- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маргозина Д.Н. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького. - 4-е изд., перераб. - Москва.- Мнемозина. - 2011.
Программа соответствует Федеральному стандарту содержания образования и отражает концентрическую систему обучения.
5 - 9 кл. рассматриваются в программе по литературе, составленной в лаборатории литературного образования ИОСО РАО, как первый этап литературного образования, включающий в себя два звена: 5 - 8 и 9 кл. (Это находит отражение и в названии учебных книг). Задачи 5 - 8 кл. - расширить и углубить жизненный и читательский опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведений, поднимая уровень восприятия литературного произведения от наивно-реалистического до художественно-эстетического. В 9 кл. школьники приступают к изучению художественных произведений в историческом освещении, когда прослеживается связь творчества писателя с жизнью страны и родного народа.
Каждый этап в изучении литературы имеет свои особенности. На первом этапе (5 - 9 кл.) школьники, приобщаясь к духовным богатствам отечественной и зарубежной литературы, постигают ее художественное совершенство и на этой основе учатся целостно воспринимать художественные произведения, формируют свои читательские умения. В этих классах они получают первое представление о художественном образе и образности, художественной условности, об отношении литературы к действительности. Постепенно в их сознании возникает проблема автора и способов выражения авторской позиции. Завершение в 9 кл. начального курса литературы в то же время является прологом второго этапа литературного образования.
Художественные произведения в программе по литературе расположены, как правило, в хронологической последовательности. Это позволяет уже в 5 кл. обратить внимание на тесную связь литературы с жизнью. Пониманию этого принципа способствует и обращение к фактам жизни писателей и событиям их времени. Отсюда - историко-лексический и бытовой комментарий, обращение в процессе изучения литературных произведений к другим видам искусства, углубляющим представления учащихся об эпохе, в которую жил и творил писатель. Приводятся также отрывки из писем писателей, отзывы об их произведениях. Такие материалы надолго запоминаются.
Наряду с историко-литературными сведениями в программе названы и теоретико-литературные понятия; они включены в каждую аннотацию к текстуально изучаемому произведению. В программе подчеркивается, что теоретико-литературные знания - это «ключ» к разбору произведения, необходимое средство его постижения. Именно средство, а не цель. Главным как в средних, так и старших классах является чтение и анализ художественного произведения. Теоретические знания в школьном курсе литературы - лишь средство постижения художественного произведения, «инструмент», помогающий войти в художественный мир писателя, постичь интеллектуальную и эстетическую значимость этого мира, его неповторимость его ценность. Постепенно овладевая теоретическими знаниями, осмысляя их роль, школьники начинают обращать внимание на построение произведения и на выразительность в обрисовке героя и его поступков.
Программа построена с учетом следующих принципов: психологического (учет возрастных интересов ученика); развивающего (обеспечение развития литературных способностей школьника); историко-хронологического (выделение основных эпох в развитии искусства); социального (сопоставление социальных и художественных систем писателя, учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения); художественно-эстетического (рассмотрение литературы как особого вида искусства); литературоведческого (целостное отношение к литературному произведению, его теоретико-литературное осмысление).
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Цель предполагает:
-
достижение учащимися определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений;
-
выполнение определенных устных и письменных работ.
Рабочая программа рассчитана на 3 недельных часа (102 часа в год), что соответствует количеству часов по учебному плану школы. Программа реализована в учебнике Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. Ч.1/ под ред. Г.И. Беленького. - 13-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы
знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклассное чтение
Введение.
1
I. Литература Древней Руси.
4
1
II. Литература XVIII века.
12
1
III. Литература XIX века.
56
10
4
IV.Литература XX века.
19
2
2
Зарубежная литература.
