Рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Русский язык 11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной государственной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.) , Москва «Русское слово»2010г.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, образовательным целям МБОУ «СОШ с. Рассвет»;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение

следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о

русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому

взаимодействию и социальной адаптации; информационных

умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

готовности к осознанному выбору профессии, к получению

высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как

многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи

основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях;

функционально - стилистической системе русского языка; нормах

речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,

классифицировать языковые явления и факты с учетом их

различных интерпретаций; в необходимых случаях давать

исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать

языковые явления и факты с точки зрения нормативности,

соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать

варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой

практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере

общения; совершенствование нормативного и целесообразного

использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой Н.Г.- 68 часов (2 часа в неделю).

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и

систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и

пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется

трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям,

направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи

обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как

литература, МХК, история.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа предназначена для изучения русского языка в 11классе на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ с. Рассвет» на 2014-2015 учебный год).

Формы организации образовательного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Виды и формы контроля:

контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания

дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ

на вопрос о его содержании.

Содержание программы

11 КЛАСС(68ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические

единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по

эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном

предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с

однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных

определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных

приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных

неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,

соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при

обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных

членах предложения. Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные

дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены

предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с

предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при

вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных

конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,

отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним

придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими

придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с

несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с

запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном

сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки

препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.

Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту

речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка.

Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).

Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной

речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили

речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный

стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный

стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы

речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка

текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.

Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:


  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли

старославянского языка в развитии русского языка, формах существования

русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии

норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно - бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и

фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные

нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно -научных, деловых,

публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной

задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и

письменного текста;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические

высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-

научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах

общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского

литературного языка; использовать в собственной речевой практике

синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной

ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой

культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области

филологических наук и получения высшего филологического образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности

к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному

общению, сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;

расширения круга используемых языковых и речевых средств;

совершенствования способности к самооценке через наблюдение за

собственной речью;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков

самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,

самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11

классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское

слово, 2013.

2.Цыбулько И.П.. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.

3.Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2015. Учебно-методическое пособие.



Календарно-тематическое планирование.

Русский язык. 11класс. (Базовый уровень - 68 ч.)

№ уро-ка

Тема урока

К-во ча-

сов

Основные термины и понятия

Практические навыки

Правописные навыки

Дата

1

Синтаксис. Пунктуация.

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения

1

Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания

Пунктуационный анализ предложения

Обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания

2.09

2

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания

1

Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания

Виды подчинительной связи в словосочетании

Порядок синтаксического разбора словосочетаний

6.09

3

Предложение как единица синтаксиса.

Простое предложение.

Виды предложений по структуре

1

Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения

Порядок синтаксического разбора предложений

Знаки препинания в конце предложения

9.09

4

Постановка тире в простом предложении

1

Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация

Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире

13.09

5

Простое осложненное предложение.

Синтаксический разбор простого предложения

1

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова, вставные конструкции, сравнительные обороты

Синтаксический разбор простого предложения, пунктуационный разбор предложений

Повторение орфографии и пунктуации

16.09

6

Предложение с однородными членами

1

Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения

Синтаксический разбор простого предложения

20.09

7-8

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющи

мися, повторяющимися и парными союзами

2

Однородные члены предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных:

- неповторяющимися союзами

- повторяющимися союзами;

- двойными союзами

23.09

27.09

9

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах

30.09

10

Административный диктант.

1

4.10

11

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

Работа с тестами

7.10

12

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения

1

Обособленные члены предложения; обособленные определения

Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях

Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений

11.10

13

Обособленные приложения

1

Приложения, обособление приложения

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания при обособленных приложениях

14.10

14-15

Обособленные обстоятельства и дополнения

2

Обстоятельства, дополнения, обособление

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях

18.10

21.10

16

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения

1

Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения

25.10

17

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1

Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов

Условия выделения запятыми сравнительных оборотов

Знаки препинания при сравнительном обороте

28.10

18

Знаки препинания при обращениях

1

Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания при обращениях

1.11

19

Вводные слова и вставные конструкции

1

Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению

Различение вводных слов и омонимичных им конструкций '

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

11.11

20

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

Работа с тестами.

