Самоанализ урока внеклассного чтения по сказу П. П. Бажова Огневушка - Поскакушка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Самоанализ урока

Класс 6

Тема урока: «П.П.Бажов. «Огневушка - Поскакушка».

Тип урока и его структура. Урок внеклассного чтения (комбинированный).

Урок внеклассного чтения занимает особое место в структуре планирования по предмету. Проводится один раз в месяц. В данном случае этот урок использован так же в качестве урока для реализации национально - регионального компонента программы. На уроке продолжается последовательное и системное изучение творчества уральского писателя П.П.Бажова на материале его сказов с доступным содержанием для 5 - 9 классов ОУ VIII вида.

Данному уроку предшествовала предварительная подготовка: ученики заранее читают сказ П. П. Бажова, смотрят мультфильм во внеурочное время, вспоминают ранее изученные сведения о жизни и творчестве писателя, сказ «Серебряное копытце», готовят выставку книг, иллюстрации к понравившимся отрывкам.

В работу на уроке были вовлечены все учащиеся 6 класса. В 6 классе обучается 14 учащихся, из которых 4 ученика соотнесены к 1 группе обучаемости по чтению и развитию речи, 4 ученика - ко 2 группе, 3 ученика - к 3 группе и 3 ученика - к 4 группе.

При планировании урока использован принцип коррекционной направленности образовательного процесса и индивидуально - дифференцированный подход, учтены психофизические особенности каждого учащегося.

Цель:

формирование устойчивого интереса учащихся к книгам как источнику знаний и социального опыта через знакомство со сказом П.П.Бажова «Огневушка - Поскакушка»;

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать знакомить учащихся с творчеством Бажова Павла Петровича;

  • расширять через литературу знания о мире человеческих отношений.

Коррекционно - развивающие:

  • совершенствовать навык правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения;

  • развивать речевую деятельность, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции (умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, характеризовать и сравнивать героев, оценивать их поступки);

  • расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

  • воспитывать нравственные качества - доброту, заботу о ближнем, трудолюбие.

Все запланированные обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены.

Все этапы урока взаимосвязаны и подчинены теме и цели.

На уроке соблюдены все основные требования к структуре и этапам комбинированного урока: последовательность, связанность изложения материала, логичность построения и т.д. Все предшествующие и последующие этапы урока логично связаны и работают на основной и главный этап актуализации имеющихся опорных знаний и усвоение нового материала. Элементы коррекционной работы включены рационально на протяжении всех этапов урока.

На данном уроке применялись коллективная, групповая, индивидуальная формы работы, дифференциация обучения. А также следующие методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. Для решения основных задач урока использовались элементы беседы, работа с книгой, чтение по ролям, ИК - технологии с использованием презентации, просмотра отрывков мультфильма, опорные карточки, тестовые задания, межпредметные связи (математика, география, русский язык) и др.

Для фронтальной работы использована вопросно - ответная форма, для индивидуальной работы у доски при опросе использовались опорные карточки для учащихся 3 - 4 группы обучаемости, а также раздаточный материал для учащихся плохо владеющих навыками чтения.

К более сложным заданиям относились тестовые задания и кроссворд при проверке пройденного материала и раскраски с простейшими заданиями для 4 группы учащихся. Для учащихся 1 - 2 группы запланированы задания на коррекцию аналитико - синтетической деятельности с выделением, обобщением и выводами в работе с текстом, а также чтение по ролям, элементы сравнения героев сказа с героями ранее пройденного сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Для учащихся 3 группы предусмотрены задания на чтение готовых характеристик героев и соотнесение, простейших выводов по оцениванию поступков героев; для 4 группы учащихся задание на узнавание по краткому словесному описанию, выделение в назывном порядке и чтение имен героев сказа.

Контроль имеющихся ЗУН учащихся осуществлялся в течение всего урока, для этого использовалась вопросно - ответная форма, тестовые задания и разгадывание кроссворда были направлены на закрепление и проверку ЗУН.

Для регулирования и коррекции знаний учащихся предусмотрены на уроке сигнальные и опорные карточки с изображением героев сказа, их именами, фрагменты мультфильма. При условии выявления недостаточных знаний или затруднениях при выполнении определенных заданий предусмотрены другие виды работ: зачитывание наиболее важных и актуальных отрывков учителем и учащимися 1 - 2 группы, работа по тексту, работа с выделенными характеристиками на слайдах и т.д.

Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют коррекции восприятия, внимания, коррекции интонационной стороны речи, развитию устной речи, коррекции функции припоминания и долговременной памяти, аналитико - синтетической деятельности, наглядно - образного мышления и установление причинно - следственных связей.

В течение урока поддерживалась спокойная атмосфера во время работы учащихся над заданиями и с книгой, а также эмоциональное окрашивание уроку придавали музыка мультфильма, красочное оформление презентации, использование веселой динамической паузы, работа над упражнениями по чистоговорению. Активизации познавательной деятельности способствовали разгадывание загадок, кроссворда, «прохождение» лабиринтов, использование материала с межпредметными связями, сигнальных и опорных карточек.

На уроке поощрялся положительный эмоциональный фон, настрой на успешность, речевая активность (ответы с места, опережающие подсказки). Максимальная активность функций памяти и аналитико - синтетической деятельности предпочтительна коррекции связной речи. Такая работа на уроке внеклассного чтения дает преимущество активизации деятельности учеников на уроке и мотивации к обучению, а также сохранению интереса на протяжении всего урока и повышению интереса к чтению вообще.

Смена видов деятельности на уроке, динамическая пауза позволила предотвратить утомляемость учащихся.

На всех этапах урока активизировалась речевая деятельность детей, следила за правильностью и выразительностью речи, корригировала мыслительные процессы, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, наводящие вопросы.

Учащиеся на уроке были организованными и активными, свободно показывали на уроке свои знания и коммуникативные возможности.

Домашнее задание дано в доступной форме с учетом всех групп обучаемости.

  • 1 - 2 группа учащихся: придумать своё окончание сказа.

  • 3 - 4 группа учащихся: устное иллюстрирование понравившегося отрывка.

  • Читать сказы Бажова по выбору.

  • Нарисовать иллюстрацию к сказу.

Урок имеет положительные результаты. Все запланированные обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены. Планирование, организация учеников и применяемые методы послужили достижению цели урока.

Перспективы деятельности:

  • Продолжать изучать на уроках творчество П.П.Бажова и других уральских писателей и поэтов, формировать навыки речевой деятельности и техники чтения, повышать мотивацию к обучению, интерес к чтению, любовь к родному краю, воспитывать положительные качества личности.

  • Применять в работе принцип коррекционной направленности и индивидуально - дифференцированного подхода, совершенствовать систему заданий и упражнений, материалов уроков, направленных на активизацию и развитие познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы, способных компенсировать основные отклонения в интеллектуальном развитии, нивелировать личностные проблемы.

  • Развивать и совершенствовать социально адаптивные возможности учащихся средствами урочной и внеклассной работы.


© 2010-2022