Подготовка к ЕМТ учащихся 4-х классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.П.Каткова,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 111» г. Перми


Проблемная группа

«Подготовка учащихся 4-х классов к ЕМТ по русскому языку»

Паспорт проблемной группы

Цель работы:

  1. Разработать дидактический материал, способствующий успешному выполнению учащимися 4-х классов заданий ЕМТ по русскому языку.

  2. Способствовать развитию предметных навыков учащихся.

  3. Создать условия для успешной адаптации учащихся начальной школы в период перехода их в основную школу.

Результат работы:

Дидактический материал в разнообразной форме (тексты, тесты, олимпиадные задания, кроссворды, ребусы и др.)

Руководитель группы:

Каткова Т.П., учитель русского языка и литературы основной школы.

Состав группы:

Учителя начальной школы

Регламент работы группы:

Последняя среда каждого месяца, 12-00, кабинет № 14





























Занятие 2

Омонимы, синонимы, антонимы

  1. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

  2. В толковом словаре - разные словарные статьи. (Найти разницу в словах ДОЛГ - ДОЛГ).

  3. В художественном произведении создают игру слов, остроумную речь.

  4. Подумайте, какими словами можно назвать

А) выдумку и мягкую ткань

Б) носовую часть палубы корабля и большой сосуд для воды

В) толстый брус в строении и овраг

Г) что бывает в артиллерии и комнате

Д) что общего между такими действиями: размешивать и быстро говорить

Е) создание семьи и результат плохой работы?

  1. Синонимы - слова, имеющие близкое лексическое значение.

  2. Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения или употреблением в речи.

  3. В словарях слова сопровождаются пометами:

книжн. (книжное)

разг. (разговорное)

прост. (просторечное)

высок. (высокое, торжественное)

презр. (презрительное)

пренебр. (пренебрежительное)

неодобр.(неодобрительное)

бран. (бранное)

ирон. (ироничное)

шутл. (шутливое)

Если таких помет нет, то слово общелитературное или нейтральное.

  1. Снабдите пометами слова, приведенные ниже:

Произнести проговорить выговорить

Молвить промолвить изречь

Провещать взговорить возговорить

Заметить бросить проронить

Уронить обронить буркнуть

Вставить ввернуть выпалить

Отпустить ляпнуть брякнуть

Бухнуть отколоть отмочить

Сморозить сказануть загнуть

Выдать

  1. Подберите синонимы к словам. Если вы отгадали правильно, то по первым буквам прочитаете термин лексики.

Храбрый -

Откровенность -

отыскать -

пламя -

мелодия -

занимательный -

юность -

Занятие 4

  1. Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает (лексис по- гречески обозначает «слово»).

  2. Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, В.И.Даль). Словарная статья. Значение слова определяется через подбор синонимов, описание явления.

  3. Слова однозначные и многозначные (одно или несколько лексических значений). У многозначных слов все значения приводятся в 1 словарной статье.

Твердые тела - сохраняющие свою форму

Твердая земля - жесткая, крепкая

Твердые знания - устойчивые - прочные

Твердый характер - сильный, решительный

Твердый знак - название буквы

Мягкий - (в словаре 9 значений)


  1. Синквейн. Составить синквейн о слове, о друге, о словаре.


Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение, вывод в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Например, синквейн на тему «Государство»
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство - это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

Занятие 5

  1. Фонетика. Указать, сколько в слове букв и звуков:

Спортсмен / местный / устный /

Птичьи / заячья / ёж /

Яма / грустный / сшил /

  1. Записать транскрипцию слов:

Рюкзак - плод -

Голубка - честный -

Сбить - сжать -

Беседка - обед -

  1. Прочитать предложения, записать их:

[Ас*эн*ий*э л*ис*т*ик*и кружаца и лажаца на з*эмл*у]

[Нам н*эхоч*эца пращ*аца с л*этам]

[Л*охк*ий туман ст*эл*эца пан*из*ин*э]

  1. Орфография. Назвать орфограмму, подобрать по 3 слова на эту же орфограмму:

Шалаш… -

Глуш… -

Много туч…-

  1. Назвать орфограмму, подобрать по 3 слова на эту же орфограмму:

Радос…ный -

Ш..ет -

С…ехал -

  1. Морфология. Поставить существительные

во мн.числе, тв. падеже: богатырь -

красавица -

дело -

в ед. ч., вин.падеже.: дядька -

дело -

речка -

в ед.ч., предл. падеже: братство -

берег -

удочка -

  1. Синтаксис. Поставить знаки препинания. Дать характеристику предложений по цели высказывания. Выделить грамматическую основу предложения.

