Сокровища зеленого сундучка Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сокровища зеленого сундучка

Познавательно-игровая программа

ко Дню славянской письменности и культуры

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.

Нынче к нам на «Родничок»

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок .-

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром...

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку» и читает:

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие - угадай,

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь!

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы, из которых можно составить слово «Письменность»

Ведущий: (после разглядывания надписи) Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И все же можно утверждать, что письменность - это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад… Вот картинка из прошлого!

Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.

Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.

Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди.

Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)

Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю - и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!

Го б р и й. Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».

Затем оба, пожав плечами, уходят.

Ведущий. Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко и не особенно понятно... Постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про него совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его открыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется.

Звучит загадка:

«Черные, прямые, от рождения немые, станут в ряд - заговорят».

После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт.

Ребята, посмотрите, в конверте - буквы, а на конверте написано:

Эти буковки для тех,

Кто играет лучше всех.

На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы:МкЕиФрОиДлИлЙ. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга - изображена книга.

Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:

Эти буквы - не простые

И секрет в себе таят.

Выбирай себе любые -

Вперемешку и подряд.

Три словечка получилось?

Крышка - раз - и приоткрылась. И тогда уж не зевай, Что успеешь - доставай!

Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того, как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта.

После того, как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: I) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок - символ К.

Ведущий. Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пешеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями - дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему?

Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом - скорее всего, символом действия.

В е д у ш и и. Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?

Дети указывают на третье изображение

Ведущий. Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтоб увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова.

После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет - бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.

А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки - племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого - серебро, красного - воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов.

После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет - бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.

Ведущий. А это - тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа - точнее, целой группы народов - надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь - не один десяток! Это не значит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы шрифтом - и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игрока за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово - «Славяне».)

Ведущий. Ребята, славяне - это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди - волхвы-кудесники. А еще, подошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» - черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Листок с этими поговорками - в сундучке!

После составления слов из букв достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. 1-я шифровка - изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «завяжиузелокнапамять». 2-я шифровка - изображение топора, а вокруг рисунка, тоже образуя замкнутый квадрат записаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний.

Ведущий. Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как

считается, самиты -древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.

И вот в 863 г. произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха - два брата - составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на славянский язык несколько книг. За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате - «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Красными буквами записано имя Кирилл, зелеными - Мефодий. Надо догадаться выбрать буквы одного цвета, а затем найти в круге из букв начало каждого слова.)

От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки - «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.

Достается лист со словами: буки, есть, добро, азь.

Вопрос детям. Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину названия букв были длинные и напоминали слова. Какое слово можно составить из этих4 букв? (беда). Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв... Кто первым назовет это слово? (Азбука.)

Буквы на плакате - это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие названия. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Вам предоставляется возможность заработать еще по дополнительной карточке. Для этого нужно «всего-навсего»... угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква. На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместите верно, получите еще одну карточку.

На стенде строки:

В любой старинной книжице Могли вы прочитать Такие буквы:

  • «ижица»,

  • «фита»,

  • «омега»,

  • «ять»,

  • и букву «пси»,

  • и букву «кси»,

  • «зело»,

  • а также «ер».
    Писали люди на Руси
    Их на какой манер?

После завершения этого этапа игры и составления слов (работа с плакатом - «ключом») ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы - несколько гусиных перьев и старинную чернильницу.

Ведущий. А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?

Выясняется, что эти перья - «орудия труда» - предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Затем ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей. На отдельные столики кладется по листу бумаги, перу и чернильнице. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по очереди подбегать к столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Команда-победительница поощряется карточками с буквами.

Ведущий. В старину древние писцы (чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей. Конечно, писались книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова!

Во время демонстрации детям раскрытой старинной книги ведущий может читать детям фрагмент из стихотворения М.Богдановича «Переписчик»:

На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку. Веселыми цветами

И разноцветными головками зверей.

И птии невиданных - фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) -

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все - ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость.

Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте ей найдена была оригинальная замена - какая бы вы думали? На этом стенде - закрытый квадратиками кусочек этого материала - заменителя бумаги в Древней Руси - с написанным на нем названием этого материала. Давайте, будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?

2-4 игрока по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть.

Причем, называют квадрат не перед своим ответом, а перед ответом своего соперника, т.е. говорят, какой квадрат надо открыть для соперника. Под квадратами - кусок «бересты» (из картона) с написанным по всей его длине словом «береста». Причем для усложнения задания буквы лучше расположить не в линию, а вразброс, и квадратов сделать больше, нем букв, расположить их в 2-3 ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или вообще чистый кусок «бересты». После угадывания слова береста переворачивается обратной стороной к зрителям, и на ней обнаруживается текст (древнерусскими буквами).

НВЖПСНДМКЗАТСЦТ

Е ЕАИАЕУАААХОЕИА

Ребята, понятна вам берестяная грамота? Да, она «зашифрована». Такую «записку» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что это не что иное как шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой во время скучного урока и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку. А прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил. Что же написано здесь такое? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором - гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит, надо читать текст... по зигзагу: букву вверху - букву внизу и т.д.

Кто первый прочтет головоломку?

Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита... (далее досадный пропуск)».

Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на клочке бересты были обидные слова в адрес читающего головоломку.

А теперь вернемся к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок - титло.

И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором тоже найдете в этом сундучке. Откроем его нашим способом с помощью слов и достанем еще одну шифрованную запись.

На листе записано слово «Федоров», но буквы перевернуты на 90°, т.е. лежат горизонтально. После вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игрокам еще по 1 карточке.

Ведущий. Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубокий оказался сундучок. А что же на его дне? Да здесь целая стопка книг! Посмотрите, сколько произведений русских писателей! Кому же предназначены эти сокровища? А вот записка:

В книгах - своя глубина. Кто доберется до дна, Тот и получит в награду Все драгоценные клады.

Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этих книг достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше карточек-букв. (Начинается награждение победителей книгами.)


© 2010-2022