Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №11

села Прасковея Буденновского района

Ставропольского края»




Урок русского языка в «5» классе по теме:



Обобщающие слова при однородных членах предложения





Урок разработан

учителем

русского языка и литературы

Матвеевой И. Б..



2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


Тип урока «Объяснение нового материала»

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

Цели урока:

1) закрепить понятие «однородные члены предложения»,совершенствовать пунктуационные и речевые навыки;познакомить с понятием «обобщающее слово при однородных членах»

2) развивать умение анализировать, систематизировать, сравнивать;

3) воспитывать любовь к родному краю,селу.

Оборудование: учебник под ред.Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, схема предложения с обобщающим словом перед однородными членами (О: О, О, О.)фотографии с изображением родного села, края.

Ход урока

1. Организационный момент:

1)Приветствие:

-Здравствуйте, садитесь.

Проверьте готовность к уроку.

2) Отсутствующие:

- Дежурные, назовите отсутствующих

3) Оформление тетрадей:

-Запишем сегодняшнее число, сегодня 26октября, классная работа, тему, тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

2.Актуализация ранее изученного:

-.Постановка целей урока. Обратите внимание на тему урока. Какие слова и понятия вы уже знаете? ( Однородные члены предложения).

2) Какое слово в теме неизвестно? (Обобщающие слова)

3) Наша задача - познакомиться с понятием «обобщающее слово», а также со знаками препинания при обобщающих словах с однородными членами

Сегодня на уроке наши тексты, предложения будут связаны со Ставропольем, нашим родным селом.

2 человека поработают на месте вам нужно вставить в предложения второстепенные члены. Вспомним, какие вт. члены вы знаете? (Опред., обс., дополнения) раздаю им карточки.1 человек - у доски- нужно вставить недостающие знаки препинания и объяснить их расстановку:

Наше общежитие Земля

Родники ручьи озёра реки… (В.Боков)

(Галя)

В предложении встретились однородные члены предложения. Как ты их определила?

А) Однородными являются одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.

Б) Однородные члены предложения равноправны и независимы друг от друга.

В) Сочинительная связь между ними выражается с помощью интонации или сочинительных союзов (и, а, но, или, да; не только - но и; либо).

Вопрос к вам, ребята.

Г) Как на письме разделяются однородные члены? (Однородные члены предложения на письме разделяются запятой. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, да (=и). Если же эти союзы повторяются (их два и больше), между однородными членами ставится запятая.)

2. Графический диктант

Ребята, а мы проведём с вами графический диктант

Повторим схемы. Они зарисованы у вас в тетрадях для правил. Что означает эта схема? (

На доске начерчены схемы. Вам нужно придумать к ним предложения.

1)______и ________!

2)====== и ========.

3)____ =====------- или ------?

Орфографическийдиктант

Склоны Эльбруса, вершины сосен, поздней осенью в лесу, необычайная тишина,слышится издалека, выглянуть из - за туч, удивительные озёра, лёгкая паутинка,видны отовсюду, прибыть на вокзал, города -курорты, правильный маршрут,посетить музей.

Записывайте в тетрадь. Затем взаимопроверка. Карандашом ставим оценку.

Лексическая минутка

С какимновым словом вы познакомилисьна прошлом уроке? Отовсюду. Дайте лексическое значение слова «отовсюду»

ОТОВСЮДУ,мест.нареч. Из разных мест, со всех сторон; из разных источников. Гости съехались отовсюду. Отовсюду сообщают.

Изучение нового:

-Прочитайте предложение, записанное на доске:

На территории Ставропольского края протекают следующие реки: Кубань, Малый Зеленчук, Кума, Подкумок. (Диана)

-Найдите в предложении однородные члены (Дополнения)?

Найдите слово или словосочетание, являющееся общим по значению для однородных дополнений.

Какие близкие понятия есть к слову «обобщить»?

К чему вы обращаетесь, если затрудняетесь ответить на вопрос или дать определение слову?

Обратимся к учебнику. Параграф 41, стр. 83./

Что мы узнали об обобщающем слове?

2.Сопоставительный анализ предложений: (записаны на доске)

Ставрополье нравится и местным жителям, и гостям.

Ставрополье нравится всем: и местным жителям, и гостям.

Работа над интонацией.

- Диана, прочитай, выделяя голосом обобщающее слово.

3. Выписать 1 предложение и составить схему.

4.Мы познакомились с предложением, в котором обобщающее слово стоит перед однородными членами. А может оно стоять после?

Перестройте записанное предложение. Как его читаем?

2)И местным жителям, и гостям - всем нравится Ставрополье.

Посмотрите, какие знаки препинания расставляются после однородных членов перед обобщающим словом?

Измените предложение так, чтобы однородные члены предложения оказались в середине, т. е. после обобщающего слова, но предложение не заканчивалось бы однородными членами.

3) Всем: и местным жителям, и гостям - нравится Ставрополье.

- Прочитаем получившееся предложение.

5. Работа над интонацией. Запишите предложения и составьте схемы.

Запишите предложение и составьте схему.

Запишите схемы в тетради для правил. О - обобщающее слово;

1) О: О, О, О. ;

2) О, О, О О - О. ;

3) О: О, О, О - … ;

(Вообще на Ставрополье протекает 220 рек, имеется 38 озёр и 58 водохранилищ.

Физкультминутка для учащихся

1. Мёрзнут щёки. (Трём руками щёки).

2. Мёрзнут руки.

3. Онемели пальцы.

4. Ноги к земле примерзают.

5. А вот медленно-медленно летят красивые осенние листья.

6. Тихо кружатся и ложатся на землю.

- Обратите внимание на доску. Перед вами фотографии с изображением природы осенью на Ставрополье.

Творческая работа

Вам необходимо, используя записанные словосочетания в орфографическом диктанте, рассматривая фотографии , придумать предложения на тему «Наш родной край». Обязательно должны быть предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Проверка задания

Наступила з..л…тая осень.Слышит (?)ся шуршание оп..дающих листьев.Медленно кружат (?)сяони (в) воздух… : ж..лтые багряные з..л..тисто - красные. Все д..ро..ки (в) парке усыпаны разноцветным к..вром. Иногда наб..жит туч (?)ка пройдёт тихий дождик. (Во) дв..ре школы -две подру..ки-б..рёзки. Они уже успели расстат (?)ся (со) своим з..л..тистым нарядом.А рядом (с) ними- красавица сальвия радует взор ярко - красными цв..тами. (Из текста выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, вставить пропущенные буквы).

Например: холодная -холод.

Обобщение изученного

1человек -у доски выполнит синтаксический разбор предложения:

На Всероссийскую ярмарку в Нижний Новгород жители нашего села возили разную продукцию: пшеницу, льняное семя, вино. (Повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однородными.)

Начертить схему. Найдите обобщающее слово.

- Сделаем вывод, как ставятся знаки преп. При обобщ. слове?

Что нового узнали о родном крае?

-В чем испытывали затруднение?

-Поднимите руки, кто понял новую тему?

- Оценки за урок…

- Урок закончен. Всем спасибо.





© 2010-2022