Урок Лингвистический анализ текста как одна из форм подготовки к итоговой аттестации

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистический анализ текста как одна из форм подготовки к итоговой аттестации ( часть А и В)

Цель урока: актуализировать и обобщить знания учащихся по основным разделам русского языка, закрепить умения учащихся анализировать текст.

Задачи:

1. Отработать навыки лингвистического анализа текста.

2. Развивать и совершенствовать умение стройно и логически точно выстраивать монологическую речь.

3.Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Слово учителя.

Ребята, собираясь сегодня на уроки, я размышляла о том, что скоро мы расстанемся, можем иногда случайно столкнуться с вами на улицах нашего города. А вот какими вы будете? Ведь очень хотелось бы, чтобы вы стали настоящими людьми, чтобы гордились своей родиной, чтобы были настоящими хозяевами Воронежской земли. А она постоянно развивается, в нашем регионе проживает свыше двух миллионов человек(по предварительным итогам Всероссийской переписи населения, которая состоялась осенью прошлого года). А еще я хотела бы обсудить с вами слова Д.С.Лихачева: «Если человек не любит старые дома, старые улицы - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - значит он равнодушен к своей стране».

Как вы понимаете их? Как построено высказывание? ( С помощью анафоры(единоначатия), синтаксического параллелизма и огромного числа лексических повторов. Лексический повтор - особый вид повтора, когда при помощи повтора разных слов тексту придается образность. Он помогает заострить внимание читателя на каких-либо деталях, словах, моментах)

Правильно вы сказали, текст построен с помощью синтаксического параллелизма, усиленного анафорой.

-Как вы понимаете слово «равнодушен»? (безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо). Это слово состоит из двух корней «-равн-» и «душа». Мы знаем, что этокорни с чередующимися гласными и отличаются друг от друга только по значению: корень «ровн» в значении «ровная поверхность», а «равн» - в значении «одинаковый». Именно от него слово произошло «все равно». А вспомните определение слова «душа», которое дал Л.Н.Толстой: «Душа - это поле борьбы добра и зла». Вот и получается, что человек равнодушный тот, кто одинаково относится ко всем событиям - плохим и хорошим, одинаково относится и к добру, и к злу. Вот и учит нас Лихачев не быть равнодушным к памятникам истории своей страны, к своей стране.

А что же вы знаете о Д.Лихачеве? Мы предлагаем вашему вниманию историческую справку.

Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет.

В 1914 г., через месяц после начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Уже перешагнув восьмидесятилетний рубеж жизни, Д.С. Лихачев напишет: «…человека создает средняя школа, высшая дает специальность». Те учебные заведения, в которых он учился в детстве, действительно, «создавали человека». Д.С. Лихачеву особенно нравилось участвовать в кружках литературы и философии. Он окончательно решает стать филологом и, невзирая на советы родителей избрать более доходную профессию инженера, в 1923 г. поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.

Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные разговоры на мировоззренческие темы в длинном университетском коридоре, посещение публичных выступлений и диспутов, философских кружков - все это увлекало, духовно и интеллектуально обогащало юношу. «Все кругом было интересно до чрезвычайности <…> единственное, в чем я испытывал острый недостаток, - это во времени», - вспоминает Дмитрий Сергеевич.

11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».

Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 г. он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил исследование «Оборона древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 г. книга стала первой книгой, изданной Д.С. Лихачевым.

После войны Д.С. Лихачев активно занимается наукой. В 1945-1946 гг. выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI веков». В 1950 г. Д.С. Лихачев подготовил к изданию в серии «Литературные памятники» два важнейших произведения древнерусской литературы - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В 1953 г. он избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. - действительным членом Академии Наук СССР. Он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975).

С 1954 г. до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 г. - Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома, который стал главным научным центром страны по этой тематике. Ученый очень много сделал и для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г.

В 1980-1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. - Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».

В 1998 г. ученый был награжден орденом Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

Сегодня у нас 15 апреля - день культуры. Как нам не вспомнить об этом человеке. Ведь он человек искусства, человек культуры - настоящий профессионал своего дела, помогающий нам во время прогресса, стремления все успеть и безостановочно бежать, на мгновение включить красный свет, заставить остановиться и задуматься о вечном. Тем самым помогая нам оставаться, прежде всего людьми, которые ещё не разучились чувствовать, любить, понимать и творить. А теперь обратимся непосредственно к тексту. Но эпиграфом к нему я предлагаю взять уже известные слова Д.Лихачева.

