Урок русского языкасложные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема: Сложные слова .

Цель: Способствовать формированию у учащихся представления о понятии «сложные слова», как новый способ образования слов; создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «сложные слова», со способом их образования.

  2. Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

  3. Воспитывать интерес к языку, слову.

Личностные УУД.

  • У обучающегося будут сформированы: Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

  • Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка.

Регулятивные УУД.

  • Обучающийся научится: Саморегуляции в учебной деятельности.

  • Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД.

  • Обучающийся научится: Иметь представление об образовании сложных слов. Поиск и отбор нужной информации.

  • Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД.

  • Обучающийся научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию.

  • Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ход урока

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день!

- Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)-
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

- Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

II. Изучение темы урока.

  1. Стадия вызова. Формулирования темы и цели урока.

Проверка домашнего задания :

- Нужно было выписать слова по группам в соответствии с данными схемами (работа в паре). Схемы слов в учебнике и на доске.

Урок русского языкасложные слова

Проверка: пары у доски - распределяют, разбирают (оценка другими парами - жетоны)

- Что вам помогло правильно выполнить задание? (знания частей слова) Дайте определение каждой из них.

- Знаете ли данные способы образования слов? (Знаем, с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса).

Заполните в таблице графу знаем ….

- Все ли слова распределили? (нет, остались слова)

- Что это значит? (есть еще один способ образования слов)

- Вы знаете какой? (нет не знаем)

- Помогут ли вам знания о частях слова? (помогут)

- Определите их (лесостепь , синеглазый - по 2 корня)

- Что сделали с корнями? (соединили)

- К какому способу отнесем слова? (не знаем) - Хотите узнать?

- Определите тему урока ? « Способы образования слов» ( Слайд № 2)

Какую цель поставим перед собой? (продолжи предложения) ( Слайд № 3)

Узнать о …(новом способе образования слов и как соединяются корни).

Научиться правописанию … (слов с двумя корнями).

Выяснить роль …(нового способа в речи).

Составить … (алгоритм правописания слов).( Слайд № 4)

Заполните в таблице графу хочу узнать ….

2. Осмысление.

- Выпиши оставшиеся слова в столбик. От каких слов они образованы:

Лесостепь - лес, степь ( проверка по слайду № 5 )

Синеглазый - синий, глаза

Подберите с ним схемы:

Урок русского языкасложные слова

- Какие схемы показывают новый способ образования новых слов? (2 и 3)

- Как они построены? (сложили основы) - Что значит сложили? (соединили)

- В какой науке встречается это понятие? (в математике)

- Что можно сложить в русском языке? (буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст).

- С помощью чего сложили основы? (с помощью гласных)

- Каких гласных? (о и е)

- Если основы сложили, значит как можно назвать такие слова? (сложные)

- Что добавим к названию темы урока? (сложные слова) ( Слайд № 6)

- Как можно назвать гласные о и е соединяющие основы? (соединительные)

Вывод: Как называется новый способ образования новых слов? (сложение основ).

- Соотнесите свой вывод с правилом учебника, с.87. Расскажите правило друг другу.

Исследуйте, когда пишутся соединительные гласные о или е.

- Ребята ! Мы будем работать в группах , поэтому мы сейчас поделимся.

Деление на группы по цвету стикера .

Работа в группах.

( Слайд № 7) На табличках каждой группы написаны слова. Прочтите их. Выберите и подчеркните только сложные слова:Мореход, птичница, самовар, чемоданчик, пешеход, самовар, пылесос, командир, самолёт, фотоаппарат,спортзал.

- Верно ли утверждение: все длинные слова являются сложными? (нет, не верно)

- По какому признаку вы выбирали сложные слова? (2 основы, 2 корня) Докажите, выделив корни и основы (выделяют на табличках)

- Всмотритесь в слова и сделайте вывод, когда пишется соединительная о, а когда е? (если, первая основа на твердый согласный - о, если на мягкий и шипящий - е).

( Слайд № 8)

- Что вы можете сказать о 2-х последних словах? (нет соединительной гласной)

- Какой вывод можете сделать?(Корни в сложных словах не всегда соединяются соединительными гласными)

- Проверьте свой вывод по учебнику, с. .

Расскажите правило друг другу.

4. Игра «Конструктор» (в группах). ( Слайд № 9)

Образуй новые слова новым способом - сложением основ

1 гр.

2 гр.

