Рабочая программа учебного предмета Литература для 5-9 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» в 5 классе. Всего 105 часов, в неделю 3 часа.

урока

Тема урока

Дата

урока

Элементы

содержа-ния

Практическая часть программы урока

Планируемые результаты

Оборудование

Предмет-ные

Метапредметные

Личност-ные

1

Книга в жизни человека

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы книги; создатели книги (автор, художник, редактор и др.)

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному

Знать специфику нового предмета и учебника литературы. Иметь представление о том, как устроена книга

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

презентация

2


Малые жанры фольклора


Малые жанры фольклора. Детский фольклор(колыбельные песни, пестушки, приговорки,скороговорки, загадки)

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование

Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы

Ученик научится осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;.

3

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Сочинение загадки, частушки, колыбельной песни.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Регулятивные:

целеполагание;

планирование.

потребность в самовыражении через слово

.

4

Русские народные сказки.

Сказка как вид народной прозы

Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям)

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения.

Иметь представление о сказке как фольклорном жанре.

Знать как сказывается народная сказка.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ, синтез.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Презентация

5



6

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

Поэтика волшебной сказки

Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Уметь устно пересказывать сказку. Знать особенности волшебной сказки

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других

7



«Иван-крестьянс-кий сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героическо-го

содержания.

Волшебная богатырская сказка героическо-го

содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Знать особенности волшебной и героической сказки.

Уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ей ё фрагменты.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении

Презентация

8

Особенности сюжета сказки

Нравственное превосходство главного героя

Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Участие в коллективном диалоге

Устные и письменные ответы на вопросы

Уметь видеть своеобразие зачина и концовки.

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

устойчивый познавательный интерес к чтению потребность в чтении

9


Сказки о животных


«Журавль и цапля» . народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных

Различение видов сказок.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Уметь видеть жанровые признаки сказок о животных.

Уметь сказывать сказку.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других

иллюстрации

10


Бытовые сказки.

Бытовые сказки. «Солдатс-кая шинель». Народные представления осправедливости, добре и зле в бытовых сказках.



Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках».

Уметь характеризовать героев сказок, оценивать их поступки

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Книги из библиотеки

11

Мои любимые русские народные сказки

Мои любимые русские народные сказки. «Мой любимый русский герой народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках»

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Устное иллюстрирование.

Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст.

Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты.

извлекать информацию из разных источников Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письмен-ной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров

потребность в самовыражении через слово

Фонохрестома-тия

12

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

«Повесть временных лет» как литератур- ный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты.

извлекать информацию из разных источников

,адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, уважение к истории, культурным и историческим памятникам

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Презентация

13

Понятие о летописи

Герои летописного сказания. Отзвуки фольклора в летописи.

Пересказ сюжетов древнерусских летописей.

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Ресурсы Интернета(презентация, музыка).

14

М.В. Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру»

«Случились вместе два астронома в пиру…» -научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Выразительное чтение стихотворения.

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова,; научится оперировать в речи теоретико-литературных

понятиями: роды литературы (эпос, лирика, драма),

литературные жанры; , объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

Познавательные: смысловое чтение;

определение основной и второстепенной информации.

выбор оснований и критериев для сравнения;

доказательство Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра; постановка вопросов

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту,

Презентация

15

Роды и жанры литературы.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы

Пересказ фрагментов публицистического научно-популярного текста.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Знать определения «роды» и «жанры» литературы

Познавательные УУД: давать определения понятиям

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра; постановка вопросов

16

Жанр басни в мировой литературе

Жанр басни .Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

Знать истоки басенного жанра.

Иметь представление о предшественниках Крылова в жанре басни

Познавательные: смысловое чтение;

определение основной и второстепенной информации.

выбор оснований и критериев для сравнения;

доказательства коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра; постановка вопросов

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;



17

И.А. Крылов. Слово о баснописце.

«Волк и ягненок»

Осмеяние пороков- грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.

Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть).

Познакомится с творческой историей басни, научится понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего).

находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.

обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока

формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Иллюстрации

18

И .А. Крылов «Волк на псарне»

«Волк на псарне»- Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания

Поучительный характер басен.

