Конспект урока русского языка «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План - конспект

урока русского языка

в 8 классе на тему:

«Обобщающие слова

при однородных членах предложения».









Подготовила и провела Косумова З.З.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 с.Чечен - Аул».

Учитель:Косумова З.З.

Предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Продолжительность: 40мин

Класс: 8

Урок русского языка в 8-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» запланирован, как урок-закрепление ранее изученного материала с использованием ИКТ.

При подготовке к уроку ставила следующие задачи:

  1. повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ

  2. систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

  3. развивать познавательную активность учащихся

  4. воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Данный урок является вторым в данной теме, который помогает закрепить знания, умение и навыки, полученные на предыдущем уроке. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. На уроке использовала следующие методы:

  • репродуктивный (фронтальный опрос; сообщение темы и цели)

  • объяснительно-иллюстративный (синтаксическая пятиминутка с творческим заданием; работа со схемами)

  • частично-поисковый (самостоятельная работа; выборочное списывание)

С целью заинтересовать учащихся изучением данной темы, повторить изученный материал самостоятельно детям задается творческое домашнее задание с использованием компьютера (составить и напечатать тест из 5 вопросов по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»).

этапы

Деятельность учителя

Работа учащихся

Примечание

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.

2

Сообщение темы и цели

-Тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

-Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока.


Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены.

Уметь: поставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

Слайд №1

Слайд №2

3

Словарная работа

-Повторим домашнее задание. Дома вы повторяли слова из словаря. Смотрим на экран, где даны слова. На месте точки вам нужно вставить пропущенную букву. Выполняем работу на листочках.

Памятник, обелиск, традиция, идеал, стипендия, диплом, аттестат, директор, митинг, депутат, театр, режиссер, конгресс,карнавал, иллюминация, комиссия,троллейбус, пьеса,эксперимент

Слайд №3

4

Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием

- Посмотрите на экран, на котором записан алгоритм выполнения задания. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия; дальше под цифрами даны ваши действия.

-Один человек работает у доски, остальные в тетради.

-Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.

-Составьте схему к данному предложению. Объясните.

1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места. (в лесу)

2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает)

3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё)

В лесу поражает всё:…(трава, деревья, птицы)

Слайд №4

5

Работа со схемами.




Повторение правила

-Перед вами карточки со схемами, расскажите правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами и выберите на доске предложение, которому соответствует данная схема.



-Давайте посмотрим на экран и еще раз прочитаем правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами.

1)Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например: Затуманенный лес, озеро, небо - всё было серое.

3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения - тире. Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо - было серое.




Слайд №5

6






Выборочное списывание






-Прочитайте текст на экране. Используя этот текст, выполните задание по карточке, которая лежит перед каждым из вас.

Текст:Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. Богатая библиотека со старинными книгами, стол, за которым писал Тургенев, кровать, большая черная икона в серебряном окладе, будто бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным, - всё подлинное.

- если прилагательное образовано от существительного с основой на Н (старина)

-непроверяемая безударная в корне слова, написание которой нужно запомнить. Слово из словаря. (кровать)

-в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида (пожаловать)

-слово из словаря, написание, которого нужно запомнить.(подлинное)

Задание на карточке:

1.Прочитайте текст. Подберите синоним к слову подлинное (истинное, настоящее).

2.Определите стиль и тип речи.(художественный, повествование)

3. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж однородных членов и обобщающего слова, каким членом предложения они являются.

4.Составьте схему к предложению.

Слайд №6

7

Самостоятельная работа.

-Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, сделайте схемы.


- Выполнили, сдайте тетрадь на проверку.

1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи - везде была изморозь.

Слайд №7

8

Подведение итогов. Оценки.

Сегодня на уроке мы все хорошо поработали, повторили понятия : обобщающие слова, однородные члены. Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

-Ваши оценки за урок: за словарную работу …. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке.

9

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее: используя компьютер, составьте тест из 5 вопросов по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Слайд №8


© 2010-2022