- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ урока внеклассного чтения по сказу П. П. Бажова Огневушка - Поскакушка
Самоанализ урока внеклассного чтения по сказу П. П. Бажова Огневушка - Поскакушка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабанова О.И. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ урока
Класс 6
Тема урока: «П.П.Бажов. «Огневушка - Поскакушка».
Тип урока и его структура. Урок внеклассного чтения (комбинированный).
Урок внеклассного чтения занимает особое место в структуре планирования по предмету. Проводится один раз в месяц. В данном случае этот урок использован так же в качестве урока для реализации национально - регионального компонента программы. На уроке продолжается последовательное и системное изучение творчества уральского писателя П.П.Бажова на материале его сказов с доступным содержанием для 5 - 9 классов ОУ VIII вида.
Данному уроку предшествовала предварительная подготовка: ученики заранее читают сказ П. П. Бажова, смотрят мультфильм во внеурочное время, вспоминают ранее изученные сведения о жизни и творчестве писателя, сказ «Серебряное копытце», готовят выставку книг, иллюстрации к понравившимся отрывкам.
В работу на уроке были вовлечены все учащиеся 6 класса. В 6 классе обучается 14 учащихся, из которых 4 ученика соотнесены к 1 группе обучаемости по чтению и развитию речи, 4 ученика - ко 2 группе, 3 ученика - к 3 группе и 3 ученика - к 4 группе.
При планировании урока использован принцип коррекционной направленности образовательного процесса и индивидуально - дифференцированный подход, учтены психофизические особенности каждого учащегося.
Цель:
формирование устойчивого интереса учащихся к книгам как источнику знаний и социального опыта через знакомство со сказом П.П.Бажова «Огневушка - Поскакушка»;
Задачи:
Обучающие:
-
продолжать знакомить учащихся с творчеством Бажова Павла Петровича;
-
расширять через литературу знания о мире человеческих отношений.
Коррекционно - развивающие:
-
совершенствовать навык правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения;
-
развивать речевую деятельность, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции (умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, характеризовать и сравнивать героев, оценивать их поступки);
-
расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
-
воспитывать нравственные качества - доброту, заботу о ближнем, трудолюбие.
Все запланированные обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены.
Все этапы урока взаимосвязаны и подчинены теме и цели.
На уроке соблюдены все основные требования к структуре и этапам комбинированного урока: последовательность, связанность изложения материала, логичность построения и т.д. Все предшествующие и последующие этапы урока логично связаны и работают на основной и главный этап актуализации имеющихся опорных знаний и усвоение нового материала. Элементы коррекционной работы включены рационально на протяжении всех этапов урока.
На данном уроке применялись коллективная, групповая, индивидуальная формы работы, дифференциация обучения. А также следующие методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. Для решения основных задач урока использовались элементы беседы, работа с книгой, чтение по ролям, ИК - технологии с использованием презентации, просмотра отрывков мультфильма, опорные карточки, тестовые задания, межпредметные связи (математика, география, русский язык) и др.
Для фронтальной работы использована вопросно - ответная форма, для индивидуальной работы у доски при опросе использовались опорные карточки для учащихся 3 - 4 группы обучаемости, а также раздаточный материал для учащихся плохо владеющих навыками чтения.
К более сложным заданиям относились тестовые задания и кроссворд при проверке пройденного материала и раскраски с простейшими заданиями для 4 группы учащихся. Для учащихся 1 - 2 группы запланированы задания на коррекцию аналитико - синтетической деятельности с выделением, обобщением и выводами в работе с текстом, а также чтение по ролям, элементы сравнения героев сказа с героями ранее пройденного сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Для учащихся 3 группы предусмотрены задания на чтение готовых характеристик героев и соотнесение, простейших выводов по оцениванию поступков героев; для 4 группы учащихся задание на узнавание по краткому словесному описанию, выделение в назывном порядке и чтение имен героев сказа.
Контроль имеющихся ЗУН учащихся осуществлялся в течение всего урока, для этого использовалась вопросно - ответная форма, тестовые задания и разгадывание кроссворда были направлены на закрепление и проверку ЗУН.
Для регулирования и коррекции знаний учащихся предусмотрены на уроке сигнальные и опорные карточки с изображением героев сказа, их именами, фрагменты мультфильма. При условии выявления недостаточных знаний или затруднениях при выполнении определенных заданий предусмотрены другие виды работ: зачитывание наиболее важных и актуальных отрывков учителем и учащимися 1 - 2 группы, работа по тексту, работа с выделенными характеристиками на слайдах и т.д.
Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют коррекции восприятия, внимания, коррекции интонационной стороны речи, развитию устной речи, коррекции функции припоминания и долговременной памяти, аналитико - синтетической деятельности, наглядно - образного мышления и установление причинно - следственных связей.
В течение урока поддерживалась спокойная атмосфера во время работы учащихся над заданиями и с книгой, а также эмоциональное окрашивание уроку придавали музыка мультфильма, красочное оформление презентации, использование веселой динамической паузы, работа над упражнениями по чистоговорению. Активизации познавательной деятельности способствовали разгадывание загадок, кроссворда, «прохождение» лабиринтов, использование материала с межпредметными связями, сигнальных и опорных карточек.
На уроке поощрялся положительный эмоциональный фон, настрой на успешность, речевая активность (ответы с места, опережающие подсказки). Максимальная активность функций памяти и аналитико - синтетической деятельности предпочтительна коррекции связной речи. Такая работа на уроке внеклассного чтения дает преимущество активизации деятельности учеников на уроке и мотивации к обучению, а также сохранению интереса на протяжении всего урока и повышению интереса к чтению вообще.
Смена видов деятельности на уроке, динамическая пауза позволила предотвратить утомляемость учащихся.
На всех этапах урока активизировалась речевая деятельность детей, следила за правильностью и выразительностью речи, корригировала мыслительные процессы, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, наводящие вопросы.
Учащиеся на уроке были организованными и активными, свободно показывали на уроке свои знания и коммуникативные возможности.
Домашнее задание дано в доступной форме с учетом всех групп обучаемости.
-
1 - 2 группа учащихся: придумать своё окончание сказа.
-
3 - 4 группа учащихся: устное иллюстрирование понравившегося отрывка.
-
Читать сказы Бажова по выбору.
-
Нарисовать иллюстрацию к сказу.
Урок имеет положительные результаты. Все запланированные обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены. Планирование, организация учеников и применяемые методы послужили достижению цели урока.
Перспективы деятельности:
-
Продолжать изучать на уроках творчество П.П.Бажова и других уральских писателей и поэтов, формировать навыки речевой деятельности и техники чтения, повышать мотивацию к обучению, интерес к чтению, любовь к родному краю, воспитывать положительные качества личности.
-
Применять в работе принцип коррекционной направленности и индивидуально - дифференцированного подхода, совершенствовать систему заданий и упражнений, материалов уроков, направленных на активизацию и развитие познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы, способных компенсировать основные отклонения в интеллектуальном развитии, нивелировать личностные проблемы.
-
Развивать и совершенствовать социально адаптивные возможности учащихся средствами урочной и внеклассной работы.