Своеобразие языка басен И.А.Крылова

Устные и письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

формирование умения владеть вниманием аудитории ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

19


И.А. Крылов

« Свинья под дубом»

Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека

«Свинья под дубом»»-осмеяние пороков

Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев.

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Презентация

20

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Своеобразие языка басен И.А. Крылова

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценировка басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен.

понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; оценивать отношение автора к героям, сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать

пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества;

управление поведением партнёра; постановка вопросов

выступление перед сверстниками

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

21


В.А. Жуковский Слово о поэте. «Спящая царевна»

Краткий рассказ о поэте(детство и начало творчества, Жуковский -сказочник)

Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (в том числе наизусть).

Знать историю создания сказки «Спящая царевна».

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

строить рассуждения.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Презентация

22

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

Сходные и различные черты литературной и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев лите ратурной и народной сказки.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

Знать отличия литературной сказки от народной.

Уметь видеть черты народной сказки в сказке Жуковского

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

23

Баллада В.А.Жуковского «Кубок» Нравственно-психологические проблемы баллады

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады..

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Чтение по ролям.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Знать признаки жанра баллады.

Уметь анализировать балладу по вопросам

понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; выразительно читать балладу

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

формирование умения владеть вниманием аудитории

Презентация

24

А.С. Пушкин. Рассказ о детстве поэта. «Няне»

Краткий рассказ о жизни поэта(детство, годы учения) «Няне» -поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти , скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Знать жанр стихотворения (послание).

Знать значение Михайловского периода в жизни Пушкина и роль няни в этот период жизни поэта.

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

Отбирать материал для характеристики героев.

Навыки выразительного чтения, формирование умения владеть вниманием аудитории

Презентация

25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Пролог «У луко морья дуб зелёный…» - собирательная кар тина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Работа с иллюстрациями.

Восстановление деформированного текста

Понимать мир пушкинской сказки

выразительно читать стихотворение, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Иллюстрации


26



«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.

Восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение.

Знать историю создания сказки и её содержание.

Уметь анализировать лексику сказки.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; устанавливать причинно-следственные связи

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

27

Жизнь и фантастика в сказке А.С.Пушкина

Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри

Выделение этапов развития сюжета. Составление плана характеристики героев.

Уметь отличать достоверно-реальное и фантастическое в сказке Пушкина

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Ресурсы Интернета

28



Сходство и различие литературной и народной сказки.

Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность. музыкальность пушкинской сказки.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

Понимать поэтичность и музыкальность сказки

Пушкина.

Коммуникативные: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

29

Мои любимые сказки А.С.Пушкина

Художественный мир пушкинских сказок

Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); научится отбирать материал для характеристики

Познавательные УУД: уметь обобщать понятия; осуществлять классификацию

потребность в самовыражении через слово.

Иллюстрации, фонохрестоматия

30



Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.


Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Участие в коллективном диалоге.

Знать различия стихотворной и прозаической речи.

Знать определение ритма, строфы.

Уметь определять вид рифмы.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

31

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина

Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия

Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия. Регулятивные:

- контроль,

- оценка,

- коррекция

устанавливать целевые приоритеты;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решения в проблемной ситуации;

32



Русская литературная

сказка.

Погорельский А. «Чёрная курица или Подземные жители»

Условно-реальное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям и наизусть).

Знать отличие

литературной сказки от народной.


Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; устанавливать причинно-следственные связи.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

33

В.М. Гаршин Героическое и обыденное в сказке

«Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника

И. Пчелко.

Знать определение пафоса

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; устанавливать причинно-следственные связи.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потре-бность в чтении.

Презентация

34

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художе ственного вымысла с реалистической правдивостью

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Уметь отличать достоверно-реальное и фантастическое в сказке

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Иллюстрации

35

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте

«Бородино»

«Бородино»- отклик на 25 -летнюю годовщину Бородинского сражения Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение;

Знать историю создания стихотворения.

Знать определение композиции, особенности построения стихотворения.

Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты.

Коммуникативные : аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Презентация

36



37

Анализ стихотворения «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Чувствовать настроение стихотворения.

Знать средства художественной выразительности

Уметь анализировать поэтический текст.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Фонохрестоматия

38

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место»

Краткий рассказ о писателе. Поэтизация картин народной жизни в повести.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

формирование чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

39



Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в произведении.

