Конспект урока по русскому языку (стилистике) Научно-популярный подстиль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хмоленко А. И.

СОШГ № 9 г. Павлодара


Научно-популярный подстиль.


Задачи урока:

1. Образовательные:

  • рассмотреть разновидности научного стиля речи;

2. Развивающие:

  • научить аналитической деятельности по предложенному алгоритму;

3. Воспитательные:

  • сформировать тонко чувствующую личность, способную оценить единство формы и содержания.

1. Целевая установка к уроку.

2. Проверка пройденного материала:

(фронтальный опрос-повторение)

- С каким стилем речи мы с вами познакомились на прошлом уроке?

- Какова сфера применения научного стиля?

- Каковы функции научного стиля?

- Какие основные стилевые особенности и языковые средства вы можете назвать?

3. Постановка проблемного вопроса, выход на тему урока.

Давайте попробуем применить полученные раньше знания на работе с текстами. Ваша задача определить стиль речи и доказать.

Текст № 1. (официально-деловой)

Ввиду весеннего разлива реки движение транспорта через Верейский мост воспрещается. Объезд по Хлебниковскому мосту - 10 км ниже по течению!

Текст № 2. (разговорный)

- Какой ливень!

- Второй день…

- Говорят, река разлилась.

- Да. Теперь в Верейку не проехать.

Текст № 3. (научный)

Дождь - жидкие атмосферные осадки, выпадающие в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Дождь выпадает из облаков в результате слияния мелких капель в более крупные. Интенсивность дождя колеблется от 0, 25 мм в час (моросящий) до 100 мм в час (ливень).

Текст № 4. (?  публицистический)

Когда, познавая науку, знакомимся с химией, первое, что мы слышим: «аш-два-о». Н20 - научное имя воды…

Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах, в морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и еде. Она и в нас самих: мы на две трети «сделаны» из воды.

- Испытывали ли вы затруднение при определении стиля речи какого-нибудь текста? (Текст № 4).

- Почему текст № 4 не может относиться к публицистическому стилю? (Нет формирования какой-либо позиции к вопросу, побуждения к действию, призывности).

- Можем ли мы отнести текст № 4 к научному стилю речи? (Нет, так как нет смысловой точности и строгой логичности, присутствует эмоциональность).

= выход на проблемный вопрос:

- Так какой же перед нами стиль речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит познакомиться с теоретическим материалом.

4. Изучение темы.

(работа со схемой)

Конспект урока по русскому языку (стилистике) Научно-популярный подстиль.Конспект урока по русскому языку (стилистике) Научно-популярный подстиль.

- Сегодня нам с вами предстоит разобраться, в чём же состоит особенность научно-популярного подстиля речи.

(работа с теорией по теме)

Задача: популяризация научных знаний, передача научной информации читателю - неспециалисту в данной области знания, поэтому информация должна подаваться в понятной и занимательной форме.

Требования к научно-популярному тексту:

- научная глубина

- занимательность

- доступность

Важно их единство. Мастерство заключается в этом. Этими качествами определяется выбор языковых средств.

Желательно объединение элементов научной и художественной речи. Для научно-популярного текста характерна образность, т.е. использование образных средств языка. Они выполняют эмоционально-экспрессивную функцию - отражают личное отношение к материалу, что является одной из предпосылок интереса к книге. Могут вставляться отрывки из художественных произведений, приводиться рассказ о событии, передаваться легенда, миф. Часто встречается форма строения «текст в тексте».

3. Работа по группам.

(анализ текста)

Задача: доказать принадлежность данного текста к научно-популярному стию.

Вопросы для анализа:

- О чём текст? Какую научную тему поднимает он?

- В чём ценность научной информации, заложенной в данном тексте?

- Какие языковые формы ненаучного стиля встречаются в тексте?

- Чего достигает автор, прибегая к использованию эмоциональных художественных средств языка?

- Чем полезным и интересным вы можете поделиться с другими группами?

Итог: подготовить постер, кратко отражающий суть и строение данного текста.

Текст 1.

Правое и левое полушария мозга человека не являются полностью идентичными. Если говорить о звуках, то за расшифровку услышанной нами информации отвечает левое полушарие, а правое различает оттенки и тона этих звуков.

