Программа учебного курса Смысловое чтение (модуль из 9 часов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности, которая представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, побуждающее его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное проникновение в смысл отрывка с помощью навыков текстового анализа. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Ученик сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;

  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • умение определять основную и второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемого текста.

Этот метод предполагает обдумывание содержания, интеграцию смысловой составляющей с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Субъектность в процессе учебной деятельности предполагает постановку вопроса самому себе, к собственному сознанию и желание разрешить возникшее противоречие. В этом активном процессе учащийся может активизировать и применить свои способности, знания. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, может переходить в дискуссию и выходить за рамки выдвинутых проблем.

Моделирование и рисунок помогают учащимся структурировать или классифицировать информацию, полученную из учебного текста, или представить место действия, образы действующих лиц и т.п. при чтении художественного текста. Творческая работа развивает личностный потенциал ребёнка. Переводя текста в другую символическую систему (рисунок, таблицу, план, схему и т. д.) ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов. Например, серия схематических рисунков к тексту позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию произведения.

Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

Курс «Смысловое чтение» предназначен для учащихся 5-х классов. Он помогает освоить технологию смыслового чтения, повысить речевую грамотность, развить познавательную и творческую активность учащихся.

Данный курс приобретает особую актуальность по нескольким причинам:

  1. В процессе освоения данного курса формируются универсальные учебные действия, так как предполагает учить умению давать определения, понятия, анализа, классификации, систематизации, обобщения и др.

  2. Нестандартные формы работы, предполагаемые при проведении курса, более эффективны при овладении языком науки, терминологической лексикой.

  3. Курс построен на основе практико-ориентированного подхода к выполнению заданий.

Цель курса:

Создание условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 класса в процессе освоения технологии смыслового чтения.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с технологией смыслового чтения и способствовать эффективной организации их познавательной деятельности.

2. Развить у учащихся интерес к чтению, научить их «читать».

3. Стимулировать познавательную активность на основе развития познавательных интересов через проблемно-поисковую деятельность, дискуссию, обсуждение, моделирование, рисунок.

Учебный курс «Смысловое чтение» модуль 1 «Знакомство с текстом» рассчитан на 9 часов и проводится в I четверти.

Он предусматривает выполнение упражнений по обучению смысловому чтению:

  • распределение фактов, содержащиеся в тексте, по степени важности;

  • определение особо важных данных с обоснованием решения;

  • определение темы/проблемы текста (статьи);

  • чтение текста, определение, освещены ли в нем указанные вопросы;

  • нахождение в тексте основного довода в пользу заголовка;

  • чтение двух текстов на одну тему, определение сходства и различия в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

  • нахождение на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкции, рецепта, рекомендации и т.д.;

  • добавление фактов, не меняющих структуру текста;

  • нахождение в тексте данных, которые можно использовать для выводов/аннотации;

  • постановка вопросов к основной и детализирующей информации текста;

  • просмотр аннотации, определение ее соответствия содержанию текста;

  • нахождение абзацев, посвященных указанной теме;

  • нахождение в тексте ответов на вопросы (дающих основания для выводов);

  • просмотр рисунков, определение абзацев, которые они иллюстрируют;

  • нахождение в тексте фактов, которые автор относит к положительным или отрицательным;

  • деление текста на части в соответствии с пунктами плана

  • написание своего варианта художественного текста на основе анализа предложенных текстов.

Список литературы

1. Апальков В.Г. «Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций», gazpromschool.ru/teachers/

2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. «Практика формирования лингвистических знаний в 5 - 8 классах, «Легион», Ростов-на-Дону, 2012.

3. Коробова О.В. «Обучение изучающему чтению, «Интернет-ресурсы.

4. Коробова О.В. «Актуальные вопросы современной педагогики», Уфа, июль, 2012.

5. «Смысловое чтение». - Всероссийский Интернет-педсовет. -pedsovet.org/component.com_mtree/task/link, itemid, 118.

6. «Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения»/rae.ru/forum2010/7/437/





Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

По плану

Фактически

Кол-во часов

Тема урока

Содержание деятельности.

Примечания

(опорные материалы учебника)

1.

03.09

1

Понятие о смысловом чтении. Признаки текста. Структурность и способы связи частей.

Реконструк -ция текста.

П.3, виды чтения

2.

10.09

1

Тема и содержание. Возможность различного словесного выражения одной темы.

Сравнение текстов научного и художественного стиля.

Упр.15

3.

17.09

1

Тема - предмет повествования, описания, рассуждения.

Определение типа речи.

Упр.16

4.

24.09

1

Тема и идея текста, их соотнесённость и выражение в названии.

Озаглавлива -ние текстов.

П.18. Упр.18 Упр.70

5.

01.10

1

Понятие о языковых стилях. Их функциональная направленность.

Составление схемы «Стили речи». Кодекс ученика 5 класса (творческое задание)

П. 5, схема, упр. 13

6.

08.10

1

Такие разные планы: вопросный, цитатный и обобщённый план. Преимущество каждого вида плана.

Составление трёх разных видов плана к одному тексту.

Упр.63

7.

15.10

1

Ключевые слова и микротема: в чём различие?

Работа с художествен-ными и научно-популярными текстами.

П. 14.

Упр.64

8.

22.10

1

Редактирование текста заметки в школьную газету.

Редактирование текста.

П.23.

Упр.116,

117.

9.

29.10

1

Составление текста на тему «Воскресная прогулка».

Написание сочинения.




© 2010-2022