Мамы и ребятишки кормят на улице белок.

Вдоль дорожек и улиц висят кормушки.

Белки винтом сбегают по стволам сосен берут из рук печенье садятся к мальчишкам на плечи залезают в хозяйственные сумки.

Белки зимой не голодают а хорошо питаются.

  1. Придумайте название предыдущему тексту.


Занятие № 6


  1. Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания по тексту:

Самые мя..кие и трогательные ст..хи книги и к..ртины написаны ру..кими поэтами п..сателями и художниками об осени. Левитан ждал осени как самого дорог... времени года. Осень снимала с лесов с п..лей со всей пр..роды густые цвета смывала д..ждями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета см..нялись ро..ким з..л..том пурпуром и серебром. Изм..нялся не только цвет земли но и сам воздух. Он был чище холоднее. Дали были гораздо глу..же, чем летом. Осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна.

А) Озаглавьте текст: ____________________________________________

Б) Поделить текст на 4 абзаца и озаглавить абзацы:

_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) вставить пропущенные буквы;

Г) найти 2 орфограммы, назвать их, выписать по 2 примера на каждую:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) выписать существительные 1, 2, 3 склонения (по 2 примера)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е) поставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения;

Ж) выписать из текста прилагательные, указать их падеж.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разберите слова по составу:

Темные зелень снимала писателями

Занятие № 7

  1. Работа с текстом. Прочитайте текст, выполните задания по тексту.

Кончилась теплая летняя ноч(ь). Над лесными полянами еще стелется ле..кий туман. Скоро взойдет о..сушит р..су теплое солнышко. Еще громче зап..ют птицы и закукует кукушка.

Вот с н..чного промысла возвращ..ется усталый зайчишка-б..ляк. Много врагов у маленького зайчишки. Г..нялась за ним хитрая л..сица пугал страшный филин л..вила разбойница-рысь. От всех врагов ушел маленький зайчишка.

А) какой заголовок больше всего подойдет к тексту:

1. Лес.

2. Летняя ночь.

3. Утро в лесу.

4. Заяц спасается от врагов.

Б) найдите однокоренные слова в 1 абзаце;

В) найди в 1 абзаце и выпишите по 1 слову на следующие орфограммы:

1. безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением ______________________

2. безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением ___________________

3. парные согласные в корне слова ____________________________________________

4. правописание приставок ___________________________________________________

5. гласные после шипящих ___________________________________________________

Г) во 2 абзаце найдите сложное предложение и составьте его схему: _____________________________________________________________________________

Д) в 1 абзаце найдите предложение с однородными членами и составьте его схему _____________________________________________________________________________

Е) разберите слова по составу:

Лесными солнышко зайчишка маленький


  1. В каком слове букв больше, чем звуков:

1) конь 2) яма 3) тёрка 4) речка

  1. Найдите ряд слов, имеющих в своем составе только мягкие согласные звуки:

  1. Мелешь, медведи 2) Соль, змея 3) Оля, тетрадь 4) Делить, степь

  1. Найдите ряд слов, имеющих в своем составе только звонкие согласные звуки:

  1. Сбор, здание 2) сказал, море 3) медведь, Олег 4) ягода, охота

  1. Укажите неверное утверждение:

  1. В слове сдоба первый звук [з]

  2. В слове мышь одинаковое количество букв и звуков

  3. В слове тетрадь последний звук [т*]

  4. В слове солнышко все согласные звуки твердые

  1. Укажите неверно затранскрибированное слово:

  1. Ясно - [й*асна]

  2. Мороз - [мароз]

  3. Тюль - [т*ул*]

  4. Сдоба - [здоба]


Задание № 8

День был солнечный жаркий но вдруг наб..жала син.. туч(ь)ка. Из нее посыпался частый дождь, а со..нце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, т..жело шлепались о листьях. Они пов..сали на траве на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось играло со..нце. Солнечный дождь удивил и порадовал всех.

  1. Выберите название текста:

А) Дождь.

Б) Дождливый день.

