Конспект урока русского языка в 10 классе

 Урок по русскому языку предназначен для 10 класса  казахской школы. Урок на тему "Безличные предложения" построен по шестиуровневой таксономии Блума. Целью урока является научить учащихся переносить новую информацию со слов учителя в учебную ситуацию, научить манипулировать знаниями для воспитания фунциональной грамотности учащихся. На каждом этапе урока поставлены проблемные ситуации, поисковые задачи, для решения которых необходимо усвоение новых знаний. На уроке предусмотрены различные формы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка в 10 классеКонспект урока русского языка в 10 классеКонспект урока русского языка в 10 классеКонспект урока русского языка в 10 классеКонспект урока русского языка в 10 классе



г.Текели СШ №1 с ДМЦ







Тема урока:

«Безличные глаголы»

«В глаголе струится

самая свежая артериальная кровь

языка, ведь и назначение

глагола- выражать само действие» А.Югов





Предмет: Русский язык

Класс 10 «Ә»





Учитель русского языка и литературы:

Усупова Жаныл Советовна

Цель:Выработать умения и навыки аргументировать свои мысли и действия. Научить переносить информацию со слов учителя в учебную ситуацию , воспроизводить изученное , научить манипулировать знаниями, выявлять сущность информации .

Задачи урока:


  1. Обучающие: Дать понятие безличных глаголов, выработать навыки употребления их в речи; Обеспечить условия для общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала учащихся.


  1. Развивающие: Выработать умения и навыки грамотного письма и коммуникативных способностей учащихся, развивать логическое мышление, устную и письменную речь; Развитие логического мышления, устной и письменной речи. Расширение словарного запаса ,лексической грамотности учащихся.


  1. Воспитывающие: воспитывать этику для функциональной ориентации личности, чувства гуманности, ответственности за товарища, умение работать в коллективе.

Методическое обоснование урока:

1.Проверка знаний через повторение- тест

2. Фронтальная беседа, лекция.

3.Технология проблемного обучения- создание проблемных ситуации, поисковых задач, для решения которых необходимо усвоение новых знаний.

4.Технология шестиуревневой таксономии Блума

3.Технология индивидуализации - ориентировка на индивидуальную особенность ребенка.

5.Технология уровневой дифференциации - работа учеников в парах сменного состава (ПСС), в которых один из партнеров сильнее другого

6.Использование ИТ

7. Обяснительно - иллюстративный метод - традиционный.

8.Групповой способ обучения

Форма проведения урока:

-коллективный способ обучения

-индивидуальное обучение -самооценка

-обучение в парах -взаимооценка

-обучение в группах -защита и аргументиование

Ход урока

І. Организационный момент урока. Вступительное слово учителя.

ІІ. Знание. Проверка знаний через повторение (вопросы, тесты по пройденной теме - глагол)

Методика: Ученики сидят по-одному. Тесты на интерактивной доске:

  1. Что обозначает глагол ?

А. Предмет

В. Признак предмета

С. Действие предмета

Д. Признак признаки

2. Какие времена имеет глагол?

А.настоящее, будущее, прошедшееБ.настоящее,условное, совершенное С.будущее, повелительное,пршедшее Д.возвратное, переходное, настоящее

3. Найдите определенно-личные предложения А. На берегу развели большой кастер. Б. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. С. Заходи ко мне, потолкуем. Д. Мне долго не открывали

4. Найдите неопределенно-личные предложении

А. Умную голову почитают смолоду. Б. Это Родина моя. С. Тише едешь- дальше будешь. Д. Праздники проводят на площади.

5. Найдите обобщенно -личные предложения.

А. После дела за советом не ходят. Б. С тоской гляжу в глубь леса. С. Буду много читать.Д. В палате еще долго вспоминали его рассказы.

Методика: ученики сидят по-одному, после решения тестов на доске открываются ключи: 1С, 2А ,3С, 4Д, 5А. Ученики оценивают себя, потом выходят к доске и ставят свои оценки в « Ведомость открытых оценок».


  1. Понимание

  1. Объяснение - интерпретация

Переход к новой теме:

-На удивительную силу глагола обращали внимание многие поэты. «В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка, ведь и назначение глагола- выражать само действие»-

писал писатель А. Югов

Проблемный вопрос: Как вы думаете, что же означает слово«Безличный»? давайте осмыслим этот термин, разберем это слово по составу безличные.

Проведем словообразовтельный анализ, развертывая слово- безличные глаголы в сочетании глаголы без лица потому что значение приставки без- отчетливо а глагол обозначает действие, значит действие без лица (этот вывод делают сами учащиеся что приводит их к радости открытия и поведет их к дальнейшомурешению задачи ). Что же может происходить без действующего лица, без предмета?

