Формирование ключевых компетенций школьника на уроках литературы с помощью ТРКМЧП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций школьника на уроках литературы с помощью ТРКМЧПФормирование ключевых компетенций школьника на уроках литературы с помощью ТРКМЧПФормирование ключевых компетенций школьника на уроках литературы с помощью ТРКМЧПФормирование ключевых компетенций школьника на уроках литературы с помощью ТРКМЧП

Симендяева Валентина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «Кондратовская СОШ»,

Пермский район, Пермский край



Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках литературы в 10 классе на основе ТРКМЧП

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы». Поиски новых форм уроков стали актуальными и для меня.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых, в том числе информационных, коммуникативных, компетенций.

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, нельзя не заметить, что у многих учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

На мой взгляд, эту проблему может помочь решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. ТРКМЧП привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Задавая себе вопрос, зачем использую эту технологию, отвечаю: для того, чтобы научить своих учеников мыслить. Ведь только добытые знания, пропущенные через собственную голову, и становятся личным достоянием, значимым продуктом деятельности. Очень важно, что приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.

В работе мною представлен опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы в 10 классе, показана основная модель урока по технологии РКМЧП, приемы и методы с наглядными примерами их использования, обращено внимание на новую роль учителя как координатора этого процесса.

Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

В основу технологии положен базовый цикл, состоящий из трех этапов. Каждый этап (стадия) имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Стадия урока

Цели

Методические приемы

  1. Вызов

  • мотивация

  • активизация

  • актуализация каждого ученика

  • создание условий для личностного целеполагания

  • прием составления списка известной информации

  • систематизация информации для ее изучения

  • дерево предсказаний

  • формулировка вопроса, на который Вы хотели бы получить ответ

  • анализ заголовка

  • ассоциирование, словесное рисование

  • кластер

  • «мозговая атака»

  • «знаю - хочу узнать - узнал новое» (сюжетные таблицы ЗХУ)

  1. Осмысление

  • Организация активного восприятия текста

  • Поддержка усилиями детей степени понимания информации

  • Создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися знаний с имеющимися знаниями, личностным опытом

  • Маркирование таблиц

  • Ключевые слова

  • Сюжетные таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

  • Таблица ПМИ (плюсы, минусы, интересно)

  • Организация диспута

  • ИНСЕРТ

  • ЗИГЗАГ

  • Чтение с остановками

  • Перекрестная дискуссия

  1. Рефлексия

  • Обеспечение закрепления полученных знаний

  • Соотнесение новой информации со старой (вставление в конспект старых знаний)

  • Создание условий, способствующих самостоятельной систематизации материала

  • Установление причинно-следственных связей с ранее изученным материалом

  • Создание условий для самовыражения, выражения эмоции по поводу нового знания

  • Закрепление, систематизация, возвращение к таблицам ЗХУ

  • Заполнение таблиц

  • Возвращение к ключевым словам

  • Организация диспута

  • Написание творческих работ: эссе, синквейна (пятистишия)

  • 6 шляп

Белая - фактологическая

Красная - эмоциональная

Черная - критическая

Желтая - позитивная

Фиолетовая - концептуальная

Зеленая - креативная

Начнем со стадии вызова. Мы уже многое знаем о герое художественного произведения из предыдущих уроков. Вызовом может быть ответ на вопросы: что мы знаем о герое, какой он, почему он такой? Можно использовать уже ставший классическим прием «Знаю - хочу узнать - узнал». В этой стадии можно заполнить первые две колонки таблицы. К третьему столбику в таблице нужно обязательно вернуться на стадии рефлексии.

Вот пример использования такой таблицы на уроках по роману Гончарова «Обломов»:

Что знаю о герое

Хочу узнать

Что нового узнал

Обломов - холодный светский молодой человек.

Равнодушный.

Высокомерный.

Умный человек

Может ли Обломов испытывать страсть и другие сильные чувства?

