- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева И.Б. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11
села Прасковея Буденновского района
Ставропольского края»
Урок русского языка в «5» классе по теме:
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Урок разработан
учителем
русского языка и литературы
Матвеевой И. Б..
2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тип урока «Объяснение нового материала»
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Цели урока:
1) закрепить понятие «однородные члены предложения»,совершенствовать пунктуационные и речевые навыки;познакомить с понятием «обобщающее слово при однородных членах»
2) развивать умение анализировать, систематизировать, сравнивать;
3) воспитывать любовь к родному краю,селу.
Оборудование: учебник под ред.Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, схема предложения с обобщающим словом перед однородными членами (О: О, О, О.)фотографии с изображением родного села, края.
Ход урока
1. Организационный момент:
1)Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь.
Проверьте готовность к уроку.
2) Отсутствующие:
- Дежурные, назовите отсутствующих
3) Оформление тетрадей:
-Запишем сегодняшнее число, сегодня 26октября, классная работа, тему, тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
2.Актуализация ранее изученного:
-.Постановка целей урока. Обратите внимание на тему урока. Какие слова и понятия вы уже знаете? ( Однородные члены предложения).
2) Какое слово в теме неизвестно? (Обобщающие слова)
3) Наша задача - познакомиться с понятием «обобщающее слово», а также со знаками препинания при обобщающих словах с однородными членами
Сегодня на уроке наши тексты, предложения будут связаны со Ставропольем, нашим родным селом.
2 человека поработают на месте вам нужно вставить в предложения второстепенные члены. Вспомним, какие вт. члены вы знаете? (Опред., обс., дополнения) раздаю им карточки.1 человек - у доски- нужно вставить недостающие знаки препинания и объяснить их расстановку:
Наше общежитие Земля
Родники ручьи озёра реки… (В.Боков)
(Галя)
В предложении встретились однородные члены предложения. Как ты их определила?
А) Однородными являются одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.
Б) Однородные члены предложения равноправны и независимы друг от друга.
В) Сочинительная связь между ними выражается с помощью интонации или сочинительных союзов (и, а, но, или, да; не только - но и; либо).
Вопрос к вам, ребята.
Г) Как на письме разделяются однородные члены? (Однородные члены предложения на письме разделяются запятой. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, да (=и). Если же эти союзы повторяются (их два и больше), между однородными членами ставится запятая.)
2. Графический диктант
Ребята, а мы проведём с вами графический диктант
Повторим схемы. Они зарисованы у вас в тетрадях для правил. Что означает эта схема? (
На доске начерчены схемы. Вам нужно придумать к ним предложения.
1)______и ________!
2)====== и ========.
3)____ =====------- или ------?
Орфографическийдиктант
Склоны Эльбруса, вершины сосен, поздней осенью в лесу, необычайная тишина,слышится издалека, выглянуть из - за туч, удивительные озёра, лёгкая паутинка,видны отовсюду, прибыть на вокзал, города -курорты, правильный маршрут,посетить музей.
Записывайте в тетрадь. Затем взаимопроверка. Карандашом ставим оценку.
Лексическая минутка
С какимновым словом вы познакомилисьна прошлом уроке? Отовсюду. Дайте лексическое значение слова «отовсюду»
ОТОВСЮДУ,мест.нареч. Из разных мест, со всех сторон; из разных источников. Гости съехались отовсюду. Отовсюду сообщают.
Изучение нового:
-Прочитайте предложение, записанное на доске:
На территории Ставропольского края протекают следующие реки: Кубань, Малый Зеленчук, Кума, Подкумок. (Диана)
-Найдите в предложении однородные члены (Дополнения)?
Найдите слово или словосочетание, являющееся общим по значению для однородных дополнений.
Какие близкие понятия есть к слову «обобщить»?
К чему вы обращаетесь, если затрудняетесь ответить на вопрос или дать определение слову?
Обратимся к учебнику. Параграф 41, стр. 83./
Что мы узнали об обобщающем слове?
2.Сопоставительный анализ предложений: (записаны на доске)
Ставрополье нравится и местным жителям, и гостям.
Ставрополье нравится всем: и местным жителям, и гостям.
Работа над интонацией.
- Диана, прочитай, выделяя голосом обобщающее слово.
3. Выписать 1 предложение и составить схему.
4.Мы познакомились с предложением, в котором обобщающее слово стоит перед однородными членами. А может оно стоять после?
Перестройте записанное предложение. Как его читаем?
2)И местным жителям, и гостям - всем нравится Ставрополье.
Посмотрите, какие знаки препинания расставляются после однородных членов перед обобщающим словом?
Измените предложение так, чтобы однородные члены предложения оказались в середине, т. е. после обобщающего слова, но предложение не заканчивалось бы однородными членами.
3) Всем: и местным жителям, и гостям - нравится Ставрополье.
- Прочитаем получившееся предложение.
5. Работа над интонацией. Запишите предложения и составьте схемы.
Запишите предложение и составьте схему.
Запишите схемы в тетради для правил. О - обобщающее слово;
1) О: О, О, О. ;
2) О, О, О О - О. ;
3) О: О, О, О - … ;
(Вообще на Ставрополье протекает 220 рек, имеется 38 озёр и 58 водохранилищ.
Физкультминутка для учащихся
1. Мёрзнут щёки. (Трём руками щёки).
2. Мёрзнут руки.
3. Онемели пальцы.
4. Ноги к земле примерзают.
5. А вот медленно-медленно летят красивые осенние листья.
6. Тихо кружатся и ложатся на землю.
- Обратите внимание на доску. Перед вами фотографии с изображением природы осенью на Ставрополье.
Творческая работа
Вам необходимо, используя записанные словосочетания в орфографическом диктанте, рассматривая фотографии , придумать предложения на тему «Наш родной край». Обязательно должны быть предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Проверка задания
Наступила з..л…тая осень.Слышит (?)ся шуршание оп..дающих листьев.Медленно кружат (?)сяони (в) воздух… : ж..лтые багряные з..л..тисто - красные. Все д..ро..ки (в) парке усыпаны разноцветным к..вром. Иногда наб..жит туч (?)ка пройдёт тихий дождик. (Во) дв..ре школы -две подру..ки-б..рёзки. Они уже успели расстат (?)ся (со) своим з..л..тистым нарядом.А рядом (с) ними- красавица сальвия радует взор ярко - красными цв..тами. (Из текста выпишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы, вставить пропущенные буквы).
Например: холодная -холод.
Обобщение изученного
1человек -у доски выполнит синтаксический разбор предложения:
На Всероссийскую ярмарку в Нижний Новгород жители нашего села возили разную продукцию: пшеницу, льняное семя, вино. (Повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однородными.)
Начертить схему. Найдите обобщающее слово.
- Сделаем вывод, как ставятся знаки преп. При обобщ. слове?
Что нового узнали о родном крае?
-В чем испытывали затруднение?
-Поднимите руки, кто понял новую тему?
- Оценки за урок…
- Урок закончен. Всем спасибо.