Тематическое планирование по литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, кол-во часов, тема урока

Содержание материала

вид, тип,

урока

Планируемый результат

Формы

контроля

дата проведения

-


План.

Факт.

Введение (1 час)


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса.

Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Владение монологической и диалогической речью

Проверка читатель. дневников

3.09

3.09

Устное народное творчество. .( 4 часа)





2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказывать текст предания. Владение монологической и диалогической речью

Сформулировать вопросы к текстам преданий

8.09

8.09

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Нравственные идеалы русского народа.

Прославление мирного труда героя-труженика. Микула - эпический герой, носитель лучших человеческих качеств.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Чтение наизусть отрывка из былины

10.09

10.09

4

«Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Садко».

Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

Урок внеклассного чтения.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

15.09

15.09



5

Пословицы и поговорки.

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок

Уметь: отличать пословицу от поговорки

Анализ языка пословиц

21.09

21.09

-



6

Древнерусская литература

«Поучение Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеаллов. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи . Жанр и композиция "Поучения».

Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: основы христианской морали, воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Свободная работа с текстами,владение монологической и диалогической речью..

Работа с текстами древнерусских произведений

24.09

24.09

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: структуру повести, образы Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владение монолог. речью

Составить план пересказа повести

28.09

28.09

8.

Урок развития речи

Подбор материала для устных сообщений :народная мудрость в произведениях УНТ

Урок развития речи

Составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Сообщения учащихся

30.09.

30.09.

Из русской литературы 18 века (2 часа)


9.

Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество

. Слово о поэте и ученом Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: оду как жанр и теорию «трех штилей» Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение монологической и диалогической речью

Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть

6.10

6.10

10.

Г.Р.Державин - поэт и гражданин..

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Филоские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение монологической и диалогической речью

Анализ стихотворений

08.10.

08.10.

11

В.А. Жуковский литературы

Слово о поэте.Баллада. Жанр «Лесной царь»

Лекция. Анализ баллады.

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Анализ стихотворений

13.10

13.10.

12

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте.

Отрывок наизусть

22.10.

22.10.

13

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета

Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию

Отрывок наизусть

15.10.

15.10.

14

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Отрывок из поэмы наизусть

20.10.

20.10.

15

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать:Образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы

Анализ эпизода Отрывок наизусть

27.10

27.10.

16

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель»

Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ повествователя.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы.

Анализ эпизодов

29.10.

29.10.

17

Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Дуня и Минский. Самсон Вырин.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести

Уметь: анализировать, сравнивать характеры героев.

Анализ эпизодов

10.11.

10.11.

18

М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.

Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание стихотворений, особенности лермонтовской лирики. Уметь: определять тему, главную мысль, выразительные средства.

Анализ стихотворений.

19.11.

19.11.

19

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Иван Васильевича

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Изучение нового

Знать: историческую основу Песни, картины быта 16 века, их роль в понимании характера и идеи поэмы.

Уметь: анализировать сцены из Песни.

Выразительное чтение.

12.11.

12.11.

20

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных принципов

Анализ произведения. Беседа.

Знать: особенности сюжета и художественные формы поэмы. Уметь: проводить сравнительную характеристику героев.

Наизусть отрывок из песни

17.11.

17.11.

21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести.Уметь: выделять смысловые части художественного текста для отбора материала по характеристике Тараса Бульбы, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Беседа на знание творчества Н.В.Гоголя.

24.11.

24.11.

22

Тарас Бульба и его сыновья.

Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия . Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев.

Урок - сравнительный анализ

Знать: содержание повести.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.

Остап и Андрий - сопоставительная характеристика героев.

26.11.

26.11.





23

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему

Урок развития речи

Знать: содержание повести; строение письменного высказывания

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал.

Сочинение

01.12.

01.12.

24

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» .

Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Рассказ «Бирюк». Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «пейзаж» Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

Художественный пересказ

03.12.

03.12.

25

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей).

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие стихотворений в прозе Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе Уметь: самостоятельно исследование художественного своеобразия.

«Русский язык» (наизусть)

08.12.

08.12.

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и композицию поэмы Уметь: анализировать эпизод художественного произведения

Отрывок наизусть

10.12.