Может, в глубине души Обломов совсем другой человек?

Учащиеся могут работать сначала самостоятельно, потом в парах или в группах. Когда учащиеся объединяются, происходит приращение мнений о герое за счет другого ученика, под сомнение ставятся личные взгляды, возникают вопросы и сомнения, которые и отразятся во втором столбике.

В стадии вызова можно использовать прием «Кластер». Можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Например, образ князя А. Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»:

Вид кластера может быть произвольным. Пустые фигуры и знаки вопросов требуют учащихся задавать вопросы, которые их интересуют. Несколько знаков вопроса могут показывать сомнение в данном высказывании и требуют дополнительного комментария.

Так может выглядеть окончательно заполненный кластер.

Второй стадией урока является стадия осмысления. Непосредственное чтение эпизода - основа урока. И здесь нет ничего лучше, чем прием «Инсерт».

«Инсерт» - прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:

«V» - то, что понятно;

«-» то, что противоречит моим представлениям о герое;

«+» - то, что является новым;

«?» - мне непонятно, хочу разобраться.

«!» - помечается то, что интересно.

Чтобы было удобно маркировать текст, лучше иметь специально заготовленный вариант, где было бы место для значков.

Третья стадия- «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать. Этим отличается умный человек». Прием «психорисунка» или «Нарисуй счастье» дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ. Например, можно дать задание нарисовать совесть после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,герб рода Болконских, Базаровых, Кирсановых.

Прием «Синквейн» - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.

Пример составления синквейна по восприятию образа Обломова из одноимённого романа Гончарова:

Обломов.

Ленивый, беспомощный.

Ест, спит, наслаждается.

Излишняя забота портит человека.

Желе.

На стадии рефлексии можно предложить учащимся творческие работы, где они учатся творчески интерпретировать информацию. Необходимо так построить урок, чтобы в конце урока учащемуся пришлось определиться в собственной позиции. Для этого использую приемы устной и письменной рефлексии. Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. На стадии рефлексии можно использовать прием «Письмо» и в работе над эпизодом «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» предложить учащимся написать письмо от имени раненого Андрея или офицера, ставшего свидетелем ранения Болконского. Также можно предложить написать письмо от лица Раскольникова («Преступление и наказание») от лица Базарова, используя страничку из его дневника («Отцы и дети»).

Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить.

На стадии обобщения опыта работы в ТРКМЧП я задалась мыслью о том, что критериев оценки результативности в данной технологии не существует. Возник вопрос оценки достижений учащихся и результатов собственной педагогической деятельности. На мой взгляд, возможность отслеживания результатов применения технологии всё же есть. Приемов ТРКМЧП очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов: изменилась к лучшему ситуация с прочтением программной литературы, ученики с интересом читают тексты, когда необходимо прогнозировать дальнейшие события; учатся четко аргументировать свою позицию при написании сочинения - рассуждения по русскому языку и литературе.

Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Решительно изменилась и моя роль на уроке как учителя. Моей главнейшей задачей при подготовке к уроку становится организация учебного труда, подбор необходимых для реализации цели урока стратегий и приемов. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает, в свою очередь, повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.







Библиографический список

1. Громова О. «Критическое мышление - как это по-русски?»[Электронный ресурс].- Режим доступа: lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

2. Клустер Дэвид «Что такое критическое мышление» [Электронный ресурс].- Режим доступа: lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

3. Максимова В.Н. «Проблемный подход к обучению в школе» [Текст]: Методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. - Ленинград,1973 - 75 с.

4. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» [Текст]: Методическое пособие/ А.М. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1972 - 112 с.

5. Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения» [Текст]: Методическое пособие/ М.И.Махмутов. - Москва: Педагогика, 1977 -89с.

6.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс].- Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591/ - Загл. с экрана.

7. Селевко Г.К. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств» [Текст]: пособие / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005- 208 с.