Оказывается бывают действия которые происходят сами по себе, при них нет и не может быть лица- предмета

Теперь когда понят смысл учащиеся сами без труда и с интересом анализируют предложения.:

Совсем расцвело. Не сидится дома. Хочется к реке.

Вывод:

Значит эти глаголы обозначают состояние природы или человека.

Работаем по схеме:

Односоставные глагольные предложения

Есть только сказумое

Конкретное лицо неопределенное любое лицо

или предмет лицо вообще

опредленное неопределенное обобщ. Личное

личное личное

безличные

?

Комментированное объяснение слов из упражнения 106 стр.-61

Вывод : (Лекция на запись)

Безличные предложения - это такой вид односоставных глагольных предложений, в которых описываемое действие не связно с действующим лицом (или предмета). В них обычно передаётся состояние природы, человека, окружающей среды.

Главный член безличных предложении имеет форму сказуемого и может быть выражен:

  1. Безличным глаголом. Так всегда светает весной.

  2. Личным глаголом в форме 3-го лица ед.числа настоящего времениили в форме средного пршедшего времени. Пахнет сеном над лугами. Оттуда тянуло холодом.

  3. Инвинитивом (неопр. формой). Уже начинает смеркаться.

  4. Глаголом - связной в сочетаний с наречием стало жарко. В комнате было полутемно.


ІІІ. Применение.

Цель:Применение информации ,пути решения , самореализация ученика.

-Работа в парах: один дает личные предложения- другой это предложение переделывает в безличное.

Туман затянул все вокруг - Затянуло туманом

Подморозило речку и луг- ?

Мороз усиливается - морозит.

Наступает вечер-

Начинается рассвет -

С утра мы хорошо работали - С утра нам хорошо работалось.

Всю ночь мы не спали-

Мы хотели побывать в театре-

Весна было теплая - Весной было тепло.

Вечер был тихий-

В комнате было чисто-

Парк красивый -

Наш город тихий и спокойный-

Ответьте письменно навопросы.

  • Тебе хочется сегодня пойти в парк?

  • Вам хочется отдохнуть в санатории?

  • Вам хочется пойти в театр?

Работа в группе:

1 группа- 2 группа-

«Л» личные глаголы «Б» безличные глаголы

  1. Весной листва приятно пахнет . 1. Пахнет весной

  2. В окно повеяла весна. 2. В окно повеяло весной

  3. Дождь собирается .3. Быть дождю

  4. Ель темнеет вдали .4. Вдали темнеет

  5. Ветер повеял прохладой .5. Стало прохладно

(Потом меняются табличками и задания выполняют наоборот)

Посветлело , поблело.

Утро чуть березжит.

Меня ко сну клонит.

Пахло травою и лесом.

Утром долго не светало.


Синтез

Цель - выработать умение комбинировоть элементы информации. Систематизация и обобщение.

«Кубик Блума»

  • Почему - Прозвучало над ясной рекой.

  • Обьясни - Прозвенело в пемеркшем лугу

  • Назови - Прокатилось над рощей немою

  • Предложи - Засветилось на том берегу(А,Фет)

  • Придумай - Уровневые задания:

  • 1уровень:подчеркните безличные глаголы

  • Поделись - 2 уровень: объясните их этих глаголов,

найдите лицо, время.наклонение

3.Безличные предложения переделайте

личные предложения.

Оценки по уровням ставят лидеры групп:

1уровень-«3»

2уровень-«4»

3уровень-«5»

Анализ:

Цель:Раскрытие информации, выявление подтекста, выяснение содержании «Ведомости открытых оценок», защита своих взглядов.

Параметры оценок: Высший балл - 15 баллов

От «13» до 15 -«5»

От 10 - 12 - «4»

От 7 - 10 - «3»

Индивидуально - это самоценка. В ПСС - это взаимоценка. В группе - оценивает лидер группы




Ведомость открытых оценок

Ф.И. О.

Индивид.

работа

Работа в ПСС(уровневая оценка)

Работа в группе

ИТОГО

Альпира


Аршын


Алтынай


Каракат


Жоламан


Жанузак


Мухамеджан


Мерей


Айдос


Самал


Параметры переноса баллов на оценки 12-15 - «5»

10-12 - «4»

7- 10 - «3»

Домашнее задание. Упражнение 105 стр61. Прочитайте, распределите по группам- «Л» «Б».

Слжное предложения разделите на простые предложения и запишите по частям в группы.

Например: Мне не сидится дома, и я отправляюсь к реке.

Релаксация:Поделитесь с нами -чем вам урок понравился, кого бы из друзей хотели отметить, согласны ли вы с оценками...?

© 2010-2022