10.12.

27

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом».

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

Отрывок наизусть

15.12.

15.12.

28

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию.

Составить краткий словарь устаревших слов.

17.12.

17.12.

29

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Художественный пересказ

22.12.

22.12.

30

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. Обличение нравственных пороков общества.

Внеклассное чтение.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характер.

Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя».

24.12.

24.12.

31

Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно - художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык.

Развитие речи.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера.

Устное сочинение- рассуждение.

29.12.

29.12.



32

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое «автобиографическая повесть»

Выборочный пересказ, комментирование

12.01.

33

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое самоанализ и самооценка героя

Сжатый пересказ.

14.01.

14.01.

34

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова.

Тест по рассказу.

19.01.

35

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Живая картина нравов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Устное высказывания на морально- этическую тему

21.01.

36

Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова.

Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Художественный пересказ текста

26.01.

37

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Развитие речи.

Знать: особенности поэтического текста

Уметь: анализировать поэтический текст.

Наизусть одно стихотворение на выбор

28.01.

Из русской литературы 20 века (22 часа) 20


38

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что называют психологическим рассказом

Уметь: выявить авторское отношение

Отзыв на рассказ.

02.02.

39

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина - прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения»

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина

Рассуждение на нравственно-этические темы

04.02.

40

М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Художественный пересказ текста

09.02.

41

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Характеристика героев.

09.02.

42

Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев.

Развитие речи.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Анализ эпизода

11.02.

43

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив

Уметь: найти черты романтического в легенде

Словесное иллюстрирование.

Художественный пересказ легенды.

16.02.

44

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; выявлять авторскую позицию роль изобразительно-выразительных средств.

Наизусть стихотворение.

18.02.

45

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выявлять авторскую позицию, роль изобразительно-выразительных средств

Наизусть стихотворение.

25.02.

46

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Изучение нового.

Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа

Составление цитатного плана произведения.

27.02

47, 48

А.П.Платонов. «Юшка». «В прекрасном яростном мире».

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Труд как основа нравственности.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: изображение мира и человека в рассказе

Уметь: анализировать поступки и характер главного героя

Тест по рассказу.

01.03.

10.03.

49

Час мужества. (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова

.

Внеклассное чтение

Знать о реализации военной тематики в РЛ

Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

12.03.

50

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятия «рассказ» и «антитеза» Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Составить план рассказа.

19.03.

51

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Носова, особенности его рассказов Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Тест по рассказу

21.03

52

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Уметь: анализировать поступки героев

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках.

01/04

53

«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе.

В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Внеклассное чтение

Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Уметь: анализировать троп

Наизусть одно стихотворение на выбор

06.04

54

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Внеклассное чтение

Знать: способы создания поэтических образов.

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения.

08..04.

55

А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы - мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе.

«Снега потемнеют синие…» (наизусть)

13.04

56

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).

Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: публицистику, публицистические произведения

15.04.

57

Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький)

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов.

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

Отзыв на рассказ.

20.04.

Из литературы народов России


60

Расул Гамзатов

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

Выразительное чтение стихотворения

22.04

Из зарубежной литературы (8 часов)


61

Р.Бёрнс. «Честная бедность.

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образ-настроение, образ, представление

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Выразительное чтение поэтического текста

.

62

Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. .

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: вольнолюбивая поэзия

Прославление подвига во имя свободы Родины.

Выразительное чтение поэтического текста

29.04.

63

Японские трехстишия (хокку).

Особенности жанра.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: жанры японской поэзии

Выразительное чтение поэтического текста

04.05.

64

Д. Олдридж «Последний дюйм»

Взаимоотношения родителей и детей.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Пересказ

06.05.

65

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»

Самостоятельная творческая работа

11.05

66

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра.

Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ

13.05

67

Э. По «Последняя шутка» Лягушонка».

Слово о писателе. Тематика произведений

Внеклассное чтение

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ

18.05.

68

Д. Лондон «Сказание о Кише»

Тема достоинства человека.

Итоговый урок.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями .

Итоговый тест.

20.05.2

25 и 27 мая - резервные уроки

Таранова Тамара Кузьминична, учитель русского языка и литературы

© 2010-2022