В) Солнечный дождь.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сгруппируйте слова по орфограммам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите группы однокоренных слов:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Письменно объясните значение фразеологизмов:

Кот наплакал ___________________________________________

Вешать нос _______________________________________________

Сесть в калошу ____________________________________________

Обвести вокруг пальца _______________________________________

Бить баклуши _________________________________________________

Спустя рукава _________________________________________________

  1. Подобрать к словам синонимы

Храбрый ____________________, отыскать __________________________________

Пламя _________________________, занимательный ___________________________
юность ____________________________, откровенный _____________________________

  1. Подобрать к словам антонимы:

Горячий __________________________, громадный ______________________________

Разговорчивый _____________________, молчаливый _____________________________

Труд _______________________________, рыдать _________________________________

  1. Указать склонение имен существительных:

Бандероль инвентарь кабель

Рояль озимь ковыль

Полынь лосось лазурь

Панцирь мозоль тюль

Вуаль китель янтарь

  1. Составьте словосочетание, определите падеж имени существительного:

Уважать (кого?) _____________________, уважение (к кому?) ________________________

Презирать (кого?) ______________________, презрение (к кому?) ____________________,

Благодарность (Кому? За что?) __________________________________________________,

Радоваться (чему?)____________________________, радость (от чего?)________________,

Гордиться (кем?) ___________________________, гордость (за кого?)__________________

  1. Подчеркните в предложениях подлежащее и дополнение. Укажите падеж:

Строители возводят дома. Конструкторы создают новые машины.

Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтеры добывают уголь.

Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.

Занятие 9

  1. Прочтите текст и выполните задания к нему:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву достали еду решили пообедать.

Вынули из сумки хлеб масло яйца. Обед подходил к концу и вдруг рядом послышалось пение соловья. Очарованные прекрасной песней, девочки сидели, боясь пошевельнуться.

Закончилась песня соловей замолк.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки хлебные крошки и положила кулек в сумку.

«Зачем ты берешь с собой мусор? - спросила Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит».

«Стыдно … перед соловушкой», - тихо ответила Лида.

А) озаглавьте текст

__________________________________________________________________________

Б) найдите предложения с пропущенными знаками препинания, поставьте знаки препинания и нарисуйте схемы этих предложений;

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) подберите синоним к словам: утомительная (дорога) _________________________

Очарованные (песней)___________________________

Г) найдите слова, которые состоят из

Приставки, корня, суффикса, окончания _______________________________________

Корня, окончания __________________________________________________________

Корня, суффикса, окончания _________________________________________________

  1. К какому склонению относятся существительные:

Ветка ветвь яблоко яблоня

Заяц зайчишка соловей соловушка

Площадь площадка сетка сеть

  1. Напишите, как называют людей, живущих в городах

Москва ___________________________, Тверь ______________________________

Новгород ____________________________, Лондон __________________________

Париж _______________________________, Рим ____________________________

Венеция ______________________________

  1. Допишите окончания прилагательных, определяя род существительных:

Черн… рояль, молод … картофель, известн … фамилия, лечебн … шампунь, бел … простыня, легк… тюль, чугунн … рельс, махров … полотенце.

  1. Допишите окончания существительных, определите падеж:

По долин … с ветк … от деревн…

На площад … по околиц … на дорог …

При дач … из кухн … по доск …

Вдоль опушк … в древност … в санатор …

К Натали … к Наталь … по истори …


Занятие 10

  1. Прочитайте текст, выберите название, отражающее основную мысль:

На околице деревни стоит старый дуб. Много легенд сложено об этом богатыре. Густые листья при ветре колышутся, словно в волнении ждут кого-то. На этом великане ребята пристроили скворечник. Много лет висит птичий домик, выгорел на солнышке. Весной и летом живет в скворечнике семья скворцов. А поздней осенью, когда наступают холода, в нем прячется от стужи воробей. Для него ребята на дереве сделали кормушку. Зимой каждый день на кормушке лежат крошки хлеба и зерно. Выше скворечника удобно примостилось гнездо. Каждую весну на свое старое гнездовье прилетает грач. Могучий дуб для птиц - добрый друг.

А) Ребята помогают птицам.

Б) Дуб за околицей.

В) Добрый друг птиц.

Г) Могучий дуб.

