Конспект урока на тему: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов»

Конспект урока на тему "Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов" содержит различные формы работы. Это и лексическая работа над основными понятиями (н-р, поединок, нравственность и др.), работа над теорией литературы, работа над образной системой поэмы. В конспекте содержится дополнительный материал об истории возникновения кулачных боёв. Должное внимание уделяется выразительному чтению отрывков из поэмы и, конечно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе

7 класс

Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов».

Цели урока: - выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме М.Ю. Лермонтова;

- формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах;

- воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

Оборудование урока: - учебник под редакцией В.Я. Коровиной;

- иллюстрации;

- раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, объявление темы и целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

2 ученика рассказывают отрывки наизусть из «Песни…»

  1. Лексическая работа.

На доске записаны понятия, а учащиеся работают над значением данных понятий (нравственность, нравственный, поединок, песня, поэма, достоинство, идеал, благородство, мужество, честь, честный, смелый, былина, иллюстрация).

  1. Работа с текстом.

А). На восприятие.

Слово учителя: Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних - это что-то хорошее, для других - плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.

- Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).

Слово учителя: Так в чём же проявляется благородство Калашникова, какова позиция самого М. Лермонтова в поэме, - обо всём этом мы будем говорить на уроке.

Итак,

- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?

- Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?

Б). Работа над теорией литературы.

Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется поэма.

- А что такое поэма?

- Почему М.Ю. Лермонтов называет её песней? (Действительно, здесь собраны и поэтические переработанные народные песни, былины, сказы о грозном царе Иване IV, в ней мы видим отзвук народной, разбойничьей лирики. Фольклорным источником лермонтовской поэмы считают так называемые исторический песни об Иване Грозном. В то же время повествование ведётся от лица гусляров, которые тешат этой песней «боярина Матвея Ромодановского» и православный народ, получают за своё исполнение подарки и угощения в течение 3 дней и 3 ночей).

- Найдите строки, которые позволяют автору назвать её песней.

Ребята, вы все прочитали поэму, поэтому обратимся к её содержанию.

Беседа:

- Какова тема «Песни…» М. Лермонтова? (История, которая произошла с купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем).

- А какая это история? (Трагическая).

- Какова основная мысль «Песни…»? (Т.е. здесь мы можем проследить позицию автора: увидеть тех героев, кого Лермонтов защищает, кому сочувствует, кого осуждает).

- О каких героях мы узнаём из « Песни…»?

В). Работа над образной системой.

1. Кирибеевич (опричник):

- Где мы впервые встречаемся с Кирибеевичем? Каким он нам представляется? (ответы подтверждайте текстом).

(Обратить внимание на эпитеты и сравнения!)

Чтение отрывка на стр. 77.

- Почему Кирибеевич не веселится со всеми, не радуется, а сидит грустным. Что или кто является этому причиной?

- Но что главного не сказал Кирибеевич Ивану Грозному? (Алёна Дмитриевна была замужем).

- Почему он так поступил? Откуда мы об этом узнаём? (Из песни гусляров, чтение стр. 77).

2. Калашников (купец):

- Какой герой в поэме противопоставляется Кирибеевичу?

- Где мы впервые встречаемся с Калашниковым? Что это за купец? (Работа с текстом).

Сравнение Кирибеевича и Калашникова (социальное положение, внешность).

Слово учителя: Мы видим, что это совершенно два разных человека. И пусть Калашников не богат материально, в отличии от Кирибеевича, который ходит в дорогих нарядах; но зато Степан Парамонович богат духовно, он обладает духовной красотой, он является благородным защитником своей семьи, своей чести, в отличии от Кирибеевича, который не заслуживает ни уважения, ни признательности.

Таким образом, истинно народным героем является купец Калашников.

- Но в чём же заключается трагедия Калашникова?

- Что видит он, придя домой? Что произошло с его женой?

- На что решается Калашников, чтобы защитить честь своей жены, и тем самым свою честь? (На поединок).

Г). Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории кулачных боёв.

Д). Выразительное чтение сцены поединка (стр. 85-87).

Беседа:

- Как ведут себя Кирибеевич и Калашников перед боем?

- Как характеризует Лермонтов речь Калашникова? (стр. 86). Что для него главное? (Система ценностей: бог, товарищи, жена, семья. Преступить нравственный закон считалось грехом).

- С чем сравнивает автор умирающего Кирибеевича? (стр. 87).

- А что же такое поединок? (Борьба двух противников).

- Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему?

Работа с понятиями «поединок» и «нравственность». Запись определений в тетрадь.

- Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью).

Е). Работа с иллюстрациями на доске.

Беседа:

- Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

- Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).

- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).

V. Итоги урока.

- Для чего М.Ю. Лермонтов вводит поединок между главными героями, названный нравственным? Какова его роль в поэме?

- Какова позиция М.Ю. Лермонтова в поэме? (Поэма пронизана нотками горечи и сострадания. Так проявляется позиция автора: он сочувствует купцу Калашникову, горю, которое с ним приключилось. И в то же время Лермонтов гордится своим главным героем, т.к. тот, идя на верную смерть, защищает честь своей жены, семьи, и именно здесь проявляется его чувство собственного достоинства).

VI. Вывод учителя:

Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности (уважение сильных, удалых, благородство, справедливость), без которых никак не может быть нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет, наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и криводушного Кирибеевича.

VII. Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Читая поэму М.Ю. Лермонтова…».

VIII. Выставление оценок за урок.


© 2010-2022