- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы ы-и после ц
Буквы ы-и после ц
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестеренко Т.М. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК 37.
Тема: Буквы ы, и после приставок.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
4ЛР: находить слова с орфограммойбуквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.
8ЛР: развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с актуализацией изученного.
1. Запись предложения:
Элли взяла бессильного Тотошку на руки, и путники вступили в тёмный лес. (А. Волков)
1) Выделить грамматические основы, составить схему предложения.
2) Найти слова, в которых есть орфограммы с опознавательным признаком «стечение согласных звуков» (взяла, бессильного, Тотошку, вступили). Объяснить написания: возьму, бессильного (перед глухим), Тотошечка, вступили (традиц.).
- Сколько здесь видов орфограмм? (Три: буква согласного в корне; буквы з, с на конце приставки; неизменяемая приставка.)
- Почему в словах путники, тёмный нет орфограммы? (В сочетании согласных есть непарный звонкий (сонорный), поэтому нет выбора буквы.)
2. Графический диктант «З или С».
Учащиеся на слух воспринимают слова, определяют букву в приставке и записывают в тетрадях (на листочках) только букву.
Безвкусный, восстание, исчезать, рассвет, расцвет, рассчитать, расписание, развязать, бесшумный, безжалостный, воспитывать, возделывать, издать, испечь, воззвание.
(Самопроверка: з, с, с, с, с, с, с, з, с, з, с, з, з, с, з.) Можно собрать работы на проверку.
3. Составление таблицы, включающей три вида орфограммбукв гласных и согласных в приставках.
См. материал предметного диска - обобщающая таблица «Правописание приставок» к §16.
Возможный вариант начала таблицы:
Неизменяемые приставки
Приставки пре, при
Приставки на з (с)
(запомнить)
значение
характер согласного
пре
при
на з
на с
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).
2. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (несплошной текст, таблица).
3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
III. Постановка проблемного вопроса урока.
Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur37) либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока».
- Откройте учебник. Прочитайте тему урока.
- В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (см. §15, 16)? (Новые буквы - ы или и, не в приставках, а после приставок.)
Выполнение заданий по учебнику после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§17).
Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы ы и и в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
IV. Открытие нового знания.
1. Упр. 177 (материал выносится на доску либо выведен на слайд с помощью презентации).
Учитель использует вопросы и задания упр. 178.
а) Сначала выявляется общее правило написания для большинства приставок. Важно, чтобы после ответов на вопрос появлялись необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах есть приставки (выделяются графически), но после приставок разные буквы: в 1м столбике и, во 2м - ы. (Буквы подчёркиваются или выделяются цветом.)
Далее сравнивается произношение с написанием и устанавливается их совпадение.
Затем ученики пытаются выявить закономерность, сравнив ещё раз написания в разных столбиках (при необходимости - подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?), определить основное условие выбора - приставка на букву согласного.
б) Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх, делается вывод, что эту приставку можно назвать исключением.
2. Чтение правила в рамке.
Сравнение формулировки учащихся с правилом учебника.
Беседа на углубление понимания:
- Как вы думаете, с чего нужно начать поиск орфограммы? (Попробовать убрать приставку.)
- Ко всем ли словам можно применить это правило? (Нет, только к словам, которые начинаются на букву и.)
- Изобразите графически основное условие выбора новой орфограммы.
СОГЛ. Ы И
- Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный.)
3. Составление схемы правила.
Можно использовать материал предметного диска - схему написания букв ы/и после приставок к §18.
И СОГЛ. Ы
Искл.
И СВЕРХ И
МЕЖ
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).
V. Развитие правописных умений.
1. Упр. 178 - развивается умение графически обозначать условия выбора буквы ы или и после приставок.
Выполняется коллективно с опорой на запись на доске.
2. Упр. 179 - развивается умение конструировать слова с приставками по заданным параметрам и писать букву ы или и после приставок, графически обозначать условия выбора орфограммы.
Разбирается коллективно, выполняется самостоятельно устно.
3. Упр. 180 (осложнённое списывание) - развивается умение находить в предложениях и писать слова с орфограммойбуквой ы, и после приставок, а также слова с другими ранее изученными видами орфограмм.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Итог урока.
- Назовите ключевые слова темы. (Приставка, согласный, буквы ы, и, приставка сверх.)
- Найдите «третье лишнее»:
а) 1) раз…скать, 2) по…скать, 3) от…скать;
б) 1) раз…грать, 2) об…грать, 3) про…грать.
- Чему учились на уроке?
- Были ли трудности?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. Выучить правило с опорой на схему.
2. Упр. 181.
© ООО «Баласс», 2012 Страница 5