Нравственные искания героев романа М. Булгакова Мастер и Маргарита

Работа представляет собой небольшое исследование, в котором рассматриваются различные точки зрения на вопрос о нравственном выборе героев романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Материал будет интересен не только учителям русского языка и литературы, но и обучающимся 11 класса, так как вокруг романа до сих пор звучит полемика. В работе представлены не только традиционные точки зрения (Боборыкин В. Т. Соколов Б. В. ), но и нетрадиционные (Диакон Андрей Кураев)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Вступление

Проблема нравственного выбора одна из центральных в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

II. Основная часть:

Всеобщие, вневременные, надклассовые вопросы нравственного выбора.

а) «Наказание совестью» за осуществленный нравственный выбор в «ершалаимских» главах;

б) Обнажение скрытых пороков человечества;

в) Параллели в изображении Ершалаима двадцатых годов I века и Москва двадцатых годов ХХ века;

г) Трагизм в изображении Маргариты - женщины, решающей вопрос нравственного выбора в порыве любви, сильной, всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни;

д) Мастер - собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.

III. Заключение булгаковского романа.

а) Вклад М. А. Булгакова в вечную тему, его новаторство;

б) Основные типы сознания героев романа;

в) Блестящее раскрытие проблем любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла.

IV. Список используемой литературы.






У каждого писателя есть произведения, которые можно назвать главным трудом всей его жизни, его творческим завещанием. Для М. А. Булгакова таким произведением стал роман «Мастер и Маргарита». Свою главную книгу, называвшуюся тогда «Черный маг» или «Копыто инженера»,
Булгаков задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929 - 1930 годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться: роман - судьба, роман - завещание, который вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений.

О романе Булгакова исследователями разных стран написано очень много статей, критических заметок и еще, наверное, немало будет немало написано. Среди трактовавших книгу есть и такие, кто склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат; иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявол, любование мрачной силой, какое -то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия.

Но, на мой взгляд, центральными в романе являются вопросы нравственного характера. Так и Т. Лесский писал в своей статье о романе: «… бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представление писателя о смысле жизни, о борьбе доброго и злого в истории и нравственном мире человека».

Поднимая вопросы нравственности. Михаил Афанасьевич заставляет нас задуматься над вечными вопросами бытия, переосмыслить их. «Мастер и Маргарита» явился романом - предупреждением о том, что нравственные проблемы придется решать каждому, что человеку необходимо совершенствоваться, что правильный или неправильный (жизнь рассудит!) нравственный выбор делает каждый человек, а определенные моменты

жизненных испытаний, что анализировать прожитые годы мы обязаны. Об этом задумалась и я, начиная работу над данным исследованием.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. И одни люди «прозревают», заглядывают «внутрь» себя, живут под лозунгом: «Не обманывай хоть себя!» А другие не утруждаются «самопокаянием», отметают законы нравственности, живут по принципу : «главное, чтобы мне было хорошо…», не ранят себя сомнением, берегут свое здоровье. Так роман «Мастер Маргарита» обращен и к тем, и к другим.

Это произведение настолько глубокое и богатое, что «исчерпать» его невозможно. О его проблематике много написано, но, несомненно, роману предстоит еще долгая жизнь, на протяжении которой будут открываться все новые стороны великолепной книги.

Цель данной работы - исследовать проблемы нравственного выбора, перед которым автор ставит практически каждого своего героя, указать значимость этого выбора в раскрытии главной произведения.

Добро и зло… Понятие вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом.

Об этом роман «Мастер и Маргарита», который по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных и захватывающих произведений литературы XX века.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов ХХ века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.

В романе, помимо прочих проблем, затронута проблема нравственного выбора и личной ответственности за этот выбор. Булгаков заставляет своих героев выбирать и с помощью этого раскрывает личность персонажа.

Выбирать в романе приходится всем: от Иешуа до Мастера.