Сено
Рыба
Лёд
пуля
Масло
Сад

кол
метать
косилка
лов
вод
завод

сок
земля
мясо
бетон
мышь
кофе

молоть
мешать
выжимать
трясти
рубить
ловить


(взаимопроверка по слайду №10 и 11 )

Сенокосилка
Рыболов
Ледокол
Пулемет
Маслозавод
Садовод

соковыжималка
землетрясение
мясорубка
бетономешалка
мышеловка
кофемолка

«Путаница» - слова перепутались, помогите им( 1 гр. ) ( Слайд № 12)

ПЫЛЕХОД, ВЕРТОСОС, ЛЕДОКАТ, САМОВОЗ, МОРЕЛЁТ, ПАРОЛЁТ, ВОДОХОД, САМОВОЗ

Проверка ( Слайд № 13)

Пылесос
Вертолёт
Ледоход
Самокат
Мореход
Паровоз
Самолёт
Водовоз

Вывод: когда писали о, а когда е?

5. Исследуйте, роль сложных слов в речи.( 2 группа)

- Что означают слова: маслозавод, рыболов?

- Как сказать удобнее:

Завод по приготовлению масла или маслозавод?

Человек, который любит ловить рыбу или рыболов?

- Почему? (так короче, удобнее, быстрее)

Вывод: какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(их используют для краткости речи).

6. ( Слайд № 14) Работа в паре «Учитель-ученик»: продиктовать друг другу по 2 предложения, а ваш ученик должен их записать и заменить каждое сложным словом.

1 в. - Падание листьев с деревьев осенью. - (листопад)

Поездка по дальним странам. - (путешествие)

2 в. - Место, где вода падает с высоты. - (водопад)

Выпадение снега в большом количестве. - (снегопад)

Взаимопроверка по карточкам. Взаимооценка.

7. Слайд № 15 Физминутка .

(Показ слайда" Лес", фонограмма" Голоса птиц'')

Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. (Наклоны, приседанuя)

8. Продолжим задание решением кроссворда.

- Кто догадался, о ком будет кроссворд? (о птицах)

Кроссворд «Птицы» (работа в группах)

Загадки для кроссворда

- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка)

- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. (Черноголовка)

- Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)

- Серенькая птичка,
Птичка - невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

- Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

- Эта птичка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком, как будто горит. (Горихвостка)

- Эта птица - настоящий акробат:

Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)

- На головке этой птички - корона. Короны, как известно, бывают у королей. Но птичка очень маленькая. Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее .... (Королек)

- Пусть я птичка невеличка, у меня друзья привычка:

Как начнутся холода,
Прямо с севера - сюда. (Снегирь)

- Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде? (Орнитолог)

- Прочитайте в словаре (толковый и в компьютере) значение этого слова.

(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос - птица, логос - учение, орнитолог - ученый, специалист, изучающий птиц) ( Слайд № 25)

- Найдите в кроссворде слова с двумя основами. (Черноголовка, вертишейка, горихвостка.) ( Слайд № 26)

(Показ слайдов с этими птицами) ( Слайды № 16-24)

- Наступила зима. Какое внимание мы должны оказать птицам?

IV. Рефлексия.

1. Составим алгоритм правописания сложных слов (заполните у себя на листах и на доске представители групп)

Урок русского языкасложные слова

2. Контроль знаний.

Работа в паре : Запиши слова (в тетрадь) в следующем порядке:

(Те же схемы, что и в начале урока и добавим новый способ образования новых слов)

Урок русского языкасложные слова

Проверьте себя ( по слайду № 27 ) и оцените свою работу на уроке (сигналы - зеленый, желтый, красный) ( Слайд № 28 )

3. Достигли ли мы цели урока? Выполнили поставленные задачи?

Заполните графу в таблице узнал ….

- В конце урока я предлагаю вам превратиться в птичек. У каждого на парте фигурка своей птички.

- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим и у вас отличное настроение, поместите птичку на вершину дерева. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, и у вас хорошее настроение, поместите птичку на середину дерева. Если вам непонятно образование и написание сложных слов, и у вас грустное настроение оставьте птичку на земле под деревом. (Ученики размещают фигуры птичек).

- Отметить и оценить активных ребят.

( Слайд № 29) Д/з: Сочинить сказку о сложных словах. Повторить правило на стр 87-88

- Молодцы! Спасибо всем за урок!





Волгодоновская средняя школа











Открытый урок русского языка

6 класс

«Сложные слова»




Учитель: Кабашева Бахытжан Джахановна

















2015-2016 учебный год












© 2010-2022