  1. Выпишите из текста орфограммы:

Безударные гласные в корне слова _________________________________________

Непроверяемая гласная в корне слова _______________________________________

Парная согласная ________________________________________________________

Непроизносимая согласная ________________________________________________

Ь после шипящих ________________________________________________________

  1. Выпишите одно предложение с однородными членами предложения, составьте его схему ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Выпишите слово, в котором

все согласные звуки твердые ______________________________________________

все согласные звуки мягкие _______________________________________________

звуков больше, чем букв __________________________________________________

букв больше, чем звуков __________________________________________________

  1. Выпишите существительные вместе со словом, к которому оно относится в соответствии с падежом:

И.п. ___________________________________________________________

Р.п. ___________________________________________________________

Д.п. ___________________________________________________________

В.п. ____________________________________________________________

Т.п. _____________________________________________________________

П.п. _____________________________________________________________

  1. Слева от приведенных слов запишите их антоним, а справа - синоним.

__________________________ бросать _________________________________

__________________________ выходить _________________________________

___________________________ болеть ___________________________________

____________________________ большой ________________________________

____________________________ старый __________________________________

____________________________ влажный _________________________________

____________________________ прохлада _________________________________

____________________________ свобода __________________________________

____________________________ плохо _____________________________________

  1. Подберите синонимы к фразеологизмам:

Выходить из себя ______________________, в первую голову __________________

Рукой подать __________________________, заварить кашу ____________________

Капля в море _________________________, засучив рукава ____________________

Спустя рукава _______________________, семи пядей во лбу ___________________

Занятие 11

(1)Хоккейный вратарь, будто средневековый рыцарь, весь закован в [т*ижолыйэ] доспехи. (2) В руке, как меч, широкая клюшка. (3) Вратарь всегда в гуще сражений. (4) Все шестьдесят минут без права на передышку. (5) Он должен защищать ворота своей команды, хотя шайбы, словно свистящие снаряды. (6) Он должен их поймать, отбить, подставить под «выстрел» собственную грудь. (7) Вы слышали, как бухает о борт шайба? (8) Он подставляет себя под удар, хотя на бортах от таких ударов - вмятины.

(9) Чтобы твердо стоять в воротах под градом шайб, мало быть просто смелым. (10)Ледовый голкипер - это храбрейший из храбрых.

(11) Каждый день у него тренировки. (12) Он тренируется так же старательно, как и в первые годы. (13) Пусть он чемпион мира и Олимпийских игр, с площадки он уходит последним.


  1. Какое из выделенных слов имеет прямое значение?

А) закован в доспехи (1)

Б) в гуще сражений (3)

В) собственную грудь (6)

Г) под градом шайб (9)

  1. Укажите значение слова удар в предложении 8

А) звук от толчка

Б) стремительная атака

В) сильный толчок

Г) большая неприятность

  1. В предложении 1 есть слово, записанное звуками; напишите его буквами, назовите все орфограммы: ________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Назовите все части речи в предложении 7. Каких частей речи здесь нет?

_______________________________________________________________________

  1. Определите морфемы, из которых состоит слово передышку (4) ________________

_______________________________________________________________________

  1. Из 1 предложения выпишите слово, в котором буква Е обозначает два звука _______________________________________________________________________

  2. Из 2 предложения выпишите слово, в котором есть глухой согласный, не имеющий парного звонкого звука: __________________________________________________

  3. Из 4 предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые:

_______________________________________________________________________

  1. В предложениях 3-6 найдите слово, имеющее значение «оградить от опасности»:_____________________________________________________________

  2. Подберите синоним к слову сражений (3) ___________________________________

  3. Определите падеж у всех существительных в 8 предложении: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Выпишите из текста примеры

форм слова ___________________________________________________________

однокоренных слов _____________________________________________________

  1. Какой заголовок точнее?

А) Всегда в гуще сражений

Б) Вратарь

В) Средневековый рыцарь

Г) Защитник ворот

Занятие 12

(1)Растопило солнце снега на полянах, и зазвенели, заговорили, запели звонко ручьи по канавам. (2)Грачи бродят по мокрым пашням, а в лесу еще зима. (3)Отступила она с открытых мест в ельники. (4)Солнце сюда пробивается, веет из-под ёлок холодок, снегу по пояс. (5)А вокруг тишина. (6)Только вверху в ёлках то справа, то слева что-то потрескивает. (7)Стою на дороге и слушаю. (8)Птицы, что ли? (9)Я всматриваюсь в густые ели, но не вижу ни птиц, ни белок. (10)Вершины солнышком освещены, а на еловых лапах прошлогодние шишки висят, будто гроздья бананов. (11)Солнышко их пригревает. (12)Над головой у меня снова тихонечко - щелк! (13)И прямо на меня соринка летит. (14)Поймал ее на лету - еловое семечко! (15)Опять тихий треск, и еще одно еловое семечко у меня на руке.

