Программа самореализации личности по русскому языку. 8 класс. Обращения и вводные слова

Данная программа самореализации личности позволяет ученику самостоятельно изучить определённую тему. Здесь есть и материал для повторения. При изучении темы учащиеся заполняют таблицу Инсерт, составляют план статьи, работают с "Да-неткой", выполняют упражнения и задания разных уровней. Предлагаются и задания творческого характера. В программе есть иллюстративный материал, всевозможные таблицы и лакуны для заполнения и проверки. В качестве контроля предлагаются задания тестового характера, а такж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа самореализации

Учитель Филиппская Е.М.

Предмет Русский язык

Класс 8

Тема Обращения, вводные конструкции. Знаки препинания при обращениях и вводных словах.

Цель путём самообразовательной деятельности сформировать представление об обращениях и вводных конструкциях, научить правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать обращения и вводные слова.

Дорогой друг!

Изучение синтаксиса - сложный и длительный процесс. С начала изучения этого раздела вы уже многое узнали. Вам хорошо и известно, что такое словосочетание, характеристики простых предложений. Вы знаете также, что предложения могут быть осложнены, и не только однородными членами. Есть ещё слова, служащие для осложнения предложения. Это обращения и вводные конструкции. Что это такое и какова их роль в синтаксисе, нам предстоит узнать. Когда вы участвуете в разговоре, то, конечно, употребляете обращения. В своей устной речи эти обращения вы выделяете паузами, голосом. А на письме такое выделение сопровождается постановкой знаков препинания. Если ваша речь и письмо грамотны, то вы будете поняты и услышаны. Стремитесь к этому.

Выполняя предложенные задания, ты

узнаешь

научишься

поймёшь

- Что такое обращение;

- Что такое вводные слова;

- Какие знаки ставятся в конструкциях с обращениями и вводными словами;

-Какие значения могут иметь вводные слова;

- работать с текстом;

- Находить предложения с обращениями и вводными словами;

- Расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами;

- в разных стилях речи используются разные предложения;

-разницу между предложениями, осложнёнными однородными членами, обращениями и вводными конструкциями;

- особенности использования предложений разных видов.



Изучая обращения и вводные слова, вы расширите познание о синтаксисе и его основных единицах.

Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий.


  1. Вспомним изученное.

1. Рассмотрите таблицу1.

Виды предложений

по наличию осложняющих членов предложения

1.С однородными членами предложения

Мелькает, вьётся первый снег.

2. С обращением

Ты не пой, соловей, под моим окном.

3. С вводными единицами

Кстати, мы опаздываем.

2. Рассмотрите таблицу 2.

Значения вводных слов

Значения

Вводные слова

Примеры

1. Различная степень уверенности

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно, вероятно, очевидно, возможно

Дождь, конечно, скоро кончится. Очевидно, эту задачу мне не решить.

2. Различные чувства

К счастью, к радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению

Дождь, к счастью, скоро кончился. К удивлению, я решил эту задачу.

3. Источник сообщения

По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо)

По-моему, дождь скоро кончится. По словам мамы, мне по силам эта задача.

4. Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых …, наконец, следовательно, значит, итак, например

Во-первых, я недостаточно хорошо знаю французский язык, во-вторых, текст слишком трудный. Я, напротив, решил эту задачу.

5. Замечания о способах оформления мыслей

Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Одним словом, я решил эту задачу.

Примечание. Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Дождь, я уверен, скоро кончится. Эта задача, как говорит мама, мне по силам.


  1. Углубим знания по теме.

1. Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях следующие обозначения:

«۷» - это мне известно;

«+» - это для меня новое;

«-» - этого я не знал;

«?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющие лицо или предмет, к которому обращаются с речью. Обращение может быть распространённым и нераспространённым, стоять в начале, в середине и в конце предложения. На обращение, которое находится в начале предложения, падает ударение.

Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. В поэзии авторы часто используют такой приём, как олицетворение, когда автор оживляет природу. Наделяет её чувствами, поведением, как человек. В таких случаях и обращается поэт к явлениям природы, как к живым существам.

