Рабочая программа по литературе для 8 класса

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть   разделов : пояснительную записку; содержание тем учебного курса,  учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно- тематическое и поурочное  планирование, перечень учебно-методического обеспечения. Программа по литературе для 8 «Г « класса создана на основе : 1.Программы для  общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной ,11 издание, 2009г. 2.Учебник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

23


Рабочая программа по литературе для 8 класса

Рабочая программа по литературе для 8 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 «Г « класса создана на основе :

1.Программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной ,11 издание, 2009г.

2.Учебника- хрестоматии в 2 частях. «Литература» для общеобразовательных учреждений 8 кл; Коровина В.Я. и др., М.: Просвещение, 2006.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов : пояснительную записку; содержание тем учебного курса, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно- тематическое и поурочное планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;


  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Место предмета «Литература » в учебном плане школы

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 70 часов. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

По программе: 70ч. По учебному плану:70.По рабочей программе: 70ч.

Примечание


  • в планирование добавлены уроки, расширяющие программу и рекомендованные авторами учебника.

Некоторые темы, такие как: и. С. Тургенев «Ася» - соответствуют возрастным особенностям учащихся, и их отсутствие в программе обедняет кругозор учащихся




Добавлены дидактические единицы:

Н.м.Карамзин -2 ч .1Ч.8Н.чт+ 1ч.р.р.(Уроки7-В)

и. С. Тургенев «Ася»1ч вн. чт + lч р.р . (Уроки 33-34)

М.ГорькиЙ « Челкаш» - 1Ч.ВН..чт( урок 45)

Раздел II. Содержание тем учебного курса

Введение-1ч.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество-3ч.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы-2ч.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века-3ч.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века-32ч.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века-20ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы-6ч.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Итоговые уроки -2ч.



Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Уроки

Развитие речи

Внеклассное чтение

1

Введение

1

1

2

Из устного народного творчества

3

3

3

Из древнерусской литературы

2

1

1

4

Из литературы XVIII века

3

1

1

1

5

Из литературы XIX века

31

22

5

3

6

Из русской литературы XX века

20

12

3

5

7

Из зарубежной литературы

6

4

2

8

Итоговые уроки

2

2

Итого:

70

49

9

12

Плановых классных сочинений -2 , домашних - 3

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Календарно-тематическое и поурочное планирование по литературе в 8 классе


№урока

Тематическое планирование с указанием кол -ва часов

Поурочное планирование с указанием часов

Дата по плану

Дата фактическая


1 четверть


Введение-1ч

1

1ч. Русская литература и история.


Устное народное творчество-3ч

2

1ч. Лирические песни. Частушка как малый песенный жанр. «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...»

3

2ч. Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

4

3ч. Предания как исторический жанр русской народной прозы.«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».


Из древнерусской литературы -2 часа

5.

1ч. Из « Жития Александра Невского» Подвиги Александра Невского

6

2ч. Вн.чт. «Повесть о Шемякином суде». Сатира на судебные порядки


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII в - 3 ч

7

Н.М.Карамзин* -2 ч

1ч. Вн.чт.. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести

8

2ч.Р.р. Подробный пересказ эпизода. События и характеры героев повести.

9

И.Фонвизин-1ч

1ч.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 32ч



10

И.А.Крылов-2ч

1ч.И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. Осмеяние пороков.

11

2ч. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года

12

К.Ф.Рылеев -1ч

1ч.К.Ф.Рылеев.«Смерть Ермака» Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы.

13

А.С.Пушкин- 8ч+1р.р.+1 вн.чт=10ч

1ч.А.С.Пушкин. Стихотворения. «Туча». Зарисовка природы.«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

14

2ч А.С.Пушкин.. «К ***» («Я помню чудное мгновенье...» ).Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

15

3ч. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). История пугачёвского бунта в историческом труде писателя.

16

4ч. Роман «Капитанская дочка». Гринёв - жизненный путь героя, формирование характера.

17

5ч. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича.

18

6ч. Маша Миронова - нравственная красота героини

19

7ч. Особенности композиция повести. Роль эпиграфов

20

8ч. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

21

9ч.Р.р. Контрольное классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

22

10ч. Вн.чт. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.


2 четверть

23

М.Ю.Лермонтов -3ч.

1ч.М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше. Свободный, мятежный, сильный дух героя

24

2ч. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

25

3ч. Р.р.Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова

« Мцыри»

26

Н.В.Гоголь -6ч+ 1внчт.=7ч

1ч.Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания.

27

2ч. Разоблачение пороков чиновничества.

28

3ч. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление

29

4ч. Сатира и юмор. Цель автора - «высмеять всё дурное в России»

30

5ч. Новизна финала, немой сцены.

31

6ч. Вн.чт. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

32

7ч. Роль фантастики в художественном произведении.

33

И.С.Тургенев* -2ч.