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

Видеть мастерство Гоголя - художника, роль юмора в произведениях.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения

Фонохрестоматия

40

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гуляния).

Краткий пересказ содержания повести, инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

Уметь кратко пересказывать текст

Знать понятия:

мотив в художественном произведении;

фантастика; сюжет;

художественная деталь; портрет;

речевая характеристика.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Иллюстрации

41

Н.А. Некрасов.

«Крестьянские дети».

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Знать содержание стихотворения; определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

Регулятивные: обучение целеполаганию;

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

анализировать условия достижения цели;

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

Фонохрестоматия

42

Н..А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»

«Есть женщины в русских селеньях…» поэтический образ русской женщины.

Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Иллюстрации

43

Н.А. Некрасов. «На Волге»

Картины природы Раздумья поэта о судьбе народа

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Устное иллюстрирование. Работа со словарем литературо-ведческих терминов.

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Презентация

44


И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму»

Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; соотносить описание быта и нравов крепо-стнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопо-ставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении,

к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Презентация

45

Жизнь в доме барыни.

Герасим и Муму

Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

Устное иллюстрирование. Презентация и защита своих иллюстраций.

понимать чувства и переживания Герасима; строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму

Познавательные:

- смысловое чтение;

- определение основной и второстепенной информации.

анализ;

- установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

Иллюстрации

46


Нравственный облик Герасима Протест Герасима против барской челяди

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, досто инство, сострадание к окружающим, великодушие.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Различные виды пересказов.

понимать, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными,как и он

Регулятивные УУД: принимать решения в проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

Фонохрестоматия

47

Осуждение крепостничества

Немота главного героя-символ немого протеста крепостного человека

Составление плана (в том числе цитатного).

понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

48

Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

Понятие о литературном герое

Письменный ответ на проблемный вопрос: « Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима ?» «Каковы друзья и враги Герасима?»

Участие в коллективном диалоге.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений;.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ

прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собствен-ной речи;

Иллюстрации

49

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определён-ного жанра Регулятивные:

- контроль,

- оценка,

- коррекция..

формировать уважение к личности и её достоинству,

потребность в самовыражении через слово




50

А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»-радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Знать особенности лирики Фета

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собствен-ной речи;

Презентация

51

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Устный рассказ о писателе

Уметь анализировать эпическое произведение.

Знать значение литературоведческих терминов: идея, сюжет, рассказ

Познавательные:

анализ;

синтез;

осознанное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

постановка вопросов;

управление поведением партнёра; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Презентация

52



Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Жилин и Костылин как два разных характера, две разные судьбы.

Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление»,средства раскрытия характера действующих лиц; Понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение.

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

53

Странная дружба Жилина и Дины.

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Нравственная оценка героев рассказа. Составление

плана Выявление этапов развития сюжета.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление устного и письменного ответа на

проблемный вопрос

Участие в коллективном диалоге.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Знать теоретич. термины авторская позиция, идея

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение

Познавательные:

анализ;

синтез;

осознанное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. формировать уважение к личности и её достоинству

Иллюстрации к произведению

54




А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Краткий рассказ о писателе. «Хирургия»-осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Уметь работать в группе.

Знать значение понятий «юмор» и «сатира».

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. формировать уважение к личности и её достоинству

Презентация

55

Рассказы Антоши Чехонте.

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Научится владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение Выразительное читать наизусть стихотворение

Познавательные УУД: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

56


Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Зима недаром злится…». Как весел грохот летних бурь». «Есть в осени первоначальной».

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть)и их анализ по вопросам учителя.

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собствен-ной речи;

57

Анализ лирического текста

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

Регулятивные УУД:

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

потребность в самовыражении через слово

План анализа лирического стихотворения.

58

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе

Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

потребность в самовыражении через слово

59




И.А. Бунин. Слово о писателе.

«Косцы»



Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.



Приобрести аналитические навыки.

Уметь выразительно читать .



Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершен-ствованию собственной речи;

Презентация

60

И.А. Бунин «Подснежник»

Тема исторического прошлого России.

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Знать особенности художественного мира Бунина.