8.Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

9.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

10.Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

11.Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

12.Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

13.Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

14.Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

16.Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и ее приемы на уроках литературы (из опыта работы).

Организация урока. Основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы, таблицы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

После знакомства с приемами технологии РКМЧП подкупает, прежде всего, то, что приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя - в основном координирующая.

Приемы РКМЧП на уроках литературы.

Главное в технологии - трехэтапная структура урока. Иногда одного урока не хватает для ее реализации. Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания рефлексия» был завершен и имел выход на следующий«вызов».

Не важен набор и последовательность приемов. Можно использовать те приемы, к которым привыкли учителя. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики.

Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей, придерживаясь идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, а опора новых знаний на имеющийся опыт. Это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Хотелось бы остановиться на уроках, которые можно объединить в одну группу.

Уроки анализа эпизодов.

В старших классах, когда изучаются объемные произведения русской классики, уроки анализа эпизода предусмотрены в программе. Чаще всего это уроки развития речи, где учитель сначала вместе с учащимися анализирует эпизод, потом готовит их к сочинению, и затем они его пишут. План у всех на столе. Учитель разъясняет все пункты, сочинения получаются гладкие, но все одинаковые. А если посмотреть на это по-другому? Обычно для анализа классические методики предлагают нам очень важные отрывки, которые как-то по-новому раскрывают нам образ главного героя или его окружение. Это ли не идеальный для технологии РКМЧП вариант? Именно урок анализа эпизода можно разбить на три стадии: вызов- осмысление-рефлексия.

На стадии рефлексии можно предложить учащимся творческие работы, где они учатся творчески интерпретировать информацию. Необходимо так построить урок, чтобы в конце урока учащемуся пришлось определиться в собственной позиции. В работе над эпизодом «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» можно предложить написать письмо от имени раненого Андрея или офицера, ставшего свидетелем ранения Болконского.

Вот некоторые эпизоды, анализируя которые, учитель может применить технологию РКМЧП:

  • последнее объяснение Онегина с Татьяной в романе «Евгений Онегин»;

  • эпизод погони Печорина в романе «Герой нашего времени»;

  • последняя встреча Базарова с Одинцовой в романе «Отцы и дети»;

  • чтение Евангелия в романе «Преступление и наказание»;

  • Андрей Болконский на Аустерлицком сражении в эпопее «Война и мир» и др.

Уроки внеклассного чтения.


Вторая группа уроков - это уроки внеклассного чтения. Перед учителем и учащимися часто встает вопрос: где найти время и возможность читать произведения зарубежных и современных авторов? К тому же школьные библиотеки испытывают нехватку текстов, чтобы обеспечить ими всех учащихся. Да и что скрывать, желания читать у современных учащихся становится все меньше и меньше. На помощь могут прийти произведения малой формы, с которыми можно познакомиться прямо на уроке. А проблемы, поднимаемые в этих небольших произведениях, не менее важные, чем в объемных повестях и романах. Конечно, подготовка к такому уроку требует от учителя времени и сил.

Самым эффективным приемом является «Чтение с остановками». Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные границы: по одну сторону - известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Данный прием содержит все стадии технологии:

I стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить, о чем будет текст.

IIстадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

III стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, творческие работы.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками».

1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Учитель составляет вопросы, полагаясь на собственный опыт и свое представление, главное, последний вопрос на каждой остановке должен мотивировать предположение, что будет в следующем отрывке.

На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, синквейна, «Письмо по кругу».

«Толстые и тонкие вопросы». Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблица «Толстых и Тонких вопросов» может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

«Письмо по кругу». Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.

Синквейн. Художественной формой письменной рефлексии является СИНКВЕЙН. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний.

Правила написания

1. Одно слово - имя существительное - тема синквейна

2. Два-три слова - прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова - глаголы

4. Четыре слова - предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово - ассоциация к первой строке - теме синквейна.