(16)Вот и разгадка пришла, прилетела прямо с вершины мне в руки. (16)Нагревается шишка на солнце - щелк! (17)Шишка раскрылась. (18)Летят одно за другим семечки к земле. (19)У елок весенний сев начался.

1. Какой заголовок точнее?

А) Зима прячется в лес.

Б) Непонятный треск.

В) Весенний сев елок.

Г) Шишки сбрасывают семена.

2. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все повествовательные предложения: а) предложение 1; б) предложение 8; в) предложение 11; г) предложение 17

А) абвг б) аб в) бвг г) авг

3. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений:

А) она отступила (3)

Б) что-то потрескивает (6)

В) вверху потрескивает (6)

Г) солнце пригревает (11)

4. Выпишите грамматическую основу из 7 предложения:

____________________________________________________________________________

5. В предложениях 1-4 найдите однородные сказуемые. Укажите номера предложений, в которых они содержатся: _______________________________________________________

6. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения:

Я всматриваюсь в густые ели,(1) но не вижу ни птиц,(2) ни белок. Вершины солнышком освещены,(3) а на еловых лапах прошлогодние шишки висят,(4) будто гроздья бананов. ______________________________________________________________________

7. Выпишите цифры, разделяющие однородные члены предложения:

Растопило солнце снега на полянах,(1) и зазвенели,(2) заговорили,(3) запели звонко ручьи по канавам. Грачи бродят по мокрым пашням,(4) а в лесу еще зима.

____________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста формы слова ЕЛЬ и однокоренные слова к слову ЕЛЬ, указывая номера предложений, из которых выписываете слова:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Из 1 предложения выпишите слово, в котором все согласные твердые _______________

10. В 4 предложении найти слова, в которых звуков больше, чем букв ____________________________________________________________________________

11. Из 2 абзаца выписать все слова, у которых есть приставки _____________________________________________________________________________

12. Определите, какой части речи нет в 4 предложении ______________________________

13. Выписать из 10 предложения все существительные, определить их грамматические признаки (род, число, падеж)____________________________________________________

Занятие № 13

(1)Сидя на заборе или на дереве, вороны и галки терпеливо ждут, не выбросят ли из кухни в мусорный ящик какие-нибудь остатки еды: корочки хлеба, вареные овощи, остатки каши. (2)Зимой разбираться в том, что поесть, не приходится, лишь бы насытиться как-нибудь. (3)Все лучшее достается обычно более сильным и смелым воронам. (4)Галкам приходится довольствоваться уже тем, что останется. (5)Но и у самих ворон дело не обходится без ссор и драк из-за лакомого кусочка.

(6)Интересно наблюдать, как проводят зиму обитатели этих мест.


  1. Назовите текст, чтобы в названии отразилась основная мысль текста.

_____________________________________________________________________________

  1. В предложении 6 укажите все части речи.

  2. В предложении 1 найдите глагол, в котором все согласные звуки твердые. ___________________________________________________________________

  3. Напишите звуковой состав (транскрипцию) слов ЛИШЬ, КАК-НИБУДЬ, ОБХОДИТСЯ ___________________________________________________________

  4. Из предложения 2 выпишите слово, в котором буква Е обозначает 2 звука ______________________________________________________________________

  5. Из предложения 1 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв _______________________________________________________________________

  6. Из предложения 6 выпишите слова, в составе которых приставка, корень, окончание__________________________, корень, окончание ___________________, корень, суффиксы, окончание ___________________________________

  7. Подберите синоним к слову НАСЫТИТЬСЯ (предложение 2) __________________, ЛАКОМОГО (предложение 5) ____________________.

  8. Подберите антонимы к словам СИЛЬНЫМ _______________, СМЕЛЫМ ____________, (предложение 3).

  9. Выпишите грамматическую основу из предложения 5 _________________________

  10. Из предложения 1 выпишите словосочетания с существительным в заданном падеже. Каких падежных форм здесь не встретилось?