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Познавательные:

смысловое чтение;

выделение необходимой информации;

установление причинно-следственных связей.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершен-ствованию собственной речи;

фонохрестоматия

61

В.Г. Короленко. Слово о писателе

«В дурном обществе»

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей Их общение. Доброта и сострадание героев повести.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Уметь применять навыки выразительного чтения и аналитического пересказа.

Знать значение термина -повесть

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Фонохрестоматия, иллюстрации.

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Уметь оперировать терминами: деталь, контраст, символ.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

63

Портрет как средство изображения героев

Вася, Валек и Маруся, Тыбурций.

Участие в коллективном диалоге.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Знать определение портрета как средства изображения героев.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Ресурсы Интернета

64



Изображение города и его обитателей.

Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Различные виды пересказов.

Характеристика сюжета ,произведения, его тематики, проблематики.

Уметь анализировать текст

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

65

Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»

Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию».

Составление плана (цитатного плана),самостоятельного письменного высказывания.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст

потребность в самовыражении через слово

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

66

С.А.Есенин. Слово о поэте.

Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности лирического языка С.А. Есенина

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Уметь выразительно читать поэтический текст.

Уметь видеть своеобразие языка стихотворений С. Есенина

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собствен-ной речи;

фонохрестоматия

67

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы хозяйка».

Реальность и фантастика в сказке. Честность, трудолюбие талант главного героя.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Знать жизненный и творческий путь Бажова.

Усвоить навыки аналитического чтения

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

фонохрестоматия

68

Понятие о сказе.

Своеобразие языка, интонации сказа.

Выразительное чтение сказа ( в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Знать значение терминов «сказ» и «сказка».

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Словари

69

К.Г.Паустовский . Слово о писателе. «Тёплый хлеб»

Доброта и сострадание , реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Уметь рассказывать сказку близко к тексту с концовкой как в народных сказках

Регулятивные :

обучение целеполаганию;

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

принимать решения в проблемной ситуации;Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

формировать уважение к личности и её достоинству;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Справочная литература

70

Нравственные проблемы произведения

Роль пейзажа в сказке Паустовского. Доброта и сострадание в сказке «Тёплый хлеб»

Участие в коллективном диалоге.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Уметь доказывать свою точку зрения, подтверждая тезисами из текста

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

71

Природа и человек в произведениях Паустовского.

Реальное и фантастическое в сказке «Заячьи лапы».

Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Уметь видеть в сказке фантастическое и реальное

Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.

Коммуникативные УУД: форму-лировать собствен-ное мнение и пози-цию, аргумен-тировать её;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

72

73

Сказки С.Я.Маршака.

Столкновение добра и зла.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Победа добра над злом-традиции русских сказок.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Работа со словарем литературоведческих терминов

Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)

Уметь читать и анализировать драматическое произведение.

Знать понятие «пьеса».

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Ресурсы Интертена

74



Художественные особенности пьесы-сказки.


Художественные особенности пьесы-сказки.

Нравственная оценка героев пьесы-сказки Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.

Уметь работать с драматическим текстом.

Уметь выразительно читать пьесу по ролям.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

75

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Письменный ответ на проблемный вопрос : «Падчерица и королева в пьесе-сказке», «Добро и зло в пьесе-сказке», «Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки».

Составление плана (цитатного плана)самостоятельного письменного высказывания.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

потребность в самовыражении через слово

76

77

А.П.Платонов Слово о писателе. «Никита»

Душевный мир главного героя.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках.

Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) .

Уметь составить связный ответ на заданную тему.

Уметь выявлять и комментировать идейные центры эпизода

Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Дополнительна литература о писателе

78

В.П.АстафьевСлово о писателе. «Васюткино озеро».

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)

Устный рассказ о писателе.

Знать понятие - автобиографическая проза.

Уметь составлять аналитический комментарий.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Презентация

79

Становление характера юного героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Нравственная оценка героя рассказа.

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений . книжной графики к рассказу.

Обладать навыками словесного рисования и комментированного чтения.

Уметь работать в группе.

Знать значение термина «пейзаж».