Пример составления синквейна по восприятию образа Обломова из одноимённого романа Гончарова:

Обломов.

Ленивый, беспомощный.

Ест, спит, наслаждается.

Излишняя забота портит человека.

Желе.

А. Островский «Гроза»

Гроза

Страшная, ужасная

Губит, уничтожает, разрушает

В душе борьба светлого и грешного

Суд божий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Представление системы учебных занятий.


  • Составление ассоциативных цепочек

  • Прогнозирование по портрету

  • Прогнозирование

  • Прием «ИНСЕРТ».

  • Прием «Кластер»

  • Прием «Корзина идей»

  • Прием «Двухчастный дневник»

  • Прием «Тонких и толстых вопросов»

  • Прием «Верные - неверные утверждения»

Пример 1: урок по теме «М.Е.Салтыков - Щедрин. Очерк жизни и творчества».

Задание: просмотреть видеолекцию, проставить +/- напротив утверждений.

Пример конспекта лекции.

1. Подлинная фамилия писателя - М.Е.Щедрин.

2. Н.Щедрин - литературный псевдоним писателя.

3. Сатирическая позиция писателя - отражение его государственной службы.

4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено.

5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.

6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д.

  • Прием «Эссе».

  • Прием «психорисунка».

Пример: урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», стадия рефлексии.

Задание: Нарисовать обложку к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.

  • Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

Задание: просмотреть видеолекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.

Конспект-опора

1. Где родился Толстой?________________________________

2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?________________________

3. Какое образование удалось получить Толстому?_______________________

4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__

5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)___ 2) ____3) ______

6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?________________________

7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1) _____ 2) ____ 3) ____

8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___

9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?__________

10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого____________

11. Что важно для сюжетной линии трилогии?___________________________

12. Какие две вещи отмечает Чернышевский - автор рецензии на трилогию Толстого?

1) ______________ 2) ____________

13. Что такое «диалектика души»?________________________

14. Каким термином в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?______

15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:_______

16. Какую роль сыграла трилогия «Севастопольские рассказы» в творческой судьбе Толстого?_______

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Разработки уроков.

Литература 10 класс.

Тема: И. С. Тургенев «Порог».

Цель: выявить идейно-художественное своеобразие произведения Тургенева.

Задачи:

1) проанализировать стихотворение в прозе;

2) научиться работать с двухчастным дневником.

Ход урока.

1.Фаза вызова.

Порог… Какой смысл вы вкладываете в это слово? (возможно составление кластера плюс ассоциативная цепочка).

ПОРОГ

ЗАПРЕТ

БАРЬЕР

ВЫБОР

ПРЕПЯТСТВИЕ


2.Фаза осмысления.

- О чем может быть произведение с таким названием?(Прием прогнозирования).

Чтение стихотворения.

Индивидуальная работа. Заполнение дневника (прием «Двухчастный дневник»).

Слова, фразы, предложения

Комментарии

«Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка».

Что за этим порогом?

Русская женщина « коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»

«из глубокого здания выносится медлительный глухой голос…»

Голос совести, внутренний голос.

«мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени…»

Отчаяние

Выбор сделан

«И на преступление готова…»

Ни один человек не имеет право переступать через готова, и даже через себя. Но…

«Дура!» - проскрежетал кто-то

«Святая!» - принеслось откуда-то в ответ

Авторское отношение

Обсуждение в группе, формулирование вопросов на понимание смысла произведения.

- Почему такое противоречивое отношение к девушке?

- Что толкнуло девушку на такой поступок?

- Почему с помощью фигуры умолчания выделено словосочетание русская девушка?

- Что ждет героиню в будущем?

- Что хотел автор передать читателям?

Заполнение кластера (внесение изменений и дополнений).

3.Фаза рефлексии.

Напишите письмо от имени героини и расскажите, что могло заставить девушку сделать решающий выбор (опишите ее чувства, сомнения).









15


© 2010-2022