Учёные знали об этом достаточно давно, так как это связано с тем, что левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, в то время, как правое связано с творчеством и эмоциями.

Однако новое исследование показало, что эти различия выявляются уже в процессе обработки звуков ушами. Клетки уха реагируют на звук, расширяясь и сжимаясь для повышения вибраций, которые затем преобразуются в нервные импульсы, поступающие в мозг.

Именно по этой реакции было отмечено, что правое ухо лучше реагирует на ряд ритмичных звуков, напоминающих человеческую речь, а левое предпочитает музыку.

Текст 2.

Если вам необходимо подготовить выступление и выучить материал «на зубок», то современные специалисты уже давно скандируют о неэффективности зубрежки.

Вместо этого они предлагают два других подхода к рациональному повторению изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;

третье повторение - через 8 часов после второго;

четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

первое повторение - сразу по окончании чтения;

второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение - через 1 день после второго;

четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;

пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Текст 3.

В околонаучных кругах принято считать, что ежик не имеет ни головы, ни ножек. Это заблуждение мы попытаемся развеять в следующем абзаце.

Так вот, у ежей есть и голова, и ноги. Уф, развеяли!

При более длительном наблюдении выясняется, что ежи питаются яблоками и грибами, которые им удается снять со своих иголок на спине.

В случае опасности еж сворачивается клубком, а когда опасности нет, он с удовольствием становится "на мостик", подставляя солнышку свое нежное розовое брюшко.

Обычно ежи ведут себя довольно миролюбиво и ни на кого не нападают. Но загнанный в угол, испуганный и неголодный еж может проявить свою агрессивность по всему полу.

Кстати, укол ежа тоже небезопасен. Поэтому, вернувшись из леса, первым делом обследуйте себя на предмет обнаружения на вашем теле ежиков. Обнаружив ежика, выньте паразита из ранки, обработайте место укола ёдом и обязательно обратитесь в Институт Инфекционной Зоологии по месту жительства. Ежик может быть переносчиком гепатита-Ё!

В русском фольклоре ежи впервые упоминаются на рубеже XIII-XIV-XV-XVI-XVII-XVIII-XIX веков под названием "колючий колобок". Кстати, русская буква "Ё" была впервые произнесена, когда человек разумный русский в первый раз наступил на ежа.

Текст 4.

Еще в древности люди заметили, что кошки после падения всегда оказываются на четырех лапах, с какой бы высоты они ни падали. Чтобы объяснить это явление, ученым понадобились серьезные исследования. Сделать такие научные изыскания возможными помогла фотография. Еще в конце XIX века французский физиолог Марей запечатлел на фото падающих кошек в разные моменты падения, а затем предъявил снимки на заседании Академии наук. В частности, было доказано, что считавшийся ранее важным при падении хвост не играет никакой роли. Доказать, что кошки не рулят хвостом, помогли опыты с бесхвостыми животными.

В начале падения кошки изменяют положение тела так, что передняя его часть оказывается повернута вправо. При этом они приближают передние конечности к голове, отводя одновременно задние как можно дальше. Задняя часть туловища кошки слегка отгибается в обратном направлении.

Получается, что кошка направляет переднюю часть тела к земле, отлично видя при этом, в какое место можно приземляться. Разведенные задние конечности позволят сбалансировать момент инерции передней и задней части тела.

Заканчивая падение, животное вытягивает передние конечности, тело больше не вращается. Задние лапы постепенно поворачиваются в конечную позицию, кошка принимает нужную для удачной посадки позу, выгибает спину и приземляется.

Текст 5.

Истоpия сохpанила сведения о том, что многие истоpические личности пользовались пpиемами мyзыкотеpапии.

К этомy пониманию мyзыки постепенно пpиходит и совpеменная наyка: начиная с 19 в. она накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека.

Создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также «Лесного цаpя» Шyбеpта и одy «К pадости» Бетховена из его 9-й симфонии.

По мнению фpанцyзских yченых, «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть пpописан лицам, стpадающим алкоголизмом, а мyзыка Генделя «стабилизиpyет» поведение шизофpеников.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. После 10-тиминyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.

Также установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость.

4. Защита постеров.

5. Домашнее задание:

Найти пример текста научно-популярного стиля и доказать его принадлежность.

6. Подведение итогов урока.

© 2010-2022