В русском языке существуют специальные слова, которые использует говорящий, чтобы выразить своё отношение к сообщаемому. Это вводные слова. С их помощью можно выразить сомнение, неуверенность, предположение (вероятно, может быть, кажется, возможно), уверенность (конечно, безусловно), различные чувства (к счастью, к сожалению), назвать источник информации (как говорят, по словам), указать на порядок изложения мыслей (во-первых, итак). Уместное и правильное употребление вводных слов делает речь выразительной, эмоциональной. Не следует забывать, что эти слова выделяются интонацией и запятыми.

Запомните! Обращения и вводные слова не являются членами предложения. К ним нельзя задать вопрос. Они являются осложняющим элементом предложения.


2. Найдите лицо или предмет, к которому обращаются авторы этих строк. Живые или неживые предметы они обозначают? Имеют ли они зависимые слова? Сделайте вывод об обращении. Как называется в стиле художественной литературы приём, когда происходит оживление природных явлений?

А) Откуда ты, о ключ подгорный,

Катишь звенящие струны?

Кто вызвал вас из бездны чёрной,

Вы, слёзы чистые земли?

(А.Майков)

Б). Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля!

Тебе поём мы песню,

Вечерняя заря.

(Л.Модзалевский)

В). Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый, или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

(Якуб Колас)

Г). Как эта ночь пуста, куда ни денься,

Как город этой ночью пуст и глух…

Нам остаётся, друг мой, только песня -

Ещё не всё потеряно, мой друг!

(А.Передреев).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите пары предложений. В каких из них выделенные слова являются членами предложения, а в каких не являются? Разберите предложения по членам.

1) Решение судьи было бесспорно. Решение судьи, бесспорно, было правильным. 2) К моему огорчению, он не прислушался к разумному совету. К моему огорчению добавилось чувство досады. 3) Вечер, кажется, будет тёплым. Твоё поведение мне кажется странным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Тренировочные упражнения.

Задание 1.

Выразительно прочитайте текст. Скажите, какие чувства выражаются при помощи обращений (ласка, строгость, раздражение, насмешка, лесть)? Выпишите обращения, укажите распространённые обращения.

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!»

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!»

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду и не дождусь,

Чтоб начала ты снова…»

(И.А.Крылов)

Программа самореализации личности по русскому языку. 8 класс. Обращения и вводные слова

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Запишите предложения, вставьте нужные определения, расставьте знаки препинания.

1. …мама! Я беспокоюсь о твоём здоровье. 2. …Кирилл Геннадиевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3. …Даша, я очень по тебе соскучилась. 4. …Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам 8 класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.

Слова для справки: уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Запишите предложения в три колонки. Чтобы выполнить это задание, вернитесь к таблице №2.

  1. Выразите мысли с уверенностью.

Поезд придёт вовремя. Во время каникул мы хорошо отдохнём. Перед соревнованиями посоветуйтесь с врачом.

  1. Выразите то или иное чувство.

Болезнь оказалась очень опасной. У механика нашлись запасные детали. Некоторые из участников кросса почему-то не были на тренировке.

3. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

Экспедиция открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти. В сентябре ожидаются ранние заморозки. В этой неширокой, но глубокой реке раньше было много рыбы.

Уверенность

Различные чувства

Источник сообщения

1________________________

1_______________________

1________________________

2_______________________

2_______________________

2________________________

3________________________

3______________________

3_______________________

Задание 4.

Расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова.

Мастера песен

Мастерами песен несомненно являются дрозды и жаворонки зорянки и славки. Думается правы исследователи мечтающие о широком изучении птичьего «фольклора».

По мнению венгерского орнитолога музыковеда Петера Секи в напевах полевого жаворонка и других птиц есть явное сходство с народными мелодиями и со звучанием народных инструментов. Поэтому было бы разумеется неверно не видеть очевидного использования в музыке звукового богатства живой природы.

Задание 5.

Выпишите вводные слова и определите их значение. Знаки не расставлены.

