- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Уразалиева С.К. |
Дата | 27.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык 11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной государственной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.) , Москва «Русское слово»2010г.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, образовательным целям МБОУ «СОШ с. Рассвет»;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение
следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению
высшего гуманитарного образования;
-
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях;
функционально - стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их
различных интерпретаций; в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать
варианты норм и речевые нарушения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения; совершенствование нормативного и целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой Н.Г.- 68 часов (2 часа в неделю).
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и
систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется
трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям,
направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи
обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как
литература, МХК, история.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа предназначена для изучения русского языка в 11классе на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ с. Рассвет» на 2014-2015 учебный год).
Формы организации образовательного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Виды и формы контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания
дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ
на вопрос о его содержании.
Содержание программы
11 КЛАСС(68ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной
речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный
стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка
текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
-
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;
-
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно - бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
-
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы;
-
проводить лингвистический анализ учебно -научных, деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение:
-
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
говорение и письмо:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-
научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
-
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности
к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
-
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за
собственной речью;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11
классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское
слово, 2013.
2.Цыбулько И.П.. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.
3.Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2015. Учебно-методическое пособие.
Календарно-тематическое планирование.
Русский язык. 11класс. (Базовый уровень - 68 ч.)
№ уро-ка
Тема урока
К-во ча-
сов
Основные термины и понятия
Практические навыки
Правописные навыки
Дата
1
Синтаксис. Пунктуация.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения
1
Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания
Пунктуационный анализ предложения
Обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания
2.09
2
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания
1
Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания
Виды подчинительной связи в словосочетании
Порядок синтаксического разбора словосочетаний
6.09
3
Предложение как единица синтаксиса.
Простое предложение.
Виды предложений по структуре
1
Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения
Порядок синтаксического разбора предложений
Знаки препинания в конце предложения
9.09
4
Постановка тире в простом предложении
1
Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация
Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире
13.09
5
Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения
1
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова, вставные конструкции, сравнительные обороты
Синтаксический разбор простого предложения, пунктуационный разбор предложений
Повторение орфографии и пунктуации
16.09
6
Предложение с однородными членами
1
Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения
Синтаксический разбор простого предложения
20.09
7-8
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющи
мися, повторяющимися и парными союзами
2
Однородные члены предложения
Синтаксический разбор простого предложения
Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных:
- неповторяющимися союзами
- повторяющимися союзами;
- двойными союзами
23.09
27.09
9
Обобщающие слова при однородных членах предложения
1
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Синтаксический разбор простого предложения
Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах
30.09
10
Административный диктант.
1
4.10
11
Готовимся к ЕГЭ. Тест.
1
Работа с тестами
7.10
12
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения
1
Обособленные члены предложения; обособленные определения
Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях
Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений
11.10
13
Обособленные приложения
1
Приложения, обособление приложения
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания при обособленных приложениях
14.10
14-15
Обособленные обстоятельства и дополнения
2
Обстоятельства, дополнения, обособление
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях
18.10
21.10
16
Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения
1
Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения
25.10
17
Знаки препинания при сравнительных оборотах
1
Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов
Условия выделения запятыми сравнительных оборотов
Знаки препинания при сравнительном обороте
28.10
18
Знаки препинания при обращениях
1
Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания при обращениях
1.11
19
Вводные слова и вставные конструкции
1
Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению
Различение вводных слов и омонимичных им конструкций '
Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.
11.11
20
Готовимся к ЕГЭ. Тест.
1
Работа с тестами.
15.11
21
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
1
Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания при словах указанной группы
18.11
22-24
Повторение и обобщение
3
Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений
22.11
25.11
29.11
25
Диктант с грамматическим заданием
1
Проверка навыков правописания и грамматических разборов
2.12
26-27
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении
2
Сложные предложения, типы сложных предложений
Синтаксический разбор сложного предложения
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
6.12
9.12
28-29
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
2
Сложноподчиненные предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных
Синтаксический разбор сложного предложения
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
13.12
20.12
30-31
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
2
Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение
Анализ структуры простого предложения
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
22.12
23.12
32-33
Готовимся к ЕГЭ.
2
Проверка навыков правописания и грамматических разборов
27.12
13.01
34
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1
Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения
Анализ структуры сложного предложения
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
17.01
35-36
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац.
2
Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац
Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ
Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи
20.01
24.01
37
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
1
Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь
Прямая речь, диалог, единицы прямой речи
Знаки препинания при передаче чужой речи
27.01
38
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах
1
Цитата, способы оформления цитат
Анализ структуры сложного предложения
Знаки препинания при цитатах
31.01
39
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания
1
Знаки препинания, сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания
Анализ структуры простого и сложного предложения. Пунктуационный анализ предложения
Сочетание знаков препинания.
Постановка факультативных знаков препинания
3.02
40
Авторская пунктуация
1
Авторские знаки препинания
Анализ текста
Постановка авторских знаков препинания
7.02
41
Р /р Сочинение «Любимый уголок моего села».
1
10.02
42
Обобщающий урок
1
Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений)
14.02
43
Диктант с грамматическим заданием
1
Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов
17.02
44-45
Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
2
Нормы речи.
Качества хорошей речи
Анализ текста
Повторение орфографии и пунктуации
21.02
24.02
46
Р/р Изложение с элементами сочинения «Бой мальчиков - гмназистов с партизанами» ( по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»)
1
28.02
47-48
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
2
Нормы речи.
Качества хорошей речи
Анализ текста
Повторение орфографии и пунктуации
3.03
7.03
49
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи.
1
Нормы речи.
Качества хорошей речи
Анализ текста
Повторение орфографии и пунктуации
10.03
50-51
Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
2
Нормы речи.
Качества хорошей речи
Анализ текста
Повторение орфографии и пунктуации
14.03
17.03
52-
53
Стилистика.
Функциональные стили.
Научный стиль. Информационная переработка текста.
2
Функциональные стили и их особенности. Научный стиль, жанры научного стиля.
Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана
Написание терминов
21.03
4.04
54
Официально-деловой стиль. Анализ текста
1
Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры
Правила написания деловых бумаг
(составление заявления, доверенности и т.п.)
Знаки препинания при обособлениях
7.04
55-
56
Публицистический стиль. Анализ текста
2
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля
Изучающее чтение.
Составление тезисов.
Работа со словарями
Повторение орфографии и пунктуации
11.04
14.04
57
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля
1
Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь.
Изучающее чтение
Составление тезисов
Повторение орфографии и пунктуации
18.04
58
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи
1
Текст. Признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Составление плана-конспекта
Повторение орфографии и пунктуации
21.04
59
Самостоятельный анализ предложенного текста
1
Определение стилистических особенностей текста
Повторение орфографии и пунктуации
25.04
60-61
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку
2
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения
Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение.
Повторение орфографии и пунктуации
28.04
2.05
62-63
Р/Р Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
2
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения
Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами СРЛЯ
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности
5.05
12.05
64
Итоговая контрольная работа.
1
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности
12.05
65
Повторение. Трудные случаи правописания
1
Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания
Повторение закрепление навыков решения орфографических задач
Проверка орфографической грамотности
16.05
66
Повторение. Трудные случаи пунктуации
1
Обособленные члены предложения. Сложные предложения. БСП. Цитаты
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения
Повторение орфографии и пунктуации
19.05
67-68
Подготовка к ЕГЭ
2
Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
23.05
25.05