Конспект открытого урока русского языка в 10 классе на тему: Чередование гласных в корнях слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Чередование гласных в корнях слов»

Цели: Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов, умение отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов, расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать внимание, речь, коммуникативную компетенцию, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов.

На доске написан эпиграф: «Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л. В. Щерба). (Слайд 1)

Ход урока

  1. Слово учителя. Беседа.

Лев Владимирович Щерба, известный языковед, в статье «Основные принципы орфографии и их социальное значение» сказал: «Писать грамотно - требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

- Как вы понимаете это высказывание?


  1. Справка о Л.В. Щерба (Слайд 2)

Всю жизнь он уделял время разработке вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы . Его помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.

Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.

  1. Инсценировка истории из жизни Л.И. Щерба

Много лет тому назад на первом курсе одного из языковедческих учебных заведений должно было происходить первое занятие - вступительная лекция по "Введению в языкознание".

Студенты, робея, расселись по местам: профессор, которого ожидали, был одним из крупнейших советских лингвистов. Что скажет этот человек с европейским именем? С чего начнёт он свой курс?

Профессор снял пенсне и оглядел аудиторию добродушными дальнозоркими глазами. Потом, неожиданно протянув руку, он указал пальцем на первого попавшегося ему юношу.

- Ну, вот… вы… - проговорил он вместо всякого