В «ершалаимских» главах наиболее острое звучание приобретают главные темы произведения: тема нравственного выбора, наказание совестью. И, прежде всего, подобному испытанию подвергается Иешуа. Его схватили за речи против существующей власти. Он мог бы сохранить себе жизнь, опровергнув донос, но Иешуа говорит правду и непреклонно отстаивает свободный выбор человека. Его не могут насильно заставить изменить этому выбору, подвергая казни. По-человечески Иешуа страдает и физически почти сломлен ударами кентуриона Крысобоя, чувствует жестокость власти. И, тем не менее, духовно он бесстрашен, потому что убежден в своей правоте и том, что люди изменяются к лучшему. Иешуа простил трагическую ошибку прокуратора. Морально Понтий Пилат был ведь на его стороне, но Иешуа сам подписал себе приговор, сказав, что любая власть является насилием и что настанет время, когда никакая власть не станет нужна. Тем самым, мне кажется, он показал прокуратору и всем остальным, что, в частом случае, он против и их власти, против «великой и прекрасной власти императора Тиберия», этого Пилат не смог ему простить, даже если бы очень захотел, ведь эти крамольные слова слышал не только он.

И если бы прокуратор Иудеи пропустил слова Иешуа мимо ушей, то навлек бы на себя подозрения в инакомыслии. Этот сильный и властный человек был поставлен перед нравственным выбором: отправить Иешуа Га - Ноцри в Кесарию, то есть оправдать, признав душевнобольным и невменяемым, или же утвердить приговор. Пилат уже придумал мотив оправдания наивного и несчастного странствующего философа, но он не верил в предсказанное Иешуа царство истины и справедливости, не верил в то, что ему воздастся за доброе дело.

Для Пилата государство кесаря - непререкаемое земное совершенство жизни, которому он служит и поклоняется, и он не может переступить через свою должность, долг службы императорской власти. Над всеми персонажами «ершалаимских» глав витает тень императора Тиберия. Трусость Пилата проистекает из ложной идеи высшей ценности государства. Власть как выражение этой ценности разрушительно влияет на человеческие добродетели, искажает их. Власть держится в страхе. Прокуратор Пилат, возбудитель страха, становится его носителем, когда отдает Иешуа на заклание. Гордыня Пилата в том, что он - игемон, убежденный во властном превосходстве над «обвиняемым» Иешуа. Поэтому - то он встал на сторону зла и трусости, утвердив смертный приговор.

Прокуратор думает исправить трагическую ошибку убийством предателя Иуды, но ничего исправить нельзя. Вину можно искупить только страданием.

Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»? По мысли диакона Андрея Кураева, «Пилат мучительно пытается убедить себя в том, что он не делал той подлости, которая принесла ему слишком страшную популярность… Он более всего в мире «ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». 1

Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Философские, этические вопросы, поставленные в евангельском сюжете, легко проецируются на московские главы. И в них, в истории Мастера и Маргариты, изображении действительности 30 - х годов «читаются» раздумья автора над вопросами о добре и зле, истине, совести, назначении человека, то есть всеобщие, вневременные, надклассовые нравственные вопросы человеческого бытия.

Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера.

Не случайно там появляется Воланд. «Так кто же ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны.

Воланд - трагическое существо, образ чрезвычайно возвышенный, эстетизирован в романе. Он единственный герой, кто обладает сверхчеловеческим знанием и проницательностью, способностью незаметно внушать и читать чужие мысли. Как «дух зла и повелитель теней» Воланд в _____________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - изд. «Русская Православная Церковь», 2004,стр.63.

булгаковском романе не подвластен неумолимым законам времени и пространства и не подвержен смерти.

Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обозрение всякое зло. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом,

таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина

- это обнажение скрытых пороков человека.

Но не только евангельские герои отвечают за свои грехи. Хотя они далеко не такой тяжести, как преступление Иешуа. Стоило Берлиозу только подумать о том, чтобы сообщить, куда следует, о явной ненормальности

встретившегося ему иностранца - собеседника, и его судьба уже была предрешена. Но он ведь мог этого не делать. Но он сделал свой нравственный выбор, поступил самоуверенно, за что и поплатился головой.

Конферансье Бенгальского постигла та же участь. А за что? Всего лишь за напрасную болтовню, без которой он вполне мог бы и обойтись, но не захотел…

Буфетчика Андрея Фокича сгубила жадность. Воланд предсказал ему смерть через девять месяцев в первой поликлинике МГУ и посоветовал потратить отложенные деньги и доживать жизнь со всеми удовольствиями. Но Андрей Фокич захотел пожить подольше, потратить деньги на лечение. Это ему не удалось: деньги пропали в сломанном доме. Ответственность за это он понес только перед собой: ведь хуже-то он сделал только себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов ХХ века. Вот хотя бы некоторые из них:

  1. Внимательный читатель вряд ли пройдет мимо такой особенности романа, как сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и двумя тысячами лет.

«тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храмы со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом. Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим - великий город, как будто и существовал на свете»1. а теперь другое описание. «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете»2.

Отдельные детали, ритм, интонация фраз совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный прием и деталь.

2) Ощущаются параллели в системе персонажей, олицетворяющие, по мнению автора, троичность бытия, христианскую Троицу, и даже четырехмерный мир, включающий пространство театра. Однако пары большинства героев можно выделить довольно отчетливо:

- Иешуа - Мастер;

- Левий Матвей - Иван Бездомный;

- Иуда - Алоизий Могарыч;

- Каифа - Берлиоз.

Но есть герои, у которых нет пары в романе - например, Воланд. У Воланда в романе - важнейшая функция судьи, он наказывает. Воланд в этом искаженном мире лжи - едва ли не единственный поборник истины. Провоцируя, он дает право на свободное воление. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления приходит к выводу: «Ну что же… они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»3.

Если вдуматься поглубже, Воланду в Москве делать уже нечего, ему почти некого совращать на путь зла. Все и так ему преданы полностью. В Москве 30-х годов все также процветают воровство, доносительство, взяточничество.

_________________________________________________________________________________

1. Глинская И. Л. «Загадки известных книг», Москва, 1986, 12 стр.

2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. 54 стр.

3. Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков»- Москва, 1991,23 стр.

Остаются единицы колеблющихся в нравственном выборе пути. Одна из них - Маргарита, но, в конце концов, и здесь дьявол торжествует: Маргарита отдает ему душу, становится ведьмой. Интересно отметить, что «Маргарита стала ведьмой задолго до встречи с Воландом: что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме. Ах, право, дьяволу заложила бы душу, чтобы только узнать, жив он или мертв. Она кокетничает, когда говорит, «заложила бы душу» - ибо, похоже, она вообще не верит в существование души, оттого и мечтает о самоубийстве»1. Она получает возможность отомстить всем, кто мешал ее Мастеру жить и творить. Но все это не просто так. Она с лихвой заплатила дьяволу своей прежней жизнью, столь безрадостной и полной страданий.

Маргарита Николаевна - бесспорно, героиня булгаковского романа, выражающая единственную любовную линию. В сюжете второй части «Мастера и Маргариты» это центральная фигура. М.Булгаков создал женщину со свободной душой, импульсивной натурой, наградил ее душевной одаренностью. (В литературной генеалогии Маргариты просматриваются довольно близкие прототипы - Гретхен и королева Марго.) Мы воспринимаем восторг, радость, а то и горечь Маргариты - читатель ощущает ее человеческую природу сполна. Она наделена добродетелями сильной любви, сострадания, самопожертвования. Характерна отзывчивость Маргариты, жажда познания неожиданного, сверхъестественного.

Но и вина ее очевидна: добровольное общение с дьяволом и некоторое заискивание перед ним ради любви к Мастеру. Маргарита объясняет это так в разговоре с возлюбленным: «Конечно, когда люди совершенно ограблены,

как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!»

Ее образ показывает трагедию женщины в порыве любви сильной и всепобеждающей, в невыносимых условиях жизни. Искушение дьяволом не в силах затмить эту любовь героини к Мастеру и его творению.

Героине приходится пройти сквозь трупный распад ада, чтобы обрести любимого. Отравители по любви и нелюбви, детоубийцы и корыстолюбцы,

_________________________________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - изд. «Русская Православная Церковь», 2004,106 стр..

самоубийцы и тираны - население всех кругов Дантова «Ада» проходит перед Маргаритой, прикосновением своим пронзает ее: «Ноги Маргариты подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшие страдания ей причиняло колено, которое целовали»1. Воланд бестрепетно и даже с удовольствием рассматривает эту публику.

Его вдохновляет то, что совершается справедливое возмездие: «…каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!»2

Маргарита непосредственна и любопытна. Порой она заражается великолепием бала и совершенством стрельбы Азазелло. «У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно». Но, впервые в жизни, видя убийство барона Майгеля, совершенное на ее глазах, она не в силах согласиться на смерть ненавистного Латунского, погубившего мастера: «- В сердце, - восклицала Маргарита, почему-то берясь за свое сердце.