Если человек любит старые дома, старые

улицы - значит у него нет любви своему городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории

своей страны - значит он равнодушен к своей

стране.

Д.С.Лихачев

Воспитывающая наука.

1) Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. 2) Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. 3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. 4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. 5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов.

6) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. 7) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок - она «спокойнее», строже, бесстрастнее… 8) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. 9) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. 10) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

11) Иное дело краеведение. 12) Оно придает местности историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. 13) Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас уж этот дом наполняется духовным содержанием. 14) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. 15) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой… 16) Хотелось бы напомнить о том, что память - это не сохранение прошлого, это забота о будущем. /Д. Лихачев/

-Ребята, а что обозначает слово «краеведение»? ( это наука, посвященная всестороннему изучению определенной части страны, города или деревни местным населением) А если бы вы не знали значения этого слова, можно ли было из строения слова вычленить его значении? Из каких корней состоит это слово?

(из двух корней край и ведать). А что обозначает слово «ведать»? (знать, иметь о чем-то сведения.(устар.)

- Как вы думаете, почему именно сегодня для лингвистического анализа мы взяли текст о краеведении? (425 лет городу Воронежу)

Те задания, которые мы сейчас будем выполнять, раскроют план лингвистического анализа текста, который вам известен, он есть у вас в тетрадях. А мы только высветим его на несколько секунд для того, чтобы освежить память и для наших гостей

Выполните лингвистический анализ предложенного текста по плану:

  1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему, отметьте языковые средства, позволяющие это сделать (ключевые слова и предложения).

  2. Укажите тип текста и жанрово-стилистическую принадлежность.

  3. Укажите синтаксические особенности текста (количество предложений и преобладающие типы; способ связи предложений и средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности)

  4. Укажите стиль текста, охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль. Отметьте стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

  5. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

-Давайте посмотрим, как вы разобрались в содержании текста.

Задание 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.

2. Заниматься краеведением - значит лучше узнавать свою страну.

3. География может заменить краеведение.

4. Сохранить культуру страны может армия энтузиастов-краеведов.

Задание 2. Назовите тему текста. Отражает ли её заголовок? (Тема текста - краеведение. Заголовок отражает тему текста, ведь краеведение - это наука, воспитывающая настоящих граждан своей страны)

Задание 3. Сформулируйте основную мысль текста. ( Основная мысль текста - краеведение учит нас не только любить свои места, не только сохранять прошлое, но и заботиться о будущем).

Задание 4. Определите стиль текста (докажите своё мнение)

1. художественный

2. разговорный

3. публицистический

4. научный

(Текст Д.С.Лихачева - текст публицистического стиля,т.к.в нем затрагиваются злободневные вопросы. В наше время, когда обесцениваются знания, нравственные нормы становятся пережитком прошлого, автор ставит перед собой цель напомнить читателям о важнейших нравственных ценностях, о патриотизме. Т.Е. в тексте происходит информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя /слушателя, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Особенности: Общественно-политическая лексика на морально-этическую проблему, наличие местоимения «мы» в обобщенном значении (предложения 4,14,13).Тексту характерно соединение в нем стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информационной насыщенности и экономии языковых средств, использование преимущественно простых предложений и замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчиненными предложениями)

Задание 5. Определите тип речи и аргументируйте свой ответ:

1. повествование

2. рассуждение

3. описание

(тип текста - рассуждение. В нем есть тезис, аргументы, вывод)

Задание 6. Выделить в тексте все ключевые слова и предложения.

Задание 7. Определите значение слова «энтузиаст» (предложение 5):

1. человек, который заботится о собственных интересах

2. человек, который отдает все силы какому-либо делу

3. человек, получивший высшее образование

4. человек, способный легко расчувствоваться

Задание 8. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 11 и 12

( с помощью личного местоимения, поэтому вид связи морфологический, между предложениями цепная связь)

Задание 8 (В7) проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико -грамматические связи между предложениями в нем.

Как вы знаете, любой анализ текста предполагает орфографический и пунктуационный комментарий. Я долго думала, как показать его. Вы видите, что в данном тексте, как и в любом другом много слов с орфограммами( попробуйте найти их). Но жизнь диктует свои правила, поэтому урок-подготовку к итоговой аттестации в части А я решила показать именно на тестовых заданиях. Чтобы не было так традиционно, я решила немного скрасить нашу подготовку.