15.11

21

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

1

Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания при словах указанной группы

18.11

22-24

Повторение и обобщение

3

Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений

22.11

25.11

29.11

25

Диктант с грамматическим заданием

1

Проверка навыков правописания и грамматических разборов

2.12

26-27

Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении

2

Сложные предложения, типы сложных предложений

Синтаксический разбор сложного предложения

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

6.12

9.12

28-29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

2

Сложноподчиненные предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных

Синтаксический разбор сложного предложения

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

13.12

20.12

30-31

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

2

Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение

Анализ структуры простого предложения

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

22.12

23.12

32-33

Готовимся к ЕГЭ.

2

Проверка навыков правописания и грамматических разборов

27.12

13.01

34

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения

Анализ структуры сложного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

17.01

35-36

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац.

2

Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац

Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ

Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи

20.01

24.01

37

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

1

Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь

Прямая речь, диалог, единицы прямой речи

Знаки препинания при передаче чужой речи

27.01

38

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах

1

Цитата, способы оформления цитат

Анализ структуры сложного предложения

Знаки препинания при цитатах

31.01

39

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания

1

Знаки препинания, сочетание знаков препинания.

Факультативные знаки препинания

Анализ структуры простого и сложного предложения. Пунктуационный анализ предложения

Сочетание знаков препинания.

Постановка факультативных знаков препинания

3.02

40

Авторская пунктуация

1

Авторские знаки препинания

Анализ текста

Постановка авторских знаков препинания

7.02

41

Р /р Сочинение «Любимый уголок моего села».

1

10.02

42

Обобщающий урок

1

Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений)

14.02

43

Диктант с грамматическим заданием

1

Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов

17.02

44-45

Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.

2

Нормы речи.

Качества хорошей речи

Анализ текста

Повторение орфографии и пунктуации

21.02

24.02

46

Р/р Изложение с элементами сочинения «Бой мальчиков - гмназистов с партизанами» ( по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»)

1

28.02

47-48

Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

2

Нормы речи.

Качества хорошей речи

Анализ текста

Повторение орфографии и пунктуации

3.03

7.03

49

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи.

1

Нормы речи.

Качества хорошей речи

Анализ текста

Повторение орфографии и пунктуации

10.03

50-51

Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

2

Нормы речи.

Качества хорошей речи

Анализ текста

Повторение орфографии и пунктуации

14.03

17.03

52-

53

Стилистика.

Функциональные стили.

Научный стиль. Информационная переработка текста.

2

Функциональные стили и их особенности. Научный стиль, жанры научного стиля.

Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана

Написание терминов

21.03

4.04

54

Официально-деловой стиль. Анализ текста

1

Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры

Правила написания деловых бумаг

(составление заявления, доверенности и т.п.)

Знаки препинания при обособлениях

7.04

55-

56

Публицистический стиль. Анализ текста

2

Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля

Изучающее чтение.

Составление тезисов.

Работа со словарями

Повторение орфографии и пунктуации

11.04

14.04

57

Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля

1

Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь.

Изучающее чтение

Составление тезисов

Повторение орфографии и пунктуации

18.04

58

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи

1

Текст. Признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Составление плана-конспекта

Повторение орфографии и пунктуации

21.04

59

Самостоятельный анализ предложенного текста

1

Определение стилистических особенностей текста

Повторение орфографии и пунктуации

25.04

60-61

Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку

2

Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения

Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение.

Повторение орфографии и пунктуации

28.04

2.05

62-63

Р/Р Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

2

Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения

Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами СРЛЯ

Проверка орфографической и пунктуационной грамотности

5.05

12.05

64

Итоговая контрольная работа.

1

Проверка орфографической и пунктуационной грамотности

12.05

65

Повторение. Трудные случаи правописания

1

Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания

Повторение закрепление навыков решения орфографических задач

Проверка орфографической грамотности

16.05

66

Повторение. Трудные случаи пунктуации

1

Обособленные члены предложения. Сложные предложения. БСП. Цитаты

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Повторение орфографии и пунктуации

19.05

67-68

Подготовка к ЕГЭ

2

Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

23.05

25.05



© 2010-2022