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД: принимать решение в проблемной ситуации

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Ресурсы Интернета

80

Поэтизация русской природы в литературе 20 века

Письменный ответ на проблемный вопрос:

«Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (по произведениям К.Г.Паустовс-кого, А.П.Платоно-ва, В.П.Астафье-ва)»

Составление плана (цитатного плана)самостоятельного письменного высказывания.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

потребность в самовыражении через слово

81

Русские поэты и писатели 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин,

Дон-Аминадо.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира природы и своего места в нём.

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть), определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.

Уметь видеть образы Родины и природы в русской поэзии

Личностные УУД: способствовать развитию культурной и этнической толерантности.

Коммуникативные УУД: работать в группе

чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

презентация

82

А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Н.М.Рубцов.

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Иметь навыки сопоставления литературных произведений, видеть сходства и различия.

Иметь представление о цветовой гамме стихотворения

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выра-зительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Музыкальные произведения, фонохрестоматия.

83

Анализ лирического произведения.

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века).

Устный и письменный анализ стихотворений.

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план, редактировать текст.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

потребность в самовыражении через слово

84

Саша Черный.

Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши чёрного.

Устные рассказы о писателях.

Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов.

Уметь сжато пересказывать, выполнять словесное рисование,

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

фонохрестоматия

85

Юмор в рассказах Саши Черного.

Юмор в рассказах Саши Черного.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Уметь инсценировать.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

презентации

86



Ради жизни на земле.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на рассвете»

Стихотворные произведения о войне.

Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение стихотворения(в том числе наизусть)и их анализ по вопросам учителя.

Знать авторов стихотворений; выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов;

умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою стран

фонохрестоматия

87

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста»

«Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

презентация

88

Роберт Льюис Стивенсон. Слово о писателе.

«Вересковый мед»

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения предков.

Поиск сведений о зарубежном писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).

Уметь выразительно читать. Знать значение термина баллада.

Уметь находить в тексте признаки баллады.

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Рисунки из Интернета

89



Даниель Дефо. Слово о писателе.


Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.

Устный рассказ о писателе.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Уметь самостоятельно работать с учебником.

Знать о понятии «робинзонада».

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Мультимед. проектор, презентация

90

Характер главного героя романа. Д.Дефо «Робинзон Крузо

Характер главного героя романа. Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Участие в коллективном диалоге.

Различные виды пересказов.

Уметь писать сочинение-миниатюру на заданную тему

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

презентация

91

92

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»

Кай и Герда

Символический смысл фантастических образов и художесвенных деталей в сказке Андерсена.

Поиск сведений о зарубежном писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Уметь применять навыки выразительного чтения и аналитического пересказа.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

презентация

93

Мужественное сердце Герды.

Мужественное сердце Герды Поиски Кая. Помощники Герды.

Снежная королева и Герда.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения aктёpoв. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Уметь отбирать материал на заданную тему,

Уметь сжато пересказывать.

Уметь самостоятельно работать с учебником.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

94



Наши любимые сказки Х.К. Андерсена.



Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена: «Герда против Снежной королевы».

«Добро и зло в сказках Андерсена».

«О чём мечтал Андерсен в своих сказках».

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Уметь работать над сочинением: обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

95

Добро и зло в сказках Андерсена

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра.

потребность в самовыражении через слово

фонохрестоматия

96

Жорж Санд

«О чём говорят цветы»

Спор героев о прекрасном.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа.

Иметь представление о личности и творческой деятельности Ж. Санд; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

97

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Том и Беки, их дружба.

Поиск сведений о зарубежном писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Мультимед. проектор, презентация

98

Внутренний мир героев Марка Твена.

Том и Бекки, их дружба. внутренний мир героев М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и приключенческих ситуаций.

Различные виды пересказов.

Устное иллюстрирование.

Составление речевой характеристики персонажей. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Уметь самостоятельно работать с учебником.

Иметь навыки выразительного комментированного чтения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации;

Познавательные:

анализ;

синтез;

осознанное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.



ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

99

Джек Лондон

«Сказание о Кише»


Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу. Заботиться о старших.

Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра "сказание", уметь охарактеризовать образ героя

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Фонохрестоматия

100

Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Устные рассказы о писателях.

Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения aктёpoв..

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Составление речевой характеристики персонажей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ.

осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений.

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

101


Путешествие по стране Литературии 5 класса

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество

потребность в самовыражении через слово

102

-105

Резервные уроки




© 2010-2022