И. ___________________________________

Р. ________________________________________

Д. _________________________________________

В. ___________________________________________

Т. ________________________________________________

П. _______________________________________________

  1. Вставить пропущенные буквы там, где это необходимо: ненас…ный, ужас…ный, несчас…ный, безопас…ный, чу…ство, здра…ствуй, сер…це, праз…ник, лес…ница, поз…ний, прелес…ный, совмес…ный, сол…це, учас…вовать.

Назовите эту орфограмму ________________________________________________

  1. Объясните значение фразеологизмов:

Кот наплакал __________________________

Вешать нос ____________________________

Сесть в калошу _________________________

Обвести вокруг пальца _____________________________

Бить баклуши ______________________________________

Спустя рукава ________________________________________

Пуд соли съесть ________________________________________

Разбудили ни свет, ни заря _______________________________________

Много воды утекло _______________________________________________

Занятие № 14

(1)Гроза надвигалась. (2)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. (3)Надо мной и мне навстречу неслись серые облака. (4)Ракиты тревожно шевелились и трепетали. (5)Душный жар внезапно сменился влажным холодом, тени быстро густели. (6)Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. (7)Сверкнула молния, и разразилась гроза.


  1. Укажите номера простых предложений с однородными членами, нарисуйте схемы этих предложений _______________________________________________________

  2. Укажите номера сложных предложений, нарисуйте их схемы _______________________________________________________________________

  3. Выпишите все прилагательные, поставьте их в начальной форме: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Выпишите слова с нулевым окончанием: ___________________________________

  5. Образуйте формы слова и подберите однокоренные слова:

Огромная _______________________________________________________________ холодом ______________________________________________________________

Зашлепали _____________________________________________________________

  1. Укажите номера предложений, в которых есть

Предлоги _______________________, союзы _________________________________

  1. Выписать слова 1 склонения ______________________________________________, 2 склонения____________________________, 3 склонения______________________

  2. Найти слова, в которых согласные звуки все твердые _________________________, все мягкие _______________________.

  3. Найдите в тексте слова, одинаковые по своему морфемному составу: _______________________________________________________________________

  4. Какая орфограмма есть в слове РЕЗКО (6) __________________________________, подберите 2 слова на эту же орфограмму____________________________________.

  5. Какую часть речи и ее грамматические признаки можно определить по данным окончаниям: АЯ ________________________________________________________,

ЫЕ _______________________________________.

  1. Укажите части речи в предложении 6 _______________________________________

  2. Укажите неверное утверждение:

  1. В слове сдоба первый звук [з]

  2. В слове мышь одинаковое количество букв и звуков

  3. В слове тетрадь последний звук [т*]

  4. В слове солнышко все согласные звуки твердые


  1. Укажите неверно затранскрибированное слово:

  1. Ясно - [й*асна]

  2. Мороз - [мароз]

  3. Тюль - [т*ул*]

  4. Сдоба - [здоба]

  1. Допишите окончания прилагательных, определяя род существительных:

Черн… рояль, молод … картофель, известн … фамилия, лечебн … шампунь, бел … простыня, легк… тюль, чугунн … рельс, махров … полотенце.

Занятие № 15

(1)Зеленая артиллерия не такая уж редкость в растительном мире. (2)Вспомните, как в сухие жаркие дни в конце лета стреляет желтая акация. (3)Созревшие и высохшие стручки внезапно раскрываются и разбрасывают вокруг семена.

(4)Наподобие древнего оружия пращи действует механизм размножения у луговой герани. (5)Ее завязь состоит из пяти долек. (6)У основания каждой завязи внутри находится семечко. (7)Плод герани высыхает, оболочка делится на пять долек, и каждая из них отскакивает.

(8)Самое воинственное растение в наших широтах - это «бешеный огурец». (9)От обычного его можно отличить по щетинкам на поверхности. (10)Все остальное как у обыкновенного огурца.

(11)Когда огурец созревает, он со взрывом отрывается от ножки, подпрыгивает, вертится волчком. (12)Из образовавшегося отверстия бьет струя липкого сока вместе с семенами. (13)Все дело в том, что пока этот огурец зреет, внутри него накапливаются газы. (14)Они под давлением вылетают наружу, прихватывая сок и семена.