Ещё на одной актуальной дате я хотела бы остановиться сегодня. 18 апреля Международный день памятников и исторических мест (отмечается с 1984 года. Установлен по решению ЮНЕСКО)

-Как образовано слово «памятник»? (суффиксальный способ). А от какого слова? (память) Укажите лексическое значение этого слова ( по словарю)

Памятник- 1. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь.2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

Какое значение этого слова нам интересно в связи с сегодняшним уроком?

На таких цветных картинках я и приготовила вам тестовые задания. Каждая группа разбирает себе карточки, готовит ответы,а у нас в качестве небольшого экскурса в историю справка о истории города Воронежа.

В этом году Воронеж отмечает своё 425-летие. В его биогрфии немало знаменательных событий, суть которых одна: старинный русский город во все эпохи и при всех поворотах истории разделяет судьбу своего народа и его государства. Воронеж возник в 1586 году как сторожевая крепость на южной окраине Московского государства по указанию царя Федора Иоанновича. В 1682 году Воронеж стал центром епархии, здесь находилась резиденция епископа Митрофана. В 1699 году Петр I , готовясь к Азовскому походу, избрал город местом строительства военного флота. Император подолгу жил здесь (в общей сложности более 400 дней). Фактически город на какое-то время становился столицей государства: здесь проживали и высшие чиновники, велись дипломатические переговоры с иностранными послами, принимались важные дипломатические решения. В 1729 году Военной коллегией был учрежден первый официальный герб Воронежа .Во второй половине XIX века заметно выросло число учреждений культуры .В частности, открылся драматический театр. Из стен губернской гимназии вышли будущие историк Н.И.Костомаров, фольклорист, издатель русских народных сказок А.Н.Афанасьев, ученый-электротехник Н.Г.Славянов, ученый-аэродинамик С.А.Чаплыгин, писатель Е.И.Замятин, начала торговлю первая книжная лавка Д.И.Кашкина. С этим периодом связан расцвет талантов поэтов А.В.Кольцова и И.С.Никитина. С Воронежем второй половины XIX века связаны имена многих писателей. Здесь родились И.А.Бунин, С.Я.Маршак, А.П.Платонов.

Советская власть была провозглашена в Воронеже 3 ноября 1917 года, в числе первый городов страны.

Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942г. По январь 1943 г., через город проходила линия фронта. В городе было уничтожено 92% всех зданий, берлинское радио сообщало, что город «не представляет в настоящий момент никакой ценности». Гитлеровские аналитики утверждали: «Большевикам потребуется 100 лет, чтобы восстановить Воронеж».Однако уже через 15 месяцев по городским улицам снова пошли трамваи, дала ток ВОГРЭС, заработали многие заводы, поликлиники, школы. Возрождение Воронежа продолжалось после войны. Именно возрождение. Потому что, поднимаясь из пепла, город сумел сохранить свой особенный колорит.

В знак признания заслуг Воронежа в годы Великой Отечественной войны и в развитие экономики город был удостоен государственных наград: ордена Отечественной войны I степени, ордена Ленина и звания города Воинской славы.

Ребята, пока вы видите свою группу и настроились на групповую работу, я хочу дать домашнее задание. Первую группу я попрошу найти тестовые задания на повторение изученного материала на примере текст М.Булгакова.

Вторая группа подберет тестовые задания самостоятельно.

1В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Бл…стали, инт…ресоваться, опт…мизм

  2. Приск…кал, ид…ал, соб…рала

  3. Инт…ллигенция, ч…столюбие, бл…стеть.

  4. Объед…няет, предназн…чение, р…стение

2В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

  1. Отр…сль, сокр…щать, р…скошный

  2. Р…сток, ск…кать, избирательная к…мпания

  3. Бл…гословить, безотл…гательный, ди…гональ

  4. Предпол…жительно, прор…стать, п…норама

3В каком раду во всех словах попущена одна и та же буква?

  1. Ра…кланялся, бе…плотный, бе…стратнее

  2. Пр…бежавший, пр…кратились, пр…мечательно

  3. Во…гордиться, ра…веваться, ра…колоть

  4. С…митировать, под…скать, мед…инструктор.

4В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1)об…значение, пр…образ, пр…бабушка

2) пр…земленный, пр…вышать, пр…ём

3) и…бежать, прои…вести, ра…граничение

4) без…мянный, из…скать, за…нтригованный

5В каком примере на месте пропуска пишется буква НН?

  1. Ю…ое создание

  2. Взволнова…ый посетитель

  3. Книги прочита…ы

  4. Крупные моче…ые яблоки

6В каком примере на месте пропуска пишется буква НН?

