Урок по поэме А. Твардовского

Урок "Ради хизни на земле" по поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" был проведен на заключительном этапе изучения произведения как обобщение знаний о прочитанном. В ходе урока решались следующие задачи: пополнить  знания учащихся о жизни и творчестве поэта, об истории создания поэмы и об особенностях ее композиции, о главном герое, способствовать формированию у них представления о войне ; развивать монологическую речь и образное мышление, умение работать с Интернет ресурсами, навыки составле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Ради жизни на земле» / по поэме А. Твардовского «Василий Теркин»/


Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении поэмы А. Т. Твардовского

«Василий Теркин»

Задачи:

  1. Обучающая:

пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А. Твардовского, об истории создания поэмы «Василий Теркин», об особенностях композиции поэмы «Василий Теркин», о главном герое произведения; способствовать формированию у учащихся представления о войне и русском бойце в поэме;

  1. Развивающая:

развивать связную устную речь учащихся и образное мышление; умение работать с интернетресурсами; навыки составления презентаций; умения

работать в группе;

  1. Воспитательная:

создать условия для пробуждения интереса и эмоционального отношения к истории Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию патриотических чувств; учить ценить мирную жизнь.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентации и сообщения учащихся, тексты поэмы «Василий Теркин», «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ» Ушакова, книжная выставка произведений А. Т. Твардовского.

Слайд 1

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Слайд 2

Вступительное слово учителя:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости!

Какое счастье, что мы можем сказать эти слова друг другу. Какое счастье, что над нами мирное голубое небо, светит яркое солнце, вокруг все по-весеннему чисто и зелено. Веет ласковый ветерок, птицы весело щебечут.

А ведь где-то сейчас ,может быть, свистят пули, горят дома, гибнут люди. К сожалению, и сегодня война для нас остается не далеким эхом прошлого, а близкой реальностью. Люди предпочитают решать конфликты между собой с помощью оружия. А поэтому на Земле по-прежнему идут войны. И, значит, эта тема не потеряла своей актуальности. Почему мы сегодня обращаемся к ней? Потому что познакомились еще с одной книгой о войне.

-- Назовите ее, пожалуйста. /Поэма Александра Трифоновича

Твардовского «Василий Теркин»/

2. Целеполагание

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок, а урок- презентация.

-- Что значит слово «презентация»? Я попросила заранее посмотреть значение этого слова в словаре Ушакова.

/ Значение слова Презентация по словарю Ушакова:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
презентации, мн. нет, ж. (латин. praesentatio) (торг.).Предъявление,представлениеко взысканию. Презентация векселя./

У нас сегодня презентация книги А. Т. Твардовского «Василий Теркин». И хотя это произведение нельзя назвать новым, вы для себя открыли его только сейчас, поэтому слово «презентация» здесь будет вполне уместным.

-- А какова цель нашего урока, попробуйте определить сами.

/Обобщить знания о поэме. Расширить и углубить их./

-- Давайте вместе определим тему нашего урока.

/Обобщение и систематизация изученного по поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин»/

Слайд 3

А назовем мы наш урок: «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ».

Слайд 4

Наши задачи: пополнить, обобщить и систематизировать свои знания о

жизни и творчестве Александра Трифоновича Твардовского, об истории

создания поэмы «Василий Теркин, об особенностях композиции

произведения и об образе главного героя. Именно эти темы были

предложены в качестве творческих заданий 4 группам, на которые поделен класс. Каждая группа должна сегодня представить сообщение и презентацию.

Слайд 5

Мы будем говорить не только о поэме «Василий Теркин»,но и о войне, о людях, которые во время войны жили, в ней участвовали. Их имена - Александр Твардовский и Василий Теркин. Так уж получилось, что этот литературный герой сошел с книжных страниц в жизнь и воспринимается как реальный человек.И если у вас сформируется общее представление о гласном герое поэмы, то наш с вами урок окажется проведенным не зря. Итак, всем ясно, зачем мы работаем? Значит, в добрый путь!



3. Актуализация опорных знаний:

Мы прочитали только несколько глав из этого произведения, но тем не менее узнали много нового о том суровом и героическом времени, о том, как воевали ваши прадеды, о том , как они жили на войне, и, конечно, пополнили

свой словарный запас «военной лексикой». Вспомним некоторые «новые» слова из «Василия Теркина», ну и заодно освежим в памяти строки и эпизоды этого произведения.

Слайд 6

ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ « ВСПОМНИ СЛОВО» ----- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 7

1. Небольшая разведывательная, наблюдательная группа от воинского подразделения

Долги ночи, жестки зори

В ноябре - к зиме седой.

Два бойца сидят в дозоре

Над холодною водой.

Слайд 8

2. Военнослужащий, стоящий на посту

Спят бойцы, как сон застал

Под сосною в покат.

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Слайд 9

3. Перемещение с одного берега на другой

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Слайд 10

4. Плавучий мост, используемый для переправы на другой берег

Ночью, первым из колонны,

Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны

Первый взвод .

Слайд 11

5. Грозное орудие, которое несет смерть противнику

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной тьме.

Слайд 12

6. Форменное пальто, используемое для обмундирования

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Слайд 13

7. Мешочек для табака, затягивающийся шнурком

Потерял боец кисет,

Заискался, -- нет и нет.

Слайд 14

8. Большие награды, украшающие грудь солдата

-- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Слайд 16

9. Род войск, действующих в пешем строю

И, усталая с похода,

Чтоб там ни было, -- жива,

Дремлет, скорчившись, пехота,

Сунув руки в рукава.

