- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему: Письмо 10 класс школа 8 вида
Урок на тему: Письмо 10 класс школа 8 вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Химушкина Л.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Письмо».
Цель: ознакомление с понятием «письмо», правилами его написания,
учить письменно излагать свои мысли, писать письма, строить сообщение в устной и письменной форме; использовать знаково-символические средства;
расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас;
развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие;
воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: портреты Ожегова, А.П.Чехова, Джозефа Редьяра Киплинга, карточки для групповой работы; листы бумаги, конверты, словарные слова, картинки, Трудовой кодекс РФ, трудовой договор, схема письма.
Ход урока.
I . Организационный момент.
-
Отчёт дежурного.
-
Работа с эпиграфом урока.
«Слушай внимательно, говори точно и кратко, запоминай новое»
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
-
Фронтальный опрос.
-Какая тема прошлого урока?
- Что такое «Трудовой кодекс РФ»? О чём в нём говорится?
- Что такое трудовой договор? Между кем он заключается?
Что в нём прописывается?
- Какие ещё нужны документы при устройстве на работу?
- А важен ли внешний вид человека, который устраивается на работу?
-Необходимо ли одеваться в дорогие вещи?
-
Домашнее задание. Текст о зиме.
III. Сообщение темы урока.
-
Отгадывание загадки.
Без крыльев, а летят,
Без языка, а говорят.
-
-Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения письма, узнаем, каких правил нужно придерживаться, когда пишешь письмо, составим план-схему письма.
IV. Объяснение нового материала.
-
История возникновения письма.
- Я думаю, вам интересно будет узнать о том, как было написано первое письмо.
- Я думаю, вам интересно будет узнать о том, как было написано первое письмо.
- Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить с помощью копья карпов к обеду. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка решила написать маме записку, чтобы та прислала другое копье. В это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры девочка акульим зубом нацарапала такие рисунки (писать в то время еще никто не умел): папу со сломанным копьем, другое копье, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Нарисовала бобров, которые встретятся Незнакомцу на пути, чтобы тот лучше нашел дорогу.
Таффи подумала, что в этих рисунках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи вождь племени и он в опасности и ,что нужно привести на помощь все племя.
«Я пойду и приведу ему на выручку все племя» - решил незнакомец.
И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме Таффи. Женщина решила, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку и напугал девочку.
Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин племени. А тот не мог им ничего объяснить : ведь он не знал их языка.
Оказывается, написать письмо полдела: нужно его еще прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись. А потом главный вождь племени сказал Таффи, что она сделала великое открытие!
- Понравилась ли вам сказка?
- А знаете ли вы, кто автор этой сказки?
- Это английский писатель Джозеф Редьяр Киплинг.
- Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма сначала при помощи почтовых голубей, а затем при помощи почтальонов.
2. Знакомство с новыми словами. Словарная работа.
- Мы познакомились с историей письма. А что такое письмо?
- В Толковом словаре Ожегова: «Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо по почте». Письма шлют родным, друзьям, знакомым.
-Запишите слово письмо в тетрадь.
-Как называют получателя письма?
-«Адресат - это получатель письма».
- От какого слова произошло?
-Запишите слово адресат в тетрадь.
-Как называют человека, который отправляет письмо? (Отправитель)
3. Знакомство с видами писем.
- А вы знаете, какие бывают виды писем?
(учитель читает детям письма, чтобы выяснить, кому и с какой целью они написаны.)
1 письмо.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М.Горький.
- Какими быть детям желает Максим Горький?
- Это письмо-пожелание.
-Запишите этот вид письма к себе в тетрадь.
2 письмо.
С днем рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда думаю о вас, собираю для вас интересные книги.
Растите веселыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
- Кому адресовано это письмо?
- Какое это письмо?
- Это письмо-поздравление.
- Запишите к себе в тетрадь.
3 письмо.
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Здесь мне очень нравится. Когда вы приедете?
Приезжаете скорей. Я по вам соскучилась.
Целую. Ваша дочь Оля.
- Кому это письмо?
- Такое письмо называется письмо-родным.
- Запишите к себе в тетрадь.
Вывод: письма бывают разными: письма-пожелания, письма-поздравления, письма родным. Все это личные письма.
V. Закрепление материала.
1. Работа по корточкам. Чтение письма. Составление плана-схемы письма.
-Кто написал это письмо?
- Кто адресат?
- Можно ли сказать, что письмо - это текст?
- Почему?
-Как вы думаете, сколько частей имеет этот текст?
- Вы совершенно правы, это письмо имеет 4 части:
1. Обращение и приветствие.
2. Сообщение (новости).
3. Вопросы, просьбы, пожелания.
4. Прощание, подпись.
- Что самое главное в начале письма?
- Каким словом начинается письмо?
- Прочитайте 1 часть.
- Прочитайте 2 -основную часть. О чем в ней говорится?
- Прочитайте 3 часть письма? Что содержит эта часть?
-Найдите и прочитайте, какими словами заканчивается письмо?
- Это прощание и подпись того, кто писал письмо - 4 часть.
- Давайте еще раз повторим, из каких частей состоит письмо.
2. Списывание письма.
- Спишите письмо. Помните, что каждая часть письма начинается с красной строки.
- Письмо нужно писать разборчиво, аккуратно, чтобы адресат смог его прочитать.
VI. Итог урока.
- Сегодня вы все хорошо поработали на уроке.
- Оцените каждый свою работу на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
VII. Задание на дом. на стр. 211, упр. 334.(учебник 5 кл.)