Буквы ы-и после ц

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.Буквы ы-и после ц.УРОК 37.


Тема: Буквы ы, и после приставок.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

4ЛР: находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

8ЛР: развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка с актуализацией изученного.


1. Запись предложения:

Элли взяла бессильного Тотошку на руки, и путники вступили в тёмный лес. (А. Волков)

1) Выделить грамматические основы, составить схему предложения.

2) Найти слова, в которых есть орфограммы с опознавательным признаком «стечение согласных звуков» (взяла, бессильного, Тотошку, вступили). Объяснить написания: возьму, бессильного (перед глухим), Тотошечка, вступили (традиц.).

- Сколько здесь видов орфограмм? (Три: буква согласного в корне; буквы з, с на конце приставки; неизменяемая приставка.)

- Почему в словах путники, тёмный нет орфограммы? (В сочетании согласных есть непарный звонкий (сонорный), поэтому нет выбора буквы.)

2. Графический диктант «З или С».

Учащиеся на слух воспринимают слова, определяют букву в приставке и записывают в тетрадях (на листочках) только букву.

Безвкусный, восстание, исчезать, рассвет, расцвет, рассчитать, расписание, развязать, бесшумный, безжалостный, воспитывать, возделывать, издать, испечь, воззвание.

(Самопроверка: з, с, с, с, с, с, с, з, с, з, с, з, з, с, з.) Можно собрать работы на проверку.

3. Составление таблицы, включающей три вида орфограмм­букв гласных и согласных в приставках.

См. материал предметного диска - обобщающая таблица «Правописание приставок» к §16.


Возможный вариант начала таблицы:

Неизменяемые приставки

Приставки пре­, при­


Приставки на ­з (­с)

(запомнить)

значение


характер согласного

пре­

при­

на ­з

на ­с





Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (несплошной текст, таблица).

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


III. Постановка проблемного вопроса урока.




Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur37) либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

- Откройте учебник. Прочитайте тему урока.

- В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (см. §15, 16)? (Новые буквы - ы или и, не в приставках, а после приставок.)

Выполнение заданий по учебнику после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§17).

Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы ы и и в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.


IV. Открытие нового знания.


1. Упр. 177 (материал выносится на доску либо выведен на слайд с помощью презентации).

Учитель использует вопросы и задания упр. 178.

а) Сначала выявляется общее правило написания для большинства приставок. Важно, чтобы после ответов на вопрос появлялись необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах есть приставки (выделяются графически), но после приставок разные буквы: в 1­м столбике и, во 2­м - ы. (Буквы подчёркиваются или выделяются цветом.)

Далее сравнивается произношение с написанием и устанавливается их совпадение.

Затем ученики пытаются выявить закономерность, сравнив ещё раз написания в разных столбиках (при необходимости - подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?), определить основное условие выбора - приставка на букву согласного.

б) Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­, делается вывод, что эту приставку можно назвать исключением.

2. Чтение правила в рамке.

Сравнение формулировки учащихся с правилом учебника.

Беседа на углубление понимания:

- Как вы думаете, с чего нужно начать поиск орфограммы? (Попробовать убрать приставку.)

- Ко всем ли словам можно применить это правило? (Нет, только к словам, которые начинаются на букву и.)

- Изобразите графически основное условие выбора новой орфограммы.


СОГЛ. Ы И

- Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный.)



3. Составление схемы правила.

Можно использовать материал предметного диска - схему написания букв ы/и после приставок к §18.

И СОГЛ. Ы

Искл.

И СВЕРХ И

МЕЖ


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).



V. Развитие правописных умений.



1. Упр. 178 - развивается умение графически обозначать условия выбора буквы ы или и после приставок.

Выполняется коллективно с опорой на запись на доске.

2. Упр. 179 - развивается умение конструировать слова с приставками по заданным параметрам и писать букву ы или и после приставок, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Разбирается коллективно, выполняется самостоятельно устно.

3. Упр. 180 (осложнённое списывание) - развивается умение находить в предложениях и писать слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, а также слова с другими ранее изученными видами орфограмм.




Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


VI. Итог урока.



- Назовите ключевые слова темы. (Приставка, согласный, буквы ы, и, приставка сверх­.)

- Найдите «третье лишнее»:

а) 1) раз…скать, 2) по…скать, 3) от…скать;

б) 1) раз…грать, 2) об…грать, 3) про…грать.


- Чему учились на уроке?

- Были ли трудности?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. Выучить правило с опорой на схему.

2. Упр. 181.



© ООО «Баласс», 2012 Страница 5


© 2010-2022