6
2
Итого
102
14
8
Требования к уровню подготовки учащихся
Осваивая художе
ственные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
-
понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
-
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев - портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
-
понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
-
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
-
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
-
определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
-
выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
-
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
-
писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
-
писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
№ п/п | Календарные сроки |
Тема учебного занятия |
Формирование универсальных учебных действий |
Дидактические еденицы | |
| Знать | Уметь | |||
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении. | Теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс. | Составлять тезисы и план прочитанного текста; владеть различны- ми видами пере- сказа. |
| ||
| Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». | Общую характеристику древнерусской литературы. Исторические основы произведения, историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
| Перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью. | «Слово о полку Игореве». | |
| Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. | Авторское отношение к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств, о художественном своеобразии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. | Найти нужную информацию об отношении автора к происходящему в произведении, найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст. | ||
| Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? | Теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление, формулировать идею, проблематику произведения
| Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | ||
| Р.р. Анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве». | Содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. | Выполнять анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве». |
| |
| М.В. Ломоносов (2) Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. | Основные черты классицизма как литературного направления биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. | Сопоставлять исторические факты и литературные традиции, строить высказывание с опорой на критическую литературу. Анализировать стихотворное произведение. | М.В. Ломоносов (два стихотворения по выбору) | |
| «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года». | Идейно-художественный мир произведений, восторженное отношение к тайнам природы. | Выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание, определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры. | ||
| Д.И. Фонвизин (3+1) Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль». | Биографию писателя, Историю создания комедии. | Находить сатирическое и комическое в произведении. | Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль». | |
| Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. | С какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение, авторское отношение к теме воспитания в комедии. | Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений | ||
| Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. | Идеалы гражданина в комедии. | Находить реалистические черты характеров в комедии.
|
| |
| Р.р. Написание обучающего сочинения (ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Содержание и проблематику изученного произведения.
| Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. |
| |
| А.Н. Радищев (2) А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. | Черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. | Формулировать идею, проблематику изучаемого произведения. | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). | |
| «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). | Понятие о жанре путешествии «Путешествие из Петербурга в Москву». Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | Строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | ||
| Г.Р. Державин(2) Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «памятник». | Факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять стихотворения в творческой эволюции поэта, понять сущность мировоззрения автора, его взгляды на роль поэта и назначение поэзии. | Г.Р. Державин Два произведения по выбору | |
| Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). | Новаторство Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.
| Анализировать стихотворения с точки зрения классицизма | ||
| Н.М.Карамзин (2) Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Повесть «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. | Жизнь и творчество писателя. Основные черты сентиментализма как литературного направления. | Находить черты сентиментализма в повести. | Н.М.Карамзин Повесть «Бедная Лиза» | |
| Язык повести. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | О языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями. | Давать характеристику персонажа, выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои рассуждения. | ||
| В.А. Жуковский (2+1) Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта с | Факты жизни и творчества поэта. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. | Видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ. | В.А. Жуковский Баллада «Светлана», Одна баллада по выбору, два лирических произведения | |
| Романтизм поэта. Жуковский-переводчик. обобщение изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»)
| Романтический характер произведений. | Проводить анализ произведения. Передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью. | ||
| Вн. чт. В.А. Жуковский - автор оригинальных баллад и стихотворений. «Море», «Я музу юную, бывало…». | Жанровые особенности баллад и стихотворений, сюжет произведения. | Выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументированно выражать свою точку зрения, находить черты реализма. |
| |
| А.С. Грибоедов (6+1) А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. | Основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии. | Работать с разными источниками информации, строить развернутые устные монологические высказывания, составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. | А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» | |
| Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». | Понятия комедии, конфликта, интриги, сюжета, текст комедии, действующих лиц. | Выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику. | ||
| Поражение и победа Чацкого. | Особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт.
| Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?». |
| |
| Непреходящее значение образа Чацкого. | Текст комедии, специфику комедии, традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма. | Выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста. | ||
| Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. | Текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. | Сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, создавать эскизы костюмов. | ||
| Богатство языка комедии. | Особенности языка комедии, ее нравственно-философское звучание. | Презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять историю «Горе от ума» в форме компьютерной презентации. | ||
| Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. | Строить письменные высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к персонажам. |
| |
| А.С. Пушкин (10+2+1) А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Понятия мотива, лирики, лирического героя, жанровое своеобразие стихотворений. | Создавать хронологическую канву лекции, писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии». | А.С. Пушкин Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...». | |
| Свобода, творчество, любовь - три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Лирика: «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»),
| Философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Идейно-художественное своеобразие стихотворений. | Выразительно читать и анализировать стихотворения, выявлять особенности жанра, понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы. | ||
| Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар». | Развитие темы дружбы в лирике поэта, адресаты дружеской лирики. Понимать образную природу стихотворений о дружбе и нравственную основу лирики. | Воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать. | ||
| «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. | Свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Адресаты любовной лирики. | Делать сравнительный анализ стихотворных текстов. |
| |
| Р.р. Анализ поэтического теста стихотворения А.С. Пушкина. | Основы стихосложения. | Анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции |
| |
| А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (7+1). История создания. | Творческая история романа в стихах, реализм как литературное направление, жанровые особенности романа в стихах. | Выразительно читать, строить устные высказывания. | Роман в стихах «Евгений Онегин» | |
| Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. | Понятие о романе в стихах. | Находить лирические отступления, выделять смысловые части текста. | ||
| Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. | Какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав. | Выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства, давать характеристики действующим лицам. | ||
| Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». | Понятие «Онегинская строфа». Теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы». | Узнавать тропы в тексте и интерпретировать их, определять «Онегинскую строфу», определять ее построение. |
| |
| «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. | Обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни». | Составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа. |
| |
| Оценка романа в русской критике. | Оценка романа в русской критике. | Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений. |
| |
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Текст романа, художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. | Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. |
| |
| Вн. чт. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. вдохновение | Уметь писать сочинение-рассуждение по поднятым в произведении проблема. | «Маленькие треагедии» (одна по выбору) | |
| М.Ю. Лермонтов (10+1+1) М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество (основные вехи). «Смерть поэта». | Знать основные факты жизни и творческого пути Лермонтова. | Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций. | М.Ю. Лермонтов: «Смерть поэта», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт», «Молитва», Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Родина», «Пророк». стихотворения по выбору: «Прощай, немытая Россия», «Расстались мы, но твой портрет». | |
| Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума», «Молитва». | Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности. | Анализировать стихотворения, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, создавать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя. | ||
| Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» | Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности. | Выразительно читать стихотворения наизусть, развернуто обосновывать суждения, искать нужную информацию в источниках различного типа. | ||
| М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет». | Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства. | Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы). | ||
| М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». (6+1+1). История создания произведения. | Теоретические понятия романа, психологического романа, проблематика и особенности композиции. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа. | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». | |
| История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. | Текст повести и ее художественное своеобразие.(«Бэла») | Уметь выявлять смысл названия художественного произведения, характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования).