Слайд 16

10. Вооруженное столкновение, сражение

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

ИТОГ ИГРЫ:

4. Обобщение и систематизация знаний по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Обратимся к только что прозвучавшим строкам поэмы

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Слайд 17

-- Чем они замечательны ? / Они повторяются несколько раз.

Автор ими завершает некоторые главы

произведения, тем самым подчеркивая их

значение. В них заключается главная мысль

поэмы./

-- Какова же она? / Великая Отечественная война - война

святая и правая. Советские солдаты

сражались и погибали, конечно, не ради

подвигов и славы. В этом смертельном бою

они защищали свой дом, своих родных, свой

народ, свою Родину, саму жизнь на земле.

Ради этой высокой цели бойцы шли на бой, на

подвиг, на смерть./

Слайд 18

19 ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ « ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Слайд 20

Одним из тех, кто в первые дни войны ушел на фронт защищать Родину и Александр Трифонович Твардовский. Как и у всех красноармейцев, у него была вот такая «Красноармейская книжка». Она была единственным документом, удостоверяющим личность солдата во время Великой Отечественной войны.

Слайд 21

Для сообщения о поэте я предоставляю слово первой группе.

Задача всех остальных внимательно прослушать сообщение и заполнить его «Красноармейскую книжку» .

1. Сообщение о жизни и творчестве А. Т. Твардовского

Слайды 22-35


Проверяем заполнение «Красноармейской книжки»

/Чтение заполненного экземпляра/

Надеюсь, все остальные тоже успешно справились с этим заданием.

И мы продолжаем урок.

К сожалению, солдат, защищавших Родину в то суровое время, становится все меньше и меньше, поэтому увидеть и узнать, какой она была жестокой и кровавой нам сегодня помогают книги и фильмы.

35 ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» -- ПЕСНЯ «УВЕЛА СОЛДАТ ВОЙНА»

Слайд 36

Одной из книг, дающих нам представление о войне, является поэма

Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин».

О, книга - друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла свой путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой, --

написал о ней поэт-фронтовик Семен Гудзенко.

Слайд 37

А другой поэт-фронтовик Константин Симонов дал ей такую оценку:

«Василий Теркин» -- лучшее из всего написанного о войне и на войне».

Слайд 38

2. Следующее сообщение об истории создания поэмы. Слово второй группе.

Слайды 39- 44

3.Слушаем сообщение об особенностях композиции поэмы.

Слайды 45-54

Спасибо выступавшим.

Ну, а нас ждет следующее задание: Слайд 55

отвечаем на вопросы. А пока вы обдумываете ответы и обсуждаете их в группах, звучит песня «ДОРОЖКА ФРОНТОВАЯ».

Отвечаем на вопросы и проверяем ответы. Слайд 56


57 ФРАГМЕНТ СПЕКТАЛЯ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Догадались, о ком пойдет речь? Слайд 58

Слайд 59

Об образе главного героя нам расскажет четвертая группа.

4. Образ главного героя

Слайды 60-68

Спасибо выступавшим.

А мы составляем синквейн о Теркине. Слайд 69 - ПЕСНЯ «МАХНЕМ,

НЕ ГЛЯДЯ»

Проверяем работу групп.

Вот такие люди, как Василий Теркин, любящие Родину, сильные духом, верящие в победу, ответственные за свое ратное дело, отстояли нашу землю, дошли до Берлина и одержали Великую победу!

70 ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

5. Заключительное слово учителя

Именно в Берлине завершился долгий путь Василия Теркина. 1418 дней и ночей шел к победе наш народ и завершил смертельную битву у ворот Рейхстга.

Велика была радость победы, но это был «праздник со слезами на глазах». Очень многие не вернулись с войны. Им, погибшим, и посвятил Александр Трифонович Твардовский свою поэму «Василий Теркин».

Слайд 71

С мыслью, может дерзновенной,

Посвятить любимый труд

Павших памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

72 ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ОСОВОБОЖДЕНИЕ. ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ»

Фильм «Освобождение. Последний штурм», фрагмент из которого вы только что видели, был снят в 1971 году. С тех пор цифра, обозначающая число погибших в Великой Отечественной войне, значительно увеличилась:

сначала она составляла 20 миллионов, затем - 22, потом - 25. Сегодня историки называют цифру 27 миллионов.

Какую дорогую цену наш народ заплатил за сегодняшнее мирное утро, за сегодняшний мирный труд, за нашу мирную жизнь. Об этом мы никогда не должны забывать.

Слайд 73

УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО «РЕКВИЕМ»

Помните!

через века,

через года -

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, --

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами.

Жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны.

Люди!

Покуда сердца стучатся, --

помните!

Какою ценой

завоевано счастье, --

пожалуйста,

помните!

Слайд 74

6. Итог урока:

На этой высокой ноте мы завершим наш урок. Я благодарю всех вас. ребята, за его подготовку, за участие в нем.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

8. Рефлексия

До конца урока осталось совсем чуть-чуть, и я хочу попросить вас взять тетрадные листки, которые лежат у вас на партах. Пожалуйста, продолжите предложенные там фразы. На работу у вас 1 минута. (ученики заполняют карточки для рефлексии)

Вопросы для рефлексии:

  1. На уроке мне было ….

  2. Я узнал, что…

  3. Я хотел бы…

Сейчас мы превратим этот листочек в настоящий военный треугольник. (учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт-треугольник). Это ваши письма - мне.



© 2010-2022