Стандартизация языка деловых бумаг. Реквизит.

Тема 2. Официально-деловой стиль как язык документов

Особые типы текстовой организации текста: Трафарет. Анкета. Таблица.

Тема 3. Язык деловой переписки

Высокая степень терминированной лексики. Именной характер речи. Частотность отыменных предлогов и предложенных сочетаний. Развитие собственно канцелярских значений. Стантдартизация лексической сочетаемости. Формально-логический принцип текстовой организации. Отсутствие эмоциональности, узкий диапазон речевой экспрессии. Максимальная степень этикетных требований.

Тема 4. Жанры письменной деловой речи

Формирование языковой компетенции: Грамматические особенности текстов и письменной деловой коммуникации. Отбор синтаксических конструкций. Особенности лексики делового общения. Формирование специального словаря делового человека.

Речевые формулы, шаблоны, идиомы.

Тема 5. Деловые письма

Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости.

Функциональные признаки: Требующие обязательного письма-ответа, не требующие ответа.

Виды деловых писем: инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация); письмо-просьба; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-извещение; письмо-напоминание; письмо-предупреждение; письмо-декларация (заявление); письмо-распоряжение; письмо-отказ; сопроводительное письмо; гарантийное письмо.

Признак адресата: Обычное письмо. Циркулярное письмо.

Форма отправления: Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайпная и телеграфная связь.

Структурные признаки деловых писем: Регламентированные письма, нерегламентированные письма.

МОДУЛЬ 4

НОРМЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

Тема 1. Языковые аспекты официально-делового стиля

Разновидности официально-делового стиля. Основные средства официально-делового стиля.

Тема 2. Лексические нормы деловой речи

Паронимы. Плеоназм. Тавтология.

Тема 3. Лексические нормы устной деловой речи

Формирование речевой и коммуникативной компетенции: Обучение различным видам речевой деятельности. Рецептивная и продуктивная речь в устной форме. Спонтанное диалогическое и полилогическое общение в деловых ситуациях. Социально-коммуникативные роли участников профессионально-делового общения.

Нормы устной деловой речи: Дублирование книжной лексики и терминологии. Усеченные варианты экономической и юридической терминологии. Профессиональная лексика.

Сублексикон устной деловой речи: Межстилевая лексика. Незнаменательная лексика.

Ситуации делового общения: Строго официальная. Официальная - неофициальная.

Тема 4. Фразеология деловой речи

Правила употребления фразеологизмов.

Тема 5. Грамматические особенности письменной деловой речи

Формы кодифицированной письменной речи. Нарушение грамматических норм письменной деловой речи.

Тема 6. Грамматические особенности устной деловой речи

Деловая диалогическая речь. Нарушение норм устной деловой речи.

Тема 7. Синтаксис письменной деловой речи

Синтаксическая организация текста: Правильный порядок слов. Согласование подлежащего со сказуемым. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Структура простого и сложного предложений. Рубрикация.

Тема 8. Синтаксис устной деловой речи

Тема 9. Фонетические нормы в деловой речи

Тема 10. Фоноционные средства устной деловой речи

Дополнительный блок «Выбор профессии»

Учебно-тематический план


урока


Тема


Количество часов


10 класс


1

1. Деловая коммуникация

Деловое общение: Устное - письменное. Диалогическое - монологическое. Межличностное - публичное. Непосредственное - опосредованное. Контактное - дистантное.

Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение

4

2

Жанровые разновидности письменного и устного общения: Письменная и устная деловая речь. Организационно-распорядительная документация. Реклама. Деловые бумаги. Лексика, грамматика, синтаксис языка деловых документов

2

3

Формы и культура деловой коммуникации:

Деловая беседа. Структура деловой беседы: 1) начало; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений. Деловая беседа по телефону

2

4

Деловое совещание:

Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания совещания. Место проведения

2

5

Пресс-конференция:

Структура пресс-конференции. Правила проведения пресс-конференции. Вводная часть. Приветствие. Объяснение. Программа. Представление выступающих

2

6

Инновационные формы делового общения:

Презентация. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров

2

7

Традиционные жанры деловой коммуникации:

Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи: Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Меморио

2

8

Специфические жанры деловой коммуникации:

Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения

4

9

2. Устное и письменное деловое общение

Деловой этикет: Деловая этика. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение

4

10

Риторика - часть культуры делового общения: Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии

2

11

Паралингвистика

2

12

Невербальная коммуникация

2

13

Энергетика речи

2

14

3. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи

Функциональные стили русского языка. История официально-делового стиля. Язык деловых бумаг

3


Итого за 10 класс

35 часов


11 класс


15

Официально-деловой стиль как язык документов. Трафарет. Анкета. Таблица

3

16

Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи

2

17

Деловые письма. Виды деловых писем

2

18

4. Нормы деловой речи

Языковые аспекты официально-делового стиля

2

19

Лексические нормы деловой речи

4

20

Фразеология деловой речи

2

21

Грамматические особенности письменной деловой речи

4

22

Грамматические особенности устной деловой речи

2

23

Синтаксис письменной деловой речи

2

24

Синтаксис устной деловой речи

2

25

Фонетические нормы деловой речи

2

26

Фонационные средства устной деловой речи

2

27

5. Дополнительный блок «Выбор профессии»

6


Итого за 11 класс

34часа

Итого:

69 часов

Требования к уровню достижений обучающихся

Предполагается, что, усвоив программу курса «Деловой русский язык», учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи;

  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;

  • уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему;

  • знать организацию речи в соответствии с видом и ситуацией общения, правила речевого этикета;

  • усвоить нормы делового письменного и устного языка, средства создания деловой письменной и устной речи;

  • следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

  • определять цель и понимать ситуацию общения;

  • учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

  • прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;

  • направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

  • трансформировать вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владеть основными видами публичных выступлений (дискуссии, дебаты, полемика и т.д.);

  • осмысливать цель чтения, находить нужную информацию по заданной теме, свободно ориентироваться и воспринимать тексты официально-делового стиля;

  • развить способность задавать содержательные вопросы касательно курса делового русского языка.

Контроль уровня обученности

Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоение материала:

30-40 % времени - на освоение теоретического материала; 70-60 % времени - на выполнение практических заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, практикумов. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).

Промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: «Портфель курса», эссе, различные творческие задания, тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т.д.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

для учителя:

  1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: учеб. пособие для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: хрестоматия для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  4. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: практикум для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  5. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В.Загоровской. - Воронежский госпедуниверситет, 2004. - 243 с.

  6. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «Егэ». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 192 с.

  7. Русский язык. 11 класс: орфография: готовимся к итоговой аттестации / авт.-сост. Г.Н.Великая.- Волгоград: Учитель, 2010.- 71 с.

  8. Максимович Т.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С)/ Т.И.Максимович, И.А.Пугачев.- М.: Астрель: Олимп, 2009.- 142с.

  9. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене / Т.А.Долинина.- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 128 с. -(Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).

  10. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С).- М.: Издательство «Экзамен», 2009.- 94 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

  11. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч.С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с.

  12. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену / Л.Ф.Коновалова.- 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.- 288 с.- (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).

  13. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с.

  14. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 2007. - 586с.

  15. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  16. .Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  17. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  18. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  19. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

для ученика:

  1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: учеб. пособие для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: хрестоматия для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

  4. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: практикум для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с.

  5. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 2007. - 586с.

  6. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  8. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  9. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  10. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова



© 2010-2022