| ||
| Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. | Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. («Максим Максимыч»). | Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника.. Уметь излагать события в форме дневниковых записей |
| |
| Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения | Понятие двойника и понимать способы создания героя через самооценку. Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества. («Княжна Мери»). | Владеть различными видами пересказа, видеть причины конфликта главного героя, давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего. |
| |
| Особенности композиции романа. | Художественное своеобразие повести. Понимать значение произведения в истории русской литературы. («Фаталист»). | Выявлять особенности композиции, свободно работать с текстом. |
| |
| Печорин и Онегин. | Алгоритм сравнительной характеристики героев. | Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды. Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»? |
| |
| Оценка романа в русской критике. | Алгоритм работы с критической статьей. | Выявлять концепцию статьи Белинского, находить необходимый материал для характеристики героев в тексте статьи, приводить доказательства, развернуто обосновывать суждения, находить черты романтизма и реализма в произведении. |
| |
| Р.р. Написание контрольного сочинения по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа Печорина. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. |
| |
| Н.В. Гоголь (7+1+1) Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра. | Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости. | Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) | |
| Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. | Историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Понимать особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя. | Оценивать идейно-художественные искания писателя, развернуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. |
| |
| Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. | Знать представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России. | Характеризовать персонажей поэмы, уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях. | ||
| Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. | Текст поэмы, путь Чичикова - нового героя эпохи. Понимать художественные приемы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы. | Создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения. | ||
| Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. | Понимать особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя. | Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. | ||
| «Мертвые души» в оценке русской критики. | Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души». | Уметь высказывать свою точку зрения на поэму. |
| |
| Р. р. Написание контрольного сочинения по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа Чичикова. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. |
| |
| Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». | Знать содержание изученного произведения, уметь определять тему и основную идею повести
| Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем | Н.В. Гоголь «Шинель» | |
| Вн.чт. Взаимодействие русской литературы и зарубежной. Э.-Т.-А. Гофман, Н.В.Гоголь «Нос», «А.С.Пушкин «Пиковая дама». | Историю создания произведения. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | «А.С.Пушкин «Пиковая дама», Э.-Т.-А. Гофман | |
| Вн.чт А. Данте. Сведения ожизни и творчестве. «Божественная комедия» (обзор с разбором фрагметов). Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы.Смысл названия. | Основные факты из жизни Данте. | Выразительно читать, отвечать на вопросы, давать характеристику персонажам. | А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты) | |
| А.Н. Островский(3+1) А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди - сочтемся». | Основные факты жизненного и творческого пути драматурга. История создания пьесы. Значение Островского для русского театра. | Выразительно читать диалоги, давать характеристику герою, понимать условный язык драмы. | А.Н. Островский Одна пьеса по выбору | |
| Тишка - Подхалюзин - Большов - три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. | Конфликт пьесы. Особенности авторской позиции в произведении. | Выразительно читать, характеризовать персонажей, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения. | ||
| Островский - мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»). | Значение Островского для театра, особенности языка писателя. «Пьесы жизни» - реализм писателя в творчестве. | Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. |
| |
| Вн. чт. Н.А. Островский. «Доходное место». | Историю создания произведения. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | Н.А. Некрасов (два стихотворения по выбору) | |
| Н.А. Некрасов (3+1) Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века. | Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения. | Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи. | ||
| «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. | История создания стихотворений. Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. | Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею. | ||
| Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. | Авторская позиция в стихотворных произведениях, особенности языковых средств. | Выразительно читать, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения. | ||
| Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». | Историю создания произведения. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | ||
| Ф.М. Достоевский (2) Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». | Жизненный и творческий путь писателя. Психологизм писателя. | Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения. | Ф.М. Достоевский (одна повесть по выбору) | |
| Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. | Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского. | Уметь определять элементы сентиментализма в повести. | ||
| Л.Н. Толстой (2). Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии. | Знать содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. | Л.Н. Толстой (одна повесть по выбору) | |
| Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». | Авторская позиция и способы ее выражения. | Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. | ||
| А. А. Блок (3) Литература великих и трагических лет. А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. | Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов. | Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Уметь конспектировать лекцию. | А. А. Блок (три стихотворения по выбору) | |
| Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия», «Земное сердце стынет вновь». | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. | Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи. | ||
| Покоряющая сила любви. «Да.Так диктует вдохновение», «Сольвейг».
| Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства. | Анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ поэтических произведений. | ||
| В.В. Маяковский (3) В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям». | Основные факты, особенности его художественного метода. Знать теоретико-литературное понятие сатиры. | Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
В.В. Маяковский (три стихотворения по выбору) | |
| «Необычайное приключение..» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. | Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского | Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и фантастическом в тексте. | ||
| «Разговор на одесском рейде..!» - широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении. | Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций. | Уметь выделять смысловые части стихотворения. | ||
| С.А. Есенин (3+1) С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний. «Гой ты, Русь моя родная…». | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
| Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | С.А. Есенин (три стихотворения по выбору) | |
| Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова». | Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций | Выразительно читать наизусть стихотворение, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | ||
| Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий. | Анализировать поэтический текст, высказывать свою точку зрения, анализировать цветную лексику в канве стихотворения. | ||
| Р.р. Написание обучающего сочинения по лирике С.А. Есенина. | Текст изученных стихотворных произведений, истории создания. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. |
| |
| М.А. Булгаков (3). М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. Повесть «Собачье сердце» (обзор). | Основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести. | Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести. | М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» | |
| Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины. | Шариковщина как явление, истоки шариковщны. | Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию. | ||
| Булгаков - сатирик. | Особенности булгаковской сатиры, художественные особенности повести. | Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести. | ||
| М.А. Шолохов (3+1). М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека».
| Реализм в художественной прозе, реалистическую типизацию. Идейный смысл рассказа. | Уметь давать пространственно-временную характеристику текста. | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
| |
| Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
| Находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Уметь характеризовать образ главного героя. | ||
| Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. | Знать содержание произведения, основную тему, идею, иметь представление о роли топонимов в художественном тексте. | Уметь определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте. |
| |
| Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | Текст изученного произведения, психологические особенности образа героя. | Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. |
| |
| А.И. Солженицын (2). А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». | Понятие притчи, текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа. | Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию. | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». | |
| Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.
| Трагизм судьбы героини, притчевый характер повествования. | Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию. | ||
| Р.Р. Написание классного сочинения «Образ России в литературе 20 века» | ||||
| |||||
| В. Шекспир. «Гамлет». | Основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Понимать вечные проблемы в творчестве драматурга, жанровые особенности произведения. | Выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведение разных эпох. | В. Шекспир. «Гамлет». | |
| В. Шекспир. «Гамлет». | ||||
| Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник». | Сведения о жизни и творчестве поэта. Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения. | Находить в произведении сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность произведению, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических отступлений. | Дж. Г. Байрон (одно произведение по выбору) | |
| И. Гете. «Фауст» (фрагменты). | Основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Понимать философскую проблематику трагедии. | Выразительно читать, отвечать на вопросы, давать характеристику персонажу драмы. | И. Гете. «Фауст» (фрагменты). | |
| Зарубежная литература (обзорная лекция). |
|
|
|
Формы и средства контроля
№ п.п.
Тема
Кодификатор
Форма контроля
Р.р. Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. Выбирать тему и жанр сочинения; составить
план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.
Классное сочинение
Р.р. Подготовка к контрольной работе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Знать текст романа, художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. . Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.
Домашнее сочинение
Р.р. Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Знать содержание и проблематику изученного произведения, психологические особенности образа Печорина Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.
Классное сочинение
Р.р. Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.
Классное сочинение
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
-
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
-
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 9 кл. - М.: Мнемозина, 2008.
-
Курдюмова Т.Ф. Литература. 9 кл.: Методические рекомендации/ Т.Ф. курдюмова, С.А. Леонов,О.Б.Марьина; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002
-
Литература в 9 классе. Тесты.- М. Дрофа,2005
-
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
-
Методические советы к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
-
Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
-
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
-
Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2009.
Дополнительная учебная литература
-
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.
-
Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
-
Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., Вера, 2002.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки 9 класс. - М.: Вако, 2007.
-
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - Просвещение, 2006.
-
Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
-
Кондрашов В.Н. Готовимся к ГИА по литературе.- М.: Просвещение, 2004.
-
Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. - М.: Материк Альфа, 2003.
-
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
-
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.
-
Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. - Москва: Русское слово, 2002.
-
Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.- Волгоград: Учитель, 2006.
Справочные пособия
-
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.
-
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
-
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.
-
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
-
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
-
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
-
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.
-
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
-
Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».
-
Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».
-
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе 9 класс».
-
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 9 класса, 40 интерактивных уроков».
-
Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
-
Диск «Пушкин А.С. Произведения».
-
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
-
Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
-
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
-
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
-
Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
-
Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс.