- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Неопределённо - личные предложения (8 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме Неопределённо - личные предложения (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова О.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Неопределенно-личные предложения
Цели: дать понятие о неопределенно-личных предложениях; учить находить в них главный член и определять способ его выражения, употреблять неопределенно-личные предложения в речи; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Задачи:
Личностные: Совершенствовать орфографические навыки.
Регулятивные: Развивать познавательную деятельность у учащихся; применять имеющиеся знания для открытия нового знания.
Коммуникативные: Учить делать предположения и доказывать свою точку зрения.
Познавательные: Расширить знания детей об односоставных предложениях, умение находить их в тексте, употреблять в речи.
Планируемые результаты: знание особенностей неопределенно-личных предложений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член в неопределенно-личном предложении, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по карточкам, работа в парах, самостоятельная работа , творческая работа.
1.Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка.
«Информация к размышлению»(На доске записаны предложения).
Известному артисту МХАТа Евгению Евстигнееву показали письмо ученика. Там была такая запись: «Мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет: «Никада».
- Почему так ответил Евстигнеев? Все вместе приходим к выводу. Едва ли ученик, допустивший так много ошибок, может стать актером: 1) он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; 2) он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.
- Исправьте ошибки, допущенные учеником.
(Мечтаю сниматься в кино в роли Штирлица или Д Артаньяна как Михаил Боярский).
- Посмотрите внимательно на предложение, где содержится прямая речь и запишите без ошибок и найдите грамматическую основу предложения.
- Чем выражено сказуемое? И какое это предложение: односоставное и двусоставное?
- Докажите? (односоставное)
- Односоставное, какое именно? Как называется?
3.Проверка домашнего задания.
- Прочитайте свои предложения, которые вы нашли из произведений литературы.
- Проверьте работу своего напарника и оцените.
- Какие предложения называются определенно-личными? (Повторите и расскажите друг другу.)
4. Актуализация знаний.
Знакомство с новой темой.
- На доске есть первое предложение. Можем ли мы сразу сказать, какое оно: односоставное или двусоставное? Докажите.
- Найдите грамматическую основу предложения. Что это за односоставное предложение? Можем ли мы сразу ответить? Почему?
А) работа по учебнику.
- Откройте параграф 22 на стр. 108-109.
- Как называется такое односоставное предложение? С чем нам предстоит познакомиться на этом уроке? Как бы вы озаглавили тему нашего урока? Запишите ее.
Прочитайте и расскажите друг другу, оцените своего товарища.
Б) слово учителя.
В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, и притом только одно.
В неопределенно-личных предложениях действующее лицо тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным.
Возьмем пример.
В дверь постучались. (Кто мог постучаться - мы, вы, они)
- Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
5. Закрепление темы.
-
Практическое задание ( в группах)
- Из предложений составьте текст и определите, что это за предложения.
- Односоставное или двусоставное?
- Найдите грамматические основы? И определите, что это за односоставные предложения? (Наклейте эти предложения на лист бумаги, чтобы получился текст).
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь её называют теремком.
- Подчеркните на листе бумаги, где наклеили текст, в предложении грамматические основы.
1 группа: прочитайте текст, который получился.
2 группа: 1 и 2 предложения проанализируйте.
3 группа: 3 и 4 предложения проанализируйте.
2) Слово учителя.
В этих предложениях все внимание сосредоточено на действии - отремонтировали, побелили и пр., а сам производитель действия не назван, так как совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределенно - это могут быть строители, родители, шефы…
3) Работа по учебнику.
Упр. 211 на стр. 109.
- Прочитайте в упражнении задание. Что нужно сделать?
1 группа 1 и 2 предложение;
2 группа 3 и 4 предложение;
3 группа 5 и 6 предложение.
- Оцените работу своих товарищей.
Упр. 212 на стр. 109
1 группа 1 и 2 предложение;
2 группа 3 и 4 предложение;
3 группа 5 и 6 предложение.
- Оцените работу своих товарищей.
4) Слово учителя.
Изучаемая тема «Односоставные предложения» впервые была исследована именно Шахматовым Алексеем Александровичем, ученым-языковедом.
5) Составление плана статьи.
Упр. 208 на стр.107-108.
- Прочитаем статью учебника об ученом- языковеде А.А.Шахматове.
- К какому стилю вы отнесете этот текст? (публицистический)
- Найдите характерные для этого стиля слова и выражения.
- На сколько бы частей вы разделили этот текст? ( на 30)
- Работаем по группам. Самостоятельно составляем план статьи упражнения.
План статьи
-
Великий русский лингвист.
-
Научные интересы А.А.Шахматова.
-
Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».
6) Распределительный диктант.
- Запишите строки из стихотворений и определите, какие эти предложения: односоставные или двусоставные, определенно-личные или неопределенно-личные.
… И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (Пушкин А.С.) (неопределенно-личное)
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки - баю! (определенно-личное)
Дни поздней осени бранят обыкновенно…(Пушкин А.С.) (неопределенно-личное)
Не уходи, побудь со мною! (определенно-личное)
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(определенно-личное).
- Проверим, что у нас получилось.
6 Подведение итогов.
- Какие предложения называются неопределенно-личными?
- В чем их отличие от определенно-личных предложений?
-
Домашнее задание
Параграф 22, выписать 5 предложений неопределенно-личных из художественной литературы.
8 Литература
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/(С.Г. Бархударов. С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов).- 34-е изд. - М. : Просвещение, 2011.- 239с.