- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад «Методические аспекты проверки уровня литературного развития учеников основной школы»
Доклад «Методические аспекты проверки уровня литературного развития учеников основной школы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вера М.Л. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические аспекты проверки уровня литературного развития учеников основной школы.
Доклад учителя ГБОУ СОШ № 932
В.М.Лукьяненко
Москва 2014 год
Уровень литературного развития учеников основной школы тесно связан с их возрастными и индивидуальными особенностями. К литературным способностям современные методисты относят потребность учащихся выразить чувство. Представление. Мысль в слове, не менее важны эмоциональная чуткость к слову, общий взгляд на композицию произведения, понимание связей между частями текста.
Общеизвестно, что в чтении участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память. Но читательская деятельность в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна. Для воздействия искусства слова недостаточно понять отвлечённые значения слов-понятий. Эмоции и воображение в процессе чтения питаются конкретными образами, оживающими в сознании читателя.
Разные сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания и формы произведения) могут оцениваться по уровням, которые позволяют проследить динамику литературного развития в каждый возрастной период.
В.Г.Маранцман подчёркивал, что только комплексная проверка различных аспектов литературного развития может дать целостную картину уровня отношений ученика с искусством слова. Наиболее существенными критериями он называет следующие:
- начитанность школьника, его читательские интересы , умение выделять в произведении актуальные нравственные проблемы и давать им оценку;
- объём историко- и теоретико- литературных знаний и умение применять их для понимания прочитанного;
- развитость читательского восприятия( определение авторских и читательских эмоций, активность воображения, постижение содержания на репродуктивном, аналитическом, синтнезирующем уровне, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции);
- умение находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирике, сопоставлять героев разных произведений, сравнивать редакции текста, определять общее и различное в произведениях одного жанра.
Для выявления уровня развития речи важно определить, как ученики умеют объяснить чувства, возникшие при чтении, найти в своём жизненном опыте ситуации, похожие на описанные в произведении; словесно изобразить обстановку действия и мысленно нарисовать портрет персонажа.
Школьники должны научиться передавать динамику чувств героев и автора в выразительном чтении; сравнивать произведение и его экранизацию или инсценировку; составлять киносценарий.
Критерии литературного развития помогают выявить уровень освоения литературы как искусства слова. В каждом классе соответственно возрасту и уровню литературного развития меняется содержание и характер заданий, формы контроля; это необходимо учитывать при дифференциации проверочных заданий. В 5-9 классах это выявление:
- общей начитанности и направленности читательских интересов школьников;
-качества осмысления произведений разных литературных родов и разных сторон читательского восприятия;
- литературно- творческих способностей и умений.
Важным этапом проверки качества литературного развития является опрос. Эффективность уроков во многом зависит от тех требований, которые предъявляются каждому ученику, проявляются в характере проверочных заданий. Развитие читательских качеств школьников нельзя проверять стихийно. Необходима система дифференцированных заданий контрольно- развивающего характера. В ходе фронтального опроса или беседы трудно увидеть индивидуальные особенности детей. Поэтому в опросе необходимо требовать не прямого воспроизведения знаний, а их переноса, применения в новой учебной ситуации, чтобы ученики, применяя их в самостоятельной деятельности , встретились с новой трудностью и попытались её преодолеть. Только тогда знания станут убеждениями, а ученик будет не только запоминать, но и мыслить.
В педагогической науке доказано, что высший уровень деятельности учащихся- это уровень трансформации, то есть ориентировка в новых условиях для принципиально новой деятельности. Методисты предлагают в ходе урока фиксировать ответы и ставить поурочный балл не за активность вообще, а за конкретные виды деятельности учащихся на уроке.
Учёные выделяют четыре сферы деятельности читателя - школьника: эмоции, воображение, осмысление содержания и осмысление формы произведения. Учитель должен в течение четверти спросить ученика по всем показателям. Это помогает учителю видеть индивидуальные особенности каждого читателя и общий уровень класса в той или иной сфере литературного развития. Только осознанность педагогического воздействия на учащихся приведёт к качественным сдвигам в обучении литературе.
Таким образом, для выявления литературной подготовки учеников основной школы необходимо систематически проверять такие сферы их литературного развития, как начитанность и читательские интересы, умение выделять в тексте актуальные для учеников нравственно- идеологические проблемы, активность оценки прочитанного, развитость читательского восприятия, объём теоретико - литературных знаний и умение применять их для понимания прочитанного , развитие речи.
Для литературного развития школьников необходима разработка заданий творческого, развивающего характера, пригодных для проведения олимпиад по литературе.