«Ужели забуду их, друзей души моей»

Тема пушкинского окружения была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении. Точно так же, как биография Пушкина неотделима от его творчества и не может изучаться в отрыве от него, личность поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Поэт достаточно часто обращался в своих стихотворениях к конкретным лицам, то есть прибегал к жанру стихотворного послания. Именно этот жанр позволяет глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личнос...  К кому же обращался Александр Сергеевич в своих произведениях? Что это за люди? В данной работе обучающиеся смогут познакомиться с краткими сведениями обо всех людях, которым посвящал поэт свои стихи, чьи портреты дошли до наших дней. Мероприятие можно проводить в старших классах при изучении творчества Пушкина.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная композиция

Ужели их забуду, друзей души моей…

( Адресаты лирики А.С.Пушкина)

Цели и задачи мероприятия:

- выявить стихотворные послания, написанные поэтом;

- определить круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических произведений;

- познакомить с биографиями адресатов;

- систематизировать сведения о лицах, которым поэт посвящал стихотворения.

При подготовке к мероприятию можно использовать мультимедийную презентацию, музыку русских композиторов, сборники стихов А.С.Пушкина.

Ведущий 1 : Среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделён Пушкин, есть один, особый - талант дружбы. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлённые в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства. В лирике Пушкина, в его письмах, в строчках дневниковых записей приоткрывается для нас душа поэта со всей её страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью с поэтами и писателями, с учёными и прославленными воинами, с выдающимися мыслителями, актёрами, художниками и музыкантами. И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей, одних - на всю жизнь, других - на краткие мгновения.

Но и те, и другие озарённые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, - дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.

Ведущий 2: Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) (слайд 1, портрет В.А.Жуковского). В пушкинской квартире на Набережной Мойки висит портрет Жуковского, подаренный им в 1820 году юному певцу «Руслана и Людмилы» со знаменитой надписью: «победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский действительно был одним из главных наставников Пушкина в поэзии. Он с энтузиазмом приветствовал первые шаги Пушкина в поэзии и присутствовал при его последних минутах, многое сделал для посмертной славы национального гения России… Он всю жизнь трогательно опекал Пушкина, не раз протягивал ему руку помощи в самых сложных ситуациях.

Чтец:

Когда, к мечтательному миру

Стремясь возвышенной душой,

Ты держишь на коленях лиру

Нетерпеливою рукой;

Когда сменяются виденья

Перед тобой в волшебной мгле,

И быстрый холод вдохновенья

Власы подъемлет на челе,-

Ты прав, творишь ты

для немногих,

Не для завистливых судей,

Не для сбирателей убогих

Чужих суждений и вестей,

Но для друзей таланта строгих,

Священной истины друзей.

Не всякого полюбит счастье,

Не все родились для венцов,

Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!

Кто наслаждение прекрасным

В прекрасный получил удел

И твой восторг уразумел

Восторгом пламенным и ясным.

1818 «Жуковскому»

Ведущий 1: Пётр Яковлевич Чаадаев (1793-1856) (слайд 2, портрет П.Я.Чаадаева) - русский философ, писатель, публицист, друг Пушкина. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Чаадаев был одним из самых образованных людей своего времени.

Глубокий и самостоятельный ум Чаадаева, оригинальность суждений поражали современников. В молодости своими взглядами он был близок декабристам. Начало знакомства Пушкина и Чаадаева относится к 1816 году. Близкая дружба с этим серьёзным и образованным, исключительно умным человеком оказала большое влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. В дневнике 1821 года Пушкин делает запись, относящуюся к Чаадаеву: «Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя»

Личность Чаадаева, несомненно, повлияла на создание образа Онегина.

Чтец:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман:

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818 «К Чаадаеву»

Ведущий 2: Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878) (слайд 3, портрет П.А.Вяземского) - князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской АН (1841). Один из ближайших друзей Пушкина.

Пушкина Вяземский видел ещё ребёнком в доме его родителей. Дружба между ними началась с 1816 года, когда Вяземский вместе с Карамзиным и В.Л.Пушкиным посетил Пушкина в Лицее. Пушкин ценил в Вяземском его острый, независимый ум, насмешливость, критическое дарование. «Язвительный поэт, остряк замысловатый» - так называл его Пушкин в одном из своих стихотворений. Стихи Вяземского Пушкин часто цитирует в своих произведениях (В «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и т. д.). Самого Петра Андреевича Пушкин ввёл в VII главу «Евгения Онегина». Вяземскому посвящены многие стихотворения Пушкина.

Чтец:

Судьба свои дары явить желала

в нём,

В счастливом баловне соединив

ошибкой

Богатство, знатный род -

с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

1820 «К портрету Вяземского»

Ведущий 1: Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) (слайд 4, портрет Е.А.Баратынского) - русский поэт. В 1812 году был зачислен в Пажеский корпус. За проступок был исключён из корпуса и отправлен в провинцию на попечение родственников. В 1819 году был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк.

В это время познакомился с А.Дельвигом, тогда же завязались приятельские отношения с А.Пушкиным и В.Кюхельбекером. В печати появились его первые произведения: элегии, мадригалы, эпиграммы; в 1820 году напечатана поэма «Пиры», принесшая автору большой успех.

Чтец:

Сия пустынная страна

Священна для души поэта:

Она Державиным воспета

И славой русскою полна.

Ещё доныне тень Назона

Дунайских ищет берегов;

Она летит на сладкий зов

Питомцев муз и Аполлона,

И с нею часто при луне

Брожу вдоль берега крутого;

Но, друг, обнять милее мне

В тебе Овидия живого.

1822 «Баратынскому.

Из Бессарабии»

Ведущий 2: Николай Михайлович Языков (1803-1843) (слайд 5, портрет Н.М.Языкова) - поэт, один из представителей ближайшей школы Пушкина, «русский Анакреон». Впоследствии обратился к религиозным мотивам. Им написано известное стихотворение «Нелюдимо наше море».

Чтец:

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз:

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

Клянусь Овдиевою тенью:

Языков, близок я тебе…

…………………………..

Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье:

Уснув, не знаю, где проснусь. -

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни.

Услышь, поэт, моё призванье,

Моих надежд не обмани…

1824 «К Языкову»

Ведущий 1: Антон Антонович Дельвиг (1798-1831) (слайд 6, портрет А.А.Дельвига). Ближайшему другу Пушкина Дельвигу мы обязаны первым появлением стихов великого поэта в печати. Литературную известность Дельвигу снискали его идиллии - подражания античным авторам, а также стихи в духе русских народных песен.

Велика роль Дельвига как создателя и организатора литературной жизни пушкинской эпохи. Он выпускал альманах «Северные цветы», издавал «Литературную газету». «Никто на свете не был ближе мне, чем Дельвиг»,- признавался Пушкин, горько оплакавший безвременную кончину своего друга и единомышленника.

Чтец:

…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота

бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришёл, сын лени

вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос

пробудил

Сердечный

жар, так долго

усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

1825 «19 октября»

Ведущий 2: Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 - 1846) (слайд 7, портрет В.К.Кюхельбекера). «Мой брат родной по музе, по судьбам» - так называл Пушкин Кюхельбекера, товарища по лицею, талантливого поэта, человека, высокого духом, чистого сердцем и помыслами. За активные действия в восстании декабристов был осужден и сослан на вечное поселение в Сибирь. Глубокой скорбью в сердце Кюхельбекера отозвалась весть о смерти Пушкина («19 октября 1837 г.»). Пушкин посвятил Кюхельбекеру несколько прекрасных стихотворений. Великий поэт активно содействовал публикации произведений Кюхельбекера, присланных из Сибири.

Чтец:

…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть

величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся - но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль

и с нами было,

Мой брат родной по музе,

по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук

Не стоит мир; оставим

заблужденья!

Сокроем жизнь под сень

уединенья!

Я жду тебя, мой запоздалый друг -

Приди; огнём волшебного

рассказа

Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях

Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.

1826 «19 октября»

Ведущий 1: Иван Иванович Пущин (1788-1859) (слайд 8, портрет И.И.Пущина) - друг А.С.Пушкина. По выходе из Царскосельского лицея вступил в первое тайное общество. В 1826 году сослан в Сибирь, откуда возвращён в1856 году. Написал «Записки о дружественных связях с Пушкиным».

Чтец:

Мой первый друг, мой друг

Бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826 «И.И.Пущину»

Ведущий 2:

Екатерина Павловна Бакунина (1795-1869) (слайд 9, портрет Е.П.Бакуниной) - фрейлина, художница, сестра А.П.Бакунина, лицейского товарища Пушкина. Поэт познакомился с ней, когда она навещала брата в Лицее, и страстно увлёкся ею. К «милой Бакуниной», предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815-1817 годов. С нежностью вспоминал о ней поэт и долгие годы спустя, в черновых строфах VIII главы «Евгения Онегина».

Чтец:

… О милая, повсюду ты со мною:

Но я уныл и в тайне я грущу.

Блеснёт ли день за синею горою,

Взойдёт ли ночь с осеннею луною -

Я всё тебя, прелестный друг, ищу;

Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -

Одну тебя в неверном вижу сне;

Задумаюсь - невольно призываю;

Заслушаюсь - твой голос

слышен мне.