Казалось берёза была нарисована тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Весну все ждали, но она по-видимому задержалась. Шалаш поставленный покосниками летом несомненно уцелел. В общем приют для ночлега нашёлся. Место во-первых было подходящее во-вторых в шалаше сохранился котелок. К счастью неподалёку протекал неширокий , но глубокий ручей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Учимся находить в тексте обращения и вводные слова.

Задание 1.

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Найдите вводные слова, выпишите их и укажите значение. Расставьте знаки препинания.

Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побуждающие людей к чтению. Во-первых они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во- вторых читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

Правда может быть есть ещё одна причина - «убить время». К сожалению есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом чтение может приносить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.

Юный друг перед тобой новая книга. Прочти её.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Отделим ошибочную информацию от правильной.

«Да-нетка» (выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями):

Утверждение

Да

Нет

1.

Обращения и вводные слова не являются членами предложения

2.

Обращение называет того, к кому обращаются

3.

Обращения могут иметь разные значения

4.

Обращениями могут быть только живые предметы

5.

Вводные слова во-первых, во-вторых обозначают замечания о способах оформления мыслей.

6.

В предложении «Пурга, я уверен, скоро кончится» нет вводной конструкции.

7.

Вводные слова пожалуй, возможно обозначают источник сообщения.

8.

Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

9.

При помощи вводных слов говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

10.

Обращения и вводные слова не осложняют предложение.

11.

Обращениям не свойственна звательная интонация.

12.

Обращение имеет форму именительного падежа.



VII. Проверим свои знания

Тест

1. Вводные слова и обращения в предложении: а, б, в, г.

а) не являются членами предложения;

б) являются второстепенными членами предложения;

в) отвечают на вопросы косвенных падежей;

г) не несут эмоциональной окраски.

2.Вводное слово к удивлению выражает: а, б, в, г.

а) уверенность;

б) неуверенность;

в) различные чувства;

г) источник сообщения.

3 Обобщающее слово заключает в себе: а, б, в, г.

а) обобщение;

б) различные чувства;

в) общее название однородных членов;

г) вывод.

4. Вводное слово «видимо» обозначает: а, б, в, г.

а) чувство неуверенности;

б) чувство уверенности;

в) чувство сомнения;

г) чувство радости.

5. Вводное слово «таким образом» обозначает: а, б, в, г.

а) уверенность;

б) неуверенность;

в) порядок мысли;

г) источник сообщения.

6. Вводное слово «по-моему» обозначает: а, б, в, г.

а) уверенность;

б) неуверенность;

в) порядок мысли;

г) источник сообщения.

7. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то:

а) на него не падает ударение;

б) поставим запятую;

в) поставим восклицательный знак; а, б, в, г.

г) сделаем паузу.

8. Сочетание одним словом выражает: а, б, в, г.

а) уверенность;

б) замечания о способах оформления мысли;

в) порядок мысли;

г) источник сообщения

9. Обращения - олицетворения чаще всего употребляются: а, б, в, г.

а) в диалоге;

б) в поэзии;

в) в разговорной речи;

г) в письме.

10. Чтобы выразить своё отношение к сообщаемому, говорящий использует:

а) обращения; а, б, в, г.

б) олицетворения;

в) вводные слова;

г) сравнения.

11. Уместное и правильное употребление вводных слов делает нашу речь:

а) конкретной;

б) эмоциональной; а, б, в, г.

в) правильной;

г) членораздельной.

12. Если обращение состоит из двух и более слов, то оно: а, б, в, г.

а) сложное;

б) распространённое;

в) нераспространённое;

г) составное.

Задание 1.

Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

  1. Цветите, юные! И здоровейте телом. (С.Есенин)

  2. - Здорово, шестая! - послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)

  3. Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: - Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)

  4. Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далёкий синий край? (С.Есенин)

  5. Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)

  6. Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа - лучший врач. (Пословица)

  7. Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

ТАБЛИЦА

Обращение выражено

Ваш вариант ( номер предложения)

Именем существительным

Именем прилагательным

Причастием

Числительным

VIII. Установим соответствие.

Задание 1.

Установите соответствие между схемами и предложениями к ним

А) [ …, вв. сл., …].

1. Спой мне, иволга, песню пустынную.

Б) [ Обр! …].

2. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

В) [ …, обр., …].

3. Прощай, письмо любви!

Г) [ …,обр! ].


4. Разумеется, я представила себе её доброй.

Д) [ Вв. сл., …].


5. Однажды, не помню почему, спектакля не было.

Задание 2.

Восстановите пословицы, подобрав продолжение в правой части. Запишите, обращения заключите в овал.

1. Гуляй девушка гуляй

1. … а задние сами пойдут.

2. Хвались хозяин урожаем

2. … где была твоя молодость.

3. Смотри молодец с тем не бранись

3. … а дельце не забывай.

4. Слушай дубрава

4…. будешь есть хлеб год от году.

5. Сей пахарь под погоду

5. …когда рожь в засеку посыплешь.

6. Вези лошадка передние колёса

6. …что лес шелестит (говорит).

7. Работай сынок! Тебя спросит старость

7…. кому будешь кланяться.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

X. Развиваем творческие способности

Задание 1.

Творческое задание: решение задачи.

Предлагаемые варианты задач (задача должна быть решена в форме рассказа, можно с элементами юмора):

1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка?

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2) Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.?.

Николаю Николаевичу сегодня исполнилось 40 лет. Когда он пришел на работу, сослуживцы бросились к нему с радостными возгласами:
- Поздравляем, Николай!
- Николай Николаич, дорогой, живи 100 лет и не болей!
- Николя, - как всегда, томно проворковала секретарь Лизанька, обращавшаяся ко всем панибратски. - Прими мои самые лучшие...
Но ее речь была прервана появившимся директором.
- Уважаемый Николай Николаевич, рад вас видеть, - начал он. В присутствии коллег он поздравил юбиляра и преподнес ему подарок.
После работы, уставший, но довольный, наш герой отправился домой. И тут настроение его чуть было не испортилось. Выходя из троллейбуса, он столкнулся с некоей дамочкой.
- Шалишь, парниша, - сверкнула она глазами.
Обескураженный этой бесцеремонностью, Николай Николаевич пошел через улицу на красный свет, но свисток милиционера вернул его к действительности.
- Что же вы, гражданин, нарушаете правила? Жизнь, что ли, недорога?
- Да мне сегодня 40 стукнуло, - невпопад оправдывался именинник.
- Ну что ж, честь имею. Примите мои поздравления, - козырнул страж порядка.
Войдя в подъезд своего дома, наш герой услышал истошные крики странного на вид старика, стоявшего в кабине лифта и не понимающего, почему тот не трогается с места. Николай Николаевич вошел в лифт, нажал необходимую кнопку и довез злополучного старичка до нужного ему этажа, за что был осыпан неожиданными похвалами:
- О повелитель лифта! О прекраснейший из жителей подъезда, да будут благословенны твои дни, - слышал именинник, поднимаясь на лифте на свой этаж.
Усмехаясь, он открыл дверь и услышал радостные возгласы:
- Ну наконец-то, Коля! А к тебе гости, - улыбнулась жена.
- Папочка, папуля, поздравляем тебя! - бросились к нему сыновья.
- Сыночек, Николенька, счастья тебе, - сквозь слезы поздравила его старушка мать.
- Дядь Коль, прими и мои поздравления, - пробасил племянник...
Что ж, оставим нашего героя наедине с близкими. Доброе слово, хорошее, вежливое обращение - уже само по себе подарок.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведём итоги


Выполнив предложенные задания, я теперь

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)











Проверь себя

Да-нетка:1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет, 6-нет, 7-нет, 8-да, 9-да, 10-нет, 11-нет,

12-да.

VII. Проверим свои знания. Тест: 1-а, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-в, 8-б, 9-б, 10-в, 11-б, 12-б.

Задание 1 Таблица

Обращение выражено

Номер предложения

Именем существительным

4

Именем прилагательным

1. 5

Причастием

3.6.7

Числительным

2

VIII. Установить соответствие. Задание 1: А-5, Б-2, В-1, Г-3, Д-4.

Задание 2: 1-3, 2-5, 3-7, 4-6, 5-4, 6-1, 7-2.


© 2010-2022