- В сердце! - повторила она глухим голосом…

- Нет, умоляю вас, мессир, не надо в этого!»

Маргарита оказалась вне норм бесовской компании. К тому же «гордая женщина» ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражен мужеством Маргариты и ее достоинством: «Мы вас испытывали… никогда и ничего ни просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и

сами все дадут». И хотя Воланд предостерегает Маргариту от милосердия,

которое совершенно неожиданно и коварно «пролезает в самые узенькие

щелки», он не только исполняет ее обещание пощадить Фриду, но, не желая «наживаться на поступке непрактичного человека в праздничную ночь», требует, чтобы Маргарита выразила желание для себя. Таким образом, побеждает здесь не жестокая справедливость, а человечность. И это шаг в сторону пушкинского мироотношения. Она может наслаждаться местью, громя квартиру Латунского, может испытывать блаженство от насыщения на пиру Воланда, может быть обольщена поклонением всех и свободной игрой своих сил в полете. Но это не наслаждение властью, а радость свободы, не разнузданность бесовского шабаша, а обретение достоинства.

__________________________________________________________________

1. Сарнов Б. М. «Каждому - по его вере» - Москва, 1997, 5 стр.

2. Соколов Б. В. «Булгаковская энциклопедия» - Москва, 1997, 37 стр.

Союз с нечистой силой заключен, чтобы вернуть мастера и его роман к жизни.

Роман о Пилате - плод их любви вдохновенной: «Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу». Воланд избавляет Мастера и чудесно спасает рукопись, начинается как будто новая идиллия в подвальчике. Но расплата за «сделку с дьяволом» велика и оборачивается для Маргариты самопожертвованием во имя любви и уходом вместе с Мастером в иной мир.

А как все начиналось? Как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита, в которой Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах». Для Мастера любовь не наслаждение только, но спасение другого человека. И Маргарита подтверждает это, говоря, что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста. Подлинность этой любви, мгновенно понятая Мастером, не мешает ему, однако, сравнивать ее с катастрофой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»1

И сознавая истинность этой любви, Мастер делает свой нравственный

выбор: отказывается от нее, не желая губить Маргариту, искажать ее той тьмой, которая охватила его душу после сожжения романа, отягощать ее связью с неизлечимо больным человеком. Мастер благороден, он не может переступить нравственного закона и предпочитает гибнуть сам, но не мучить других. Однако основа отказа от любви - неверие в свое выздоровление.

Мастер бывает непосредственен и пылок, щедр и увлечен, когда речь заходит о сокровенном, о Пилате и Воланде. Мастер радуется своей художественной интуиции, узнав в пересказе Ивана свидетельство Воланда о Понтии Пилате: «Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал: «О, как я угадал! О, как я угадал!.. Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я! Хоть все и перегорело и угли затянулись пеплом, все же клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я - нищий!»2

__________________________________________________________________

1. Соколов Б. В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997, 56 стр.

2. Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков» - Москва,1991, 26стр.

Мастер стал нищим не только по реальному положению писателя в советской Москве. Он сжег свою рукопись и отказался и от своего имени, и от любви Маргариты. Мастер с ужасом вспоминает литературный мир, в который ему пришлось вступить с написанным романом.

Хрупкая душа его не выдержала пошлого московского существования. Он был сломлен ужасом окружавшей его жизни, замкнулся в себе.

Маргарита в романе совершает путь, противоположный Мастеру: от отчаяния и тревоги, тоскливого ощущения пустоты жизни она движется к вере в нее и свои силы, к всепобеждающей любви. Сознавая превосходство вкуса Мастера, она послушна ему и бросает желтые цветы в канаву. Влюбленная в роман, созданный Мастером, она настаивает на печатании его и винит себя в том, что не предусмотрела дурных последствий. Трепещущая от боли за случившееся, она хочет спасти Мастера: «Я тебя вылечу, вылечу,-

бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его».1 «Она полна решимости» спасти роман и освободить свою жизнь от лжи, которую Маргарита считает виновницей беды. Действительно, необходимость подчиняться обстоятельствам, возвращаться к мужу, который не сделал ей никакого зла, но которого она не любит, заставляет Маргариту оставить Мастера в тот момент, когда его нельзя покидать, когда он заболевает и ему кажется, «что какой-то гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно прямо к…сердцу».2 Маргарита наделена спасительной энергией любви, как Маша Миронова в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, добившаяся у императрицы оправдания Гринева. Маргарита готова умереть, чтобы спасти возлюбленного, и смерть предпочитает тоске. Она борется с любовью и не может ее победить: «Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю… Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом!.. Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна!» Но любовь не оставляет ее: «Ах, право, дьяволу заложила бы душу, чтобы только узнать, жив он или нет?»3 И Дьявол не замедляет явиться.

___________________________________________

  1. Акимов В.М. «На ветрах времени» - Ленинград, 1991, 25 стр.

  2. Боборыкин В.Т. «Михаил Булгаков» - Москва,1991, 5 стр.

  3. Сарнов Б.М. «Каждому - по его вере» - Москва, 1997, 29 стр.

Волшебство романа Булгакова основано на реализации внутренних желаний человека. «Я погибаю из-за любви», - говорит Маргарита.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной».

Маргарита в романе попадает в положение Фауста. Не найдя в реальной жизни возможности быть счастливой, «она сперва долго плакала, а потом стала злая», по ее собственному признанию четырехлетнему мальчику, которого она по-матерински утешает. Злость Маргариты побуждается только в мести Латунскому, да и этом она не может найти удовлетворения:

«Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные». В Маргарите есть раздражение, но нет зла, и потому ее трудно считать ведьмой, хотя она сама себя так называет. Крем Азазелло, лишив ее земного притяжения, дает ей свободу, и Маргарита наслаждается этим объятием с лунным миром. Ее озорство - месть скучной жизни. «Громовой, виртуозный и обезумевший вальс сопровождает полет, который кажется сказочным праздником в духе гоголевской «Ночи перед Рождеством» Но человеческой меры вещей Маргарита не теряет, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть благоразумной».1 В самых невероятных ситуациях встречи с сатаной и дьявольского бала Маргарита «не теряет самообладания и не исповедуется перед Воландом, за что автор называет ее умницей:

- Может быть, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу тоска?

- Нет, мессир, ничего этого нет, - отвечала умница Маргарита, - а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо».2

Никого не оставляет равнодушным история Мастера и Маргариты.

Предыстория Мастера в романе бедна сведениями. Известно, что он историк, был на службе в музее. Его оставила жена, имя которой Мастер не может вспомнить.

______________________________________________

  1. Соколов Б.В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997, 69стр.

  2. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995, 126стр.

Булгаков выдвинул в герои личность творца - уникальную, единственную, неповторимую личность художника.

Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. «Мастер - гадает, Воланд - видит. Мастер отсылает Ивана за продолжением к Воланду («ваш знакомый с Патриарших прудов сделал бы это лучше

меня»). Воланду же ни к чему ссылка на Мастера».1 Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово «Мастер» пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.

Мастер вслед за Воландом - другой полюс в романе, другой тип творческого сознания, очень близкого романтической традиции. Он возвышен своим призванием. Трагедия личности мастера глубоко патетична, она в нравственной ответственности за сотворенное слово, за слово, написанное и произнесенное.

Устойчивое чувство Мастера - страх. Герой подавлен, «маловерный, несчастный человек». В Мастере пропадает способность творить, и это самое страшное, что происходит с ним. Он перестает исполнять свой художественный долг: «У меня нет больше фамилии, я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней. У меня нет больше мечтаний и вдохновения тоже нет». Поведение Мастера определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, создавая роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман, Мы понимаем, почему « рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с ней считаться. Поэтому Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его. Маргарита

________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - изд. «Русская Православная Церковь», 2004,45 стр.

входит в жизнь Мастера, когда он утратил веру в свои силы и сжег рукопись.