Рассеянный сижу между друзьями,

Невнятен мне их шумный

Разговор,

Гляжу на них недвижными глазами,

Не узнаёт уж их мой хладный взор!

1816 «Разлука»

Ведущий 1:

Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792-1890) (слайд 10, портрет Е.К.Воронцовой) - жена М.С.Воронцова, новороссийского генерал-губернатора, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями. В 1823 - 1824 годах, в бытность свою в Одессе, Пушкин был ею страстно увлечён. В своём Михайловском изгнании поэт рисует на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой, слагает посвящённые ей тревожные строки. По числу исполненных с Воронцовой портретных рисунков рукою Пушкина её образ превосходит все остальные. Считается, что именно Воронцовой посвятил Пушкин такие стихи, как «Сожжённое письмо», «Талисман», «Храни меня, мой талисман».

Чтец:

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слёзы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточённого страданья.

1825

Ведущий 2:

Анна Петровна Керн ( урождённая Полторацкая) (1800-1879) (слайд 11, портрет А.П.Керн) - русская мемуаристка. Литературный быт 1820 годов, кружок А.А.Дельвига, встречи с Пушкиным, М.И.Глинкой, лицами пушкинского окружения составили предмет её воспоминаний. Встреча с ней в годы Михайловского заточения, в «печальной деревенской глуши», произвела, по признанию Пушкина, «впечатление…глубокое и мучительное». Этой встрече мы обязаны одним из лучших лирических творений поэта.

Чтец:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

1825 «К***»

Ведущий 1:

Мария Николаевна Волконская (1805-1863) (слайд 12, портрет М.Н.Волконской) - княгиня, дочь генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста С.Г.Волконского, друг А.С.Пушкина, который посвящал ей стихи, одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был очень дружен с её семьёй и знал её ещё девочкой, задумчивой и мечтательной. Её своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.

В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году перед её отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С.В.Волконским, и где провела почти 30 лет.

Чтец:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

«Евгений Онегин». Глава I.

Ведущий 2:

Зинаида Александровна Волконская (1789-1862) (слайд 13, портрет З.А.Волконской) - княгиня, обаятельная и талантливая женщина - поэтесса, певица, композитор. В её салоне собирался весь цвет московской интеллигенции: Баратынский, Веневитинов, Вяземский; здесь выступали лучшие артисты Москвы и приезжие знаменитости, устраивались концерты, литературные вечера. По возвращении из ссылки Пушкин часто бывал в доме Волконской. В 1829 году уехала в Италию.

Чтец:

Среди рассеянной Москвы,

При толках виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр

вдохновенный,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьётся и пылает гений,

Певца, пленённого тобой,

Не отвергай смиренной дани,

Внемли с улыбкой голос мой,

Как мимоездом Каталани

Цыганки внемлет кочевой.

  1. «Княгине З.А.Волконской»

Ведущий 1:

Александра Осиповна Смирнова - Россет (1809-1882) (слайд 14, портрет А.О.Смирновой- Россет) - мемуаристка, фрейлина, очень образованная и начитанная женщина; страстно увлекалась искусством, поэзией. Познакомилась с А.С.Пушкиным в 1828 году и особенно подружилась с ним летом 1831 года в Царском Селе.

Пушкин любил её общество, ценил её живые рассказы, непринуждённый и образный язык. Поэт настойчиво советовал Александре Осиповне вести записки и преподнёс ей альбом, на заглавном листе которого написал: «Исторические записки А.О.С.»

Чтец:

В тревоге пёстрой и бесплодной

Большого света и двора

Я сохранила взгляд холодный,

Простое сердце, ум свободный

И правды пламень благородный

И как дитя была добра;

Смеялась над толпою вздорной,

Судила здраво и светло,

И шутки злости самой чёрной

Писала прямо набело.

1832

Ведущий 2:

Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863) (слайд 15, портрет Н.Н.Пушкиной) - жена поэта, урождённая Гончарова. Впервые Пушкин увидел её в декабре 1828 года на одном из московских балов танцмейстера Йогеля. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. «Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан»,- с горечью Пушкин писал другу. А через несколько дней после свадьбы поэт признавался: «Я женат - и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».

К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора…»

Чтец:

Не множеством картин

старинных мастеров

Украсить я всегда желал

свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился

посетитель,

Внимая важному сужденью

знатоков.

В простом углу моём,

средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть

вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста

как с облаков,

Пречистая и наш

божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом

в очах -

Взирали, кроткие, во славе

и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою

Сиона.

Исполнились мои желания.

Творец

Тебя мне ниспослал, тебя,

моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший

образец.

1830 «Мадонна»





© 2010-2022