Урок литературы: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком

Урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ). Цели: •         обучить анализу лирического произведения; •         воспитать эстетический вкус учащихся; •         развить устную речь, воображение учащихся.   Урок строится по технологии “Обучение в сотрудничестве”. В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя

Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "На севере диком..."

Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).

Цели:

  • обучить анализу лирического произведения;

  • воспитать эстетический вкус учащихся;

  • развить устную речь, воображение учащихся.

Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись темы урока.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Слово учителя: Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

"Парус", "Тучи", "Утес", "На севере диком..." (дети называют).

Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением " На севере диком..."

Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявляется первичное восприятие текста.

Далее задание распределяется по группам.

6. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.

7. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.

(Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне "Сосна". Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова)

Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

8. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.

- Инверсия (усиливает мотив одиночества, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

- Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

- Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (дается значение понятия "риза": старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

- Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

9. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:

...на холодной вершине ...на голой вершине

(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

белым покрывалом ...снегом сыпучим

Окутывают её лёд и снег

Одета, как ризой, она

(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

На пылающей скале ...на утёсе горючем

(эпитет фольклорный, соединяет значение "горячий" и "горестный")


10. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.

11. 6-я группа ('эксперты'') делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение "На севере диком..." можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

12. Общее задание. Рефлексия.

А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.

Зачитываются некоторые работы.

13. Учитель ещё раз читает стихотворение 'На севере диком...". Выявляется восприятие текста.

Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается "вклад" каждого участника.

На дом может быть дан анализ стихотворения "Три пальмы".


4,8 / 5 (14)
загрузить
© 2010-2018