Урок русского языка в 11 классе на тему Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Тире в неполном предложе­нии. Виды синтаксического разбора.

Задачи:

а) образовательные - повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении;

б) развивающие - формирование пунктуационных навыков; умения определять структуру неполных предложений, делать синтаксический разбор предложений;

в) воспитывающие - вырабатывать способности к занятиям повышенной трудности, воспитание языкового чутья.

Ход урока.

I Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке нам предстоит повторить структуру неполных предложений, определять интонационные особенности в них и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; расширить знания по теме. Лишний раз убедиться, что неполные предложения придают речи живость, естественность, непринуждённость, устраняют многословие, облегчают общение. Практический смысл изучаемого - расширение синтаксического кругозора, что поможет в повседневной речевой деятельности, потому что неполные предложения способны придавать высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

II Повторение.

1. Предложение.

- Минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее законченностью.

2. Виды предложений по структуре, по цели высказывания, по наличию гр. основ

III Работа по теме.

I Вступительное слово учителя.

Естественно, выделиться и привлечь внимание своей речью сможет лишь человек, говорящий ясно, выразительно, точно. Поэтому такой человек и будет замечен в обществе и успешен в делах.

Хотелось бы в качестве эпиграфа к уроку взять слова одного из лучших стилистов А.П.Чехова: "Краткость - сестра таланта".

Афоризмы о краткости и ясности изложения принадлежат и многим другим известным людям, например:
«Краткость - душа остроумия» (Уильям Шекспир).
«И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть» (Блез Паскаль).
«Много говорить и много сказать не есть одно и то же» (Софокл).
«Настоящее красноречие - это умение сказать все, что нужно, но не более того» (Франсуа де Ларошфуко).
«Величайшее из достижений оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон).
«Главное достоинство языка - в ясности» (Стендаль).
«Тот истинный мудрец, кто многое умеет сказать коротко и ясно» (Аристофан).

2. Объяснение нового материала.

С точки зрения полноты структуры, предложения делятся на полные и неполные.

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, где налицо преимущество неполных предложений.

Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Он легко восстанавливается из предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора, например: В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах - зрелой терпкой смолой древесины.

Во 2-й части сложного предложения пропущено сказуемое, которое восстанавливается из 1-й части.




/Прочитать в лицах диалог из "Евгения Онегина."/

Князь на Онегина глядит. - Ага! Давно ж ты не был в свете. Постой, тебя представ-лю я. - Да кто ж она? - Жена моя. - Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли? - Около двух лет. - На ком? - На Лариной. - Татьяне! - Ты ей знаком? - Я им сосед.

Князь на Онегина глядит. - Ага! Давно ж ты не был в свете. Постой, тебя представлю ей я. - Да кто ж она? - Она жена моя. - Так ты женат! Не знал я ране, что ты женат!

Давно ли ты женат? - Давно, около двух лет я женат. - На ком давно, около двух лет ты женат? - Около двух лет я женат на Лариной. - Около двух лет ты женат на Лариной Татьяне! - Ты ей знаком? - Да, я ей знаком, потому что им сосед.




В неполных предложениях на месте пропуска члена предложения (обычно сказуемого)

или частей предложения ставится тире (в том случае, если в устной речи на месте пропуска делается пауза).

В неполном предложении тире ставится:

1. В случаях, когда пропущенный член (как правило, сказуемое) восстанавли-вается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза. Примечание. Однако при отсутствии паузы тире может не ставится.

Золою пахнет резеда и яблоком - любовь.

На сцене - две скамейки и несколько кустов.

На сцене две скамейки и несколько кустов.
Алёша смотрел на них, а они на него. Снова в час ночной тучи над землёй.

2. Если отсутствующий член предложения восстанавливается из предшествующих предложений.

- А ты любишь пироги с зеленым луком?

- Я - страсть как!

3. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где пропущенный член восстанавлива-ется из первой части предложения.

Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды - на торговок рыбой. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой - кран самовара.

4. В самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым, не восстанавливаемым из контекста, может ставиться тире.

Такие предложения расчленены паузой на два компонента - обстоятельствен-ный и подлежащный.

Примечание. Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится.

То же при выражении субъектно-обстоятельственного значения.

Тире может отсутствовать при меньшей интонационной расчлененности предложения.

То же в предложениях, характеризующих субъект по местонахождению.

За решеткой - сказочная птица. В переулках на селе - грязь по колено.


Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

В публике волнение. На душе тоска.

Они заговорили обе сразу: одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина. Со второго слова она мне: «А есть ли, батюшка, деревеньки?»

Я к вам, посидеть.

Секретарь у директора. Он на заседании.

5.В эллиптических предложениях (неполных предложениях, где отсутствие глагола-сказуемого считается нормой).

Тёркин - дальше, автор - вслед.

К барьеру!

Счастливого плавания!

С Новым годом!

6. В простом предложении с пропущенным сказуемым, указывающим на направление движения.

Татьяна - в лес, медведь - за нею.

7. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух компонентов со значением субъекта, объекта, обстоятельства (в разных сочетаниях) и построенных по схемам: «кто - кому», «кто - где», «что - кому», «что - куда», «что - как», «что - где», «что - за что» и др.

Примечание.

1. Такие предложения распространены в газетных заголовках.

2. Тире сохраняется и при перестановке частей.

Учителя - школьникам.

Журналисты - в горячих точках. Литературные премии - ветеранам.

Учебники - детям.

Все скважины - в строю.

Оценки - за знания.

Все достижения Казахстана - благодаря единству.

Вам - ключ от вуза.

8. Следует различать предложно-падежные формы существительных в роли определения, когда тире не ставится, и в роли других членов предложения, когда тире необходимо.

Концерт для скрипки с оркестром (состоится завтра) - предложно-падежная форма выполняет функцию определения (концерт какой?) и Концерт - для скрипки с оркестром - предложно-падежная форма выполняет функцию сказуемого.

9. В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска.

Для юношей открылись все дороги, для старцев - все запретные труды, для девушек - янтарные плоды и белые, как снег, единороги. Здесь - овраги, дальше - степи, еще дальше - пустыня, в другом конце - леса, болота, мох.

10. При отсутствии сказуемого.

Мир освещается солнцем, человек - знаниями

Из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза.
Идёт.

(Контекстуально неполными бывают и простые предложения, не являющиеся частью сложного. Подлежащее (Пётр) восстанавливается из контекста, следовательно, предложение Идёт является двусоставным неполным.

На заметку! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга - источник знаний.

Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Сравните: Все деревья в серебре. - Все деревья серебряные.

3. Учимся выразительно читать, произносить неполные предложения. (Это практическая работа по постановке тире в неполных предложениях, убрать знаки.)

У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та - третью, третья - четвертую, и потому нет его рассказам конца; Иные считают портрет работой Ван Дейка, другие - Рембрандта; Так и живет одна. Днем по саду ходит, ночью - по дому; За шоссе - березовый лесок; По всему небу - облака; Над площадью - низко повисшая пыль; За ширмой - дверь, ведущая на лестницу; Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева - почти черная, с голубыми просветами, справа - седая, грохочущая непрерывным грохотом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, - мутно-синяя, в пыльных полосах дождя; В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей - хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой - обыкновенная водяная мельница. В пятой - обстановка хижины, где пастухи делают сыр.

4. План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).

  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры.

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились.

Анализ предложений. Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. О, я хочу безумно жить, все сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить!

5. Обобщение изученного материала.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет:«Идёт, остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт.

Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например: - Ваша рота завтра назначена в лес? - спросил князь Полторацкого. - Моя. реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес). Неполные конструкции распространены в сложных предложениях: Мне всё послушно, я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему)

6. Рефлексия.
Задание: ответы на вопросы.
1. Чем мы с вами занимались?
2. Что узнали нового? О чем говорили, услышали?
3. Что запомнилось больше всего?
4. Достигли ли мы поставленных целей в начале урока?
Слово учителя.
Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке. По этому случаю прочту слова Коменского «Считайте несчастным тот день или час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию». Поэтому хочу пожелать вам и самим добывать знания и развивать себя во всех областях. IV Подведение итогов урока, выставление оценок.

Итак, проведенные на уроке исследования позволяют сделать вывод о том, что неполные предложения, выразительнее полных предложений, потому что им свойственна эмоциональная напряженность и динамичность, создаваемые за счет уменьшения речевых единиц. Они позволяют воссоздать сложную картину - зрительную или звуковую - обладают большой выразительностью и экспрессией. Неполные предложения придают художественной речи живость, непосредственность, способствуют точности характеристики говорящего. V Задание на дом - № 3, упр. 42.

5

© 2010-2022