  1. Решё…ый вопрос

  2. Приказа…о отойти,

  3. В вяза…ой шапочке

  4. Говорила пута…о

7В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А?

1)Фонтаны брызж…т, дыш…щий хвоей

2) друзья выруч…т, грохоч…щий гром

3) слезы камень точ…т, леч…щий врач

4) спасатели ищ…т, слыш…щий далеко

8В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

  1. Стоители постро…т дом, бор…щиеся за мир

  2. Внимательно смотр…т, дремл…щие от усталости

  3. Готов…щиеся к походу, руки корм…т

  4. Полыха…щая заря, люди вид…т

9В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?

  1. На утренн…й зарядк…, о влекущ…й прелест…

  2. В раздращающ…м упрямств…, на качающ…йся ветк…

  3. Благодаря воскресш…й надежд…, о всеобъемлющ…й мысл…

  4. О стародавнем обуча…,перед коротк…м замыкани…м

10В каком варианте отв.верно указаны все слова, где пропущ. буква И?

А)Неулыбч…вый

Б)Расклан…ться

В)Сирен…вый

Г)Подмарг…вать



  1. А.Б.Г 2) А.Б.В. 3) В.Г. 4) А.Г.

11В каком варианте ответа верно указаны все слова, где пропущена буква И?

А) выдерг…вать

Б) сбивч…вый

В) откле..ваться

Г) стержневой

1) А.Б.Г. 2) А.Б.В. 3) В.Г. 4) А,В.Г.

12В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)В (не)озаренном лучами солнца воздухе густели тени.

2) Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию.

3) Девушка выглядела очень (не)веселой.

4) (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.

13В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не)исследованныегеологами районы весьма перспективны.

  2. На выставке автор показал (не)похожие на прежние работы акварели

  3. Перед нами лежала (не) широкая дорога.

  4. Васильев (не)годующе посмотрел на старика.

14В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему

  2. (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто

  3. (давным) давно, (по)тихоньку,(как)либо

  4. (крепко) накрепко,(дальне)восточный,(по)лучше

15В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (по)крепче, где(то), (чуть)чуть

  2. (По)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как

  3. (По)товарищески, (сине)зеленые,как(нибудь)

  4. (Тихо)тихо, как(бы), (по)прежнему беспечный

16На месте каких цифр должны стоять запятые?

Хозяин (1) удобно(2) устроившись на диване (3) безмятежно спал

  1. 1,2,3. 2) 2,3. 3) 3 4) 1,3.

17На месте каких цифр должны стоять запятые?

Собравшись в небольшие группы (1) люди (2) время от времени (3) отправляются искать новые места обитания.

  1. 1 2) 2 3) 3 4)1,3.

18В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Любое растение или садовая скульптура (1) необычная форма (2) которых (3) поражает внимание(4) притягивает внимание посетителей.

  1. 1,3 2) 2 3)1,4 4)2,4

19В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Д.С.Лихачев показал образы людей (1) жизнь(2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

1) 1 2)2 3) 1,3 4) 2,3

20В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Досуг

  2. Поняв

  3. Созыв

  4. Гербовый

21В каком слове ударение на первом слоге?

1)завидный

2)судно

3)звонит

4)деяние

22В каком слове ударение на втором слоге?

  1. Брала

  2. Начали

  3. Свекла

  4. Километр

23В каком слове ударение на втором слоге?

  1. Положить

  2. Поднялась

  3. Приняты

  4. Ходатайствовать

24В каком слове ударение на втором слоге?

  1. Алфавит

  2. Дефис

  3. Позвоним

  4. Понял

Задание 9. Укажите номер сложносочиненного предложения. (7)

Задание 10. Назовите, какой случай постановки двоеточия встречается в данном тексте?

1.При прямой речи.

2.При однородных членах с обобщающим словом.

3. Между частями сложного бессоюзного предложения.

Задание 11.Укажите номера сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. (13,16)

Задание 11. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.(4)

Задание 12. Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении 15?

1. сравнение

2. гипербола

3. олицетворение

4. эпитет

Подведение итогов урока. Слово учителя. Ребята, я прошу вас ещё раз обратиться к словам академика Д.С.Лихачева и ответить на мой вопрос: «Что сейчас надо сделать вам, чтобы в дальнейшем приносить пользу своему городу, своей стране?»( окончить школу и поступить в ВУЗы) Готовьтесь к ЕГЭ, учитесь дальше и становитесь полноправными гражданами страны и полноценным хозяевами своего города.

© 2010-2022