1ч.Вн.чт И.С.Тургенев .Любовь в жизни и творчестве писателя. «Ася»

34

2ч.Р.р Подробный пересказ эпизода История семьи Гагиных.

35

М.Е.Салтыков-Щедрин-1ч

1ч.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сатира на общественные порядки



Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Третья четверть



36

Н.С.Лесков-1

1ч.Н.С.Лесков.. «Старый гений».Нравственные проблемы рассказа

37

Л.Н.Толстой-3ч.

1ч. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Идея разделённости двух Россий

38

2ч. Контраст как средство раскрытия конфликта. Антитеза. Композиция

39

3ч.Р.р. Нравственность в основе поступков героя. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала» )

40

Поэзия родной природы-1ч

Р.р. Поэзия родной природы в стихах поэтов 19 века (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков).

41

А.П.Чехов-1

1ч.А.П.Чехов. Рассказ «О любви» История о любви и упущенном счастье.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В - 20ч

42

И.А.Бунин.-1

1ч.И.А.Бунин «Кавказ» Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях

43

А.И.Куприн-1 + 1р.р.=2ч.

1ч.А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини

44Р.р

1ч.Р.р Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.Счастлива ли Вера Алмазова?)

45

М.Горький*-1ч.

1ч.Вн чт.М.Горький Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

46

А.А.Блок-1ч

1ч.А.А.Блок «Россия» Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл

47

С.А.Есенин. -2ч

1ч.С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

48

2ч. Р.р. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях : в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина.



49

И.С.Шмелёв.-1ч.

И.С.Шмелёв.«Как я стал писателем» Рассказ о пути к творчеству.

50

«Писатели улыбаются»-1ч

1ч.Вн.чт. Журнал «Сатирикон» Сатирическое изображение исторических событий .

51

М.Зощенко ,Тэффи-1ч

1ч.М.Зощенко «История болезни». Тэффи «Жизнь и воротник».Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Мир вещей

52

М.А. Осоргин-1ч

1ч. М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

4 четверть

53

А.Т.Твардовский-3ч

1ч. А.Т.Твардовский Поэма «Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

54

2ч. Реалистическая правда о войне в поэме.

55

3ч. Юмор. Композиция поэмы. Фольклорные мотив.

56

А.П.Платонов.-1ч.+1р.р.=2ч.

1ч.Вн.чт. А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

57

1ч.Р.р.Контрольное классное сочинение. «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века» . «Теркин - кто же он такой?»

58

Стихи и песни о В О войне -1ч.

1ч. Р.р. Стихи и песни о В О войне. Выражение в песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

59

П.Астафьев-2ч..

1ч.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

60

2ч. Яркость и красочность языка Астафьева.

61

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе-1ч

1ч.Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

62

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине- 1ч

1ч.Вн.чт.Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин


Из зарубежной литературы (6часов )

Из зарубежной литературы

63

У.Шекспир-2ч.

1ч.У.Шекспир .Рассказ о писателе.«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности.

64

2ч Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

65

Ж.Б.Мольер-2ч.

1ч.Ж.Б.Мольер.«Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма в комедии.

66

2ч. Сатира на дворянство и невежественных буржуа

67

Дж. Свифт-1ч

1ч.Вн.чт. Дж. Свифт-«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

68

В.Скотт-1ч

1ч. Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Главные герои и события.

69

Итоговые уроки по русской литературе за курс 8 класса-2ч.

1ч. Итоги года. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Тестирование за курс 8 класса.

70

2ч. Рекомендация книг для летнего чтения


Учебно-методическое обеспечение

п.п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Рабочая программа по литературе 5-11 классы

9

В.Я Коровина

М.: Просвещение

2009,11- издание

2

Литература 8класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.

8

В.Я Коровина,

В.И.Коровин,

В.П.Журавлёв

М.: Просвещение

2006

3.

Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл

8

Ерёмина О.А.

Волгоград: Учитель - АСТ


2006.


4

Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс».

8

Беленький Г.И.

- М.: Мнемозина

2001

5

3.Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - 2-е изд. испр. и доп. -

8

Золотарева И.В.

М.: «ВАКО»

2006.

6

Литература в 8 классе. Урок за уроком. - 3-е изд.,

8

Турьянская Б.И

М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово»

2002

7

Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»

8

Макарова Б.А.

- М.: Издательство «Экзамен»

2009.

8

Поурочные разработки по литературе. 8 класс

8

Н.В.Егорова

М.: «ВАКО»

2008




























В планирование добавлены уроки, расширяющие программу.

Добавлены дидактические единицы:

  • И. С. Тургенев «Ася»

Такие изменения в программе обусловлены необходимостью:

  • Расширять кругозор учащихся

Некоторые темы, такие как: И. С. Тургенев «Ася» - соответствуют возрастным особенностям учащихся, и их отсутствие в программе обедняет кругозор учащихся









Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное] представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся: должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией:

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.





23


© 2010-2022