  1. Какое из названий наиболее точно отражает основную мысль:

А) Зеленая артиллерия

Б) Механизм размножения

В) «Бешеный огурец»

Г) Размножение растений

  1. В каком приведенном примере выделенное слово имеет прямое значение:

А) АРТИЛЛЕРИЯ не редкость (1)

Б) акация СТРЕЛЛЯЕТ (2)

В) МЕХАНИЗМ размножения (4)

Г) огурец СОЗРЕВАЕТ (11)

  1. Укажите слово, которое не является однокоренным к слову ВЫЛЕТАЮТ:

А) вылетал

Б) летучий

В) вылет

Г) летательный

  1. Укажите значение слова ОСНОВАНИЯ (6):

А) фундамент

Б) опорная часть чего-нибудь

В) существенный признак

Г) химическое соединение

  1. Из предложения 11 выпишите слово, которое состоит из корня и окончания ______________________________________________________________________

  2. Определите, из каких морфем состоит слово ОТСКАКИВАЕТ, назовите их_____________________________________________________________________

  3. Из второго предложения выпишите слово, в котором буква Я обозначает два звука ______________________________________________________________________

  4. Из предложения 6 выпишите слово, в котором все согласные звуки звонкие _____________________________________________________________________

  5. В предложении 1 найдите слово, в котором звонкий согласный оглушается перед глухим согласным: _____________________________________________________

  6. Назовите орфограмму в словах:

ЖЕЛТАЯ _______________________________________________________________

ЗАВЯЗИ ____________________________________________________________

ШИРОТАХ ________________________________________________________

РЕДКОСТЬ __________________________________________________________

  1. Выпишите грамматические основы из предложения 7: ______________________________________________________________________

Занятие 16

(1)Стройные стволы сосен стоят и блестят на солнце. (2)В голубом небе купаются их темно-зеленые вершины. (3)Под ногами мягкий, чуть скользкий ковер из сухой хвои. (4)Сосновый запах вызывает желание глубже дышать, а дальше сосны сменяются густыми елями. (5)Лес темнеет. (6)Вы с трудом пробираетесь между их колкими лапами. (7)В еловом лесу и сыро, и даже немного мрачно.

1. Укажите номер нераспространенного предложения ___________________

2. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми _________________

3. Выпишите все глаголы, выделите окончание, поставьте глаголы в неопределенной форме, определите их спряжение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите прилагательные во множественном числе вместе с существительными, к которым они относятся, определите их падеж ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите в словах орфограмму, подберите свои примеры с данными орфограммами: мягкий - _______________________________________________________,

запах - _________________________________________________________________, мрачно - _____________________________________________________________________, солнце - _____________________________________________________________________, сбил - _______________________________________________________________________

6. Выделите части слова в слове скользкий, найдите слова с таким же составом __________________________________________________________________________

7. Вставьте глаголы, выделите окончания, определите спряжение: топором ________________, пером _______________, шилом ________________, утюгом _______________, бритвой ___________________, мылом ____________________

8. Выпишите грамматические основы из предложения 4: ____________________

________________________________________________________________________

9. Образуйте формы слова и однокоренные слова от слов еловом ________________

_______________________________________________________________________,

лесу __________________________________________________________________

10. выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает __________________________________________________________________

11. Подчеркните в предложениях подлежащее и дополнение. Укажите падеж:

Строители возводят дома. Конструкторы создают новые машины.

Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтеры добывают уголь.

Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.

Занятие № 17

(1)Лесник неспешно шел по вековому бору. (2)Вдруг за шеренгой молодых сосёнок послышался шорох, и из колючей хвои высунулась рогатая голова молодого лося. (3)Не моргая, он пристально смотрел на человека. (4)Зверь шумно втянул в себя воздух, а потом опустил голову.

(5)Лесник осторожно двинулся дальше вдоль посадок. (6)Когда шагов через сорок он обернулся, то замер от изумления, потому что лось на трех ногах ковылял за ним, а на левой передней волочился капкан с обрывком цепи. (7)Зверь искал помощи у человека!


  1. Какое название текста более точно отражает основную мысль:

А) Случай в лесу

Б) Лось попал в капкан

В) Человек всегда поможет

  1. Найдите предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.