И вот у Мастера появляется шанс возродиться к новой жизни. Он чуть ободрен встречей с Маргаритой. Маргарита борется за Мастера. Согласившись стать королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Как же объяснить, почему Мастер в финале романа удостаивается «покоя», но не «света»? Для этого сравним судьбу и жизненную позицию двух художников - М. А. Булгакова и созданного его воображение героя. Между ними много общего: вера в высокое предназначение литературы, внутренняя независимость, высокая образованность (историк по образованию, Мастер владеет пятью языками), талантливость, мастерское владение словом. Литературным подвижничеством была нелегкая судьба каждого из них. А различие? На вопрос Воланда о будущем Мастер отвечает: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет…, ничто меня вокруг не интересует… меня сломали, мне скучно и я хочу в подвал», а о своем произведении говорит: «Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него»1. вот эта нравственная сломленность под влиянием суровых испытаний, отказ от своего призвания, таланта - то главное, что отличает героя и автора, который до последних дней жизни боролся за свое произведение - продолжал над ним работать без малейшей надежды увидеть его напечатанным, мечтал, чтобы оно дошло, если не до современников, то хотя бы до потомков.

Мастер «не заслуживал света». Он «награжден» долгожданным покоем. Нас не оставляет ощущение вины Мастера, едва не приведшей его во «тьму» вслед за Бегемотом, Коровьевым-Фаготом, Азазелло. Наше внимание сосредотачивается на том главном, что составляло дело жизни Мастера, - на романе о Понтии и Пилате. Ведь это было созданием еще свободного художника, не отравленного страхом и безволием. Как оценили роман перед

выбором последней награды? «Ваш роман прочитали», - заговорил Воланд. «Приговор Мастеру выносит Иешуа. Персонаж судит своего автора. Но автор __________________________________________________________________

1. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995, 123 стр.

не один: есть соавтор - Воланд. Иешуа - создание не только Мастера, но и Воланда. Поэтому Воланда он просит о покое для Мастера»1.Именно знакомство с содержанием произведения мотивирует отказ «наградить» Мастера «светом». Роман о Пилате представлял собой еще одну попытку создать апокрифический вариант (который с момента жизни апостолов!) евангельских событий. Наивный Мастер, он-то думал, прошептав Ивану Бездомному, - «О, как я угадал! О, как я угадал!» - что свидетельство сатаны может быть до конца истинным. В его душе не возникло и тени сомнения в написанном. Он «проявил неспособность воспринять благодать, - и это его второй и более тяжкий грех»2.

Что же спасло Мастера от посмертной «тьмы», остается догадываться читателю. Может быть, сила любви Маргариты или экзистенциальное нежелание жить под искушением среди царящего в мире зла? Скорее всего, творческая воля художника при написании романа все-таки не дала «духу зла» «совершенно исказить Лик христов» героя.

Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой - бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице «Мастера и Маргариты»: прямо - в декларациях Мастера, Иешуа, Воланда, Пилата, косвенно - в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательные. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е.С.Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны У Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата. __________________________________________________________________

1. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - изд. «Русская Православная Церковь», 2004,111 стр..

2. Сарнов Б. М. «Каждому - по его вере» - Москва, 1997, 25 стр.

Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение, друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланда - к Иешуа и Мастеру, Мастера - к Бездомному.

С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую степень типизации, создать художественные типы - ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значимый тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы произведения Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, «государственное» Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.

Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица - это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.

Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд, который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит на чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в тоже время идеальными.

В романе Булгакова живет глубокая вера в нравственные непреложные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключается внутри человека, не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблема любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.

Ромар Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - размышления над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. По мнению автора, человек несет ответственность за все добро и зло, которые совершаются на земле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Акимов В. М. «На ветрах времени» - Ленинград, 1991.

  2. Боборыкин В. Т. «Михаил Булгаков» - Москва, 1991.

  3. Булгаков М. А. «Собрание сочинений в пяти томах. Том первый».

  4. Галинская И. Л. «Загадки известных книг» - Москва, 1986.

  5. Диакон Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? «Русская Православная Церковь», 2004.

  6. Сарнов Б. М. «Каждому - по вере» - Москва, 1997.

  7. Соколов Б. В. «Булгаковская энциклопедия» - Москва, 1997.

  8. Соколов Б. В. «Три жизни Михаила Булгакова» - Москва, 1997.

  9. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. «От Горького до Солженицына» - Москва, 1995.









МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

Г. ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.




ЛИТЕРАТУРА

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»





Ученицы 11а класса

Алхазовой Алены Дмитриевны

Учитель: Слепухина

Татьяна Михайловна.

ЭНГЕЛЬС, 2008


© 2010-2022