  2. Найдите сложное предложение, выпишите грамматические основы _______________________________________________________________________

  3. Обозначьте части речи в предложении № 1

  4. В 1 и 2 предложении найти слова с одинаковыми орфограммами _______________

_______________________________________________________________________

  1. Распределить все глаголы по столбикам, образовав неопределенную форму:

1 спряжение 2 спряжение



  1. Найти примеры оглушения в 1 абзаце текста ________________________________

  2. Разобрать по составу слова:

Лесник вековому втянул замер






Занятие 18

(1)Тетерева зимой держатся большими стаями, по нескольку десятков, а то и сотен птиц. (2)Рассядутся, как грачи, по берёзам и начинают кормиться. (3)Иной раз целый день перелетает с места на место по березняку тетеревиная стая, покормится, отдохнет и вновь принимается за еду.

(4)Когда птицы вдоволь наедятся, они не улетают прятаться в лесную чащу. (5)Это сделать зимой тетеревам было бы нелегко, потому что их черное оперение слишком хорошо заметно на белом снегу. (6)Тетерева зимой камнем падают с деревьев в снег и зарываются в нем. (7)Закопаются и задремлют чутким сном на всю долгую ночь.

(8)В снежных норках им не страшен мороз, холодный ветер, и от врагов там укрыться можно. (9) Под снегом их не заметит ни ястреб, ни филин, вот только лисица может случайно набрести на тетеревиные лунки. (10)Но и тут ей редко удается поживиться тетеревятиной. (11)Дело в том, что следов к тетеревиным лункам не имеется, так как птицы прямо в снег с дерева падают.

(12)Зато плохо приходится тетеревам, если накануне была оттепель и птицы закопались во влажный снег, а потом вдруг ударил мороз. (13)верхний слой снега заледенеет, станет как твердая корка. (14)Нелегко тогда тетеревам выбраться из своего убежища.


  1. На какой вопрос в тексте нет ответа:

А) Почему лисице редко удается разыскать под снегом тетеревов?

Б) Чем кормятся зимой тетерева?

В) Что ждет ночующих в снегу птиц, если во время оттепели ударит мороз?

Г) Почему зимой тетерева прячутся на ночь в снег?

  1. Укажите ряд, в котором оба слова имеют в корне безударную гласную, проверяемую ударением:

А) б..льшими, б..резами б) д..сятков, н..чинают

В) оп..ренье, л..сную г) м..роз, сн..гу

  1. В каком варианте ответа правильно перечислены все глаголы, в которых на месте пропусков пишется буква И:

А) прокорм..тся б) пронизыва..т в) не замеча..т г) приход..тся

1) абв 2)абг 3)аг 4)бвг

  1. В каком варианте ответа правильно перечислены все словосочетания, в которых в глаголах на месте пропусков пишется Ь:

А) стая принимает..ся б) прячут..ся в норку

в)от врагов укрыт..ся г) нелегко выбрат..ся

1) абг 2) ав 3) аг 4) вг

  1. Из предложения 3 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв ______________________________________________________________________

  2. Разберите по составу слово набредет, найдите слова с таким же составом ______________________________________________________________________

  3. Выпишите грамматическую основу предложения 7 _____________________________________________________________________

  4. Из 1 предложения выпишите одушевленные существительные, поставив их в начальной форме: _____________________________________________________

  5. У кажите номера предложений, в которых есть однородные члены предложения.


Занятие № 19


(1)Над нашим домом возвышался могучий, ветвистый тополь. (2)Зимой мальчишки устраивали около него ледяную горку и весело катались на санках.

(3)Однажды я заболел и целыми днями сидел у теплой батареи, глядя в окно. (4)Как-то утром на тополь сел иссиня-черный ворон. (5)Я читал, что вороны живут триста лет, и подумал, неужели и этому ворону столько. (6)Может, он видел самого Кутузова и помнит Бородинское сражение. (7)Ворон держал в клюве что-то и беспокойно озирался по сторонам. (8)Убедившись, что вокруг никого нет, он головешкой слетел вниз и стал рыться в сухой листве.

(9)Так повторялось каждое утро. (10)После выздоровления я первым делом пошел к тополю. (11)Осторожно разгреб листву и увидел целый склад орехов!

12)Оказывается, ворон прятал орехи! (13)Я набрал полную шапку неожиданных гостинцев и отнес домой.

(14)Только я не смог спокойно заснуть ночью. (15)Жалко стало ворона. (16)Он трудился, запасал себе на зиму орехи, а я пришел и все забрал … (17)Наутро, чуть забрезжил серый рассвет, я взял орехи и отнес их на прежнее место, прикрыв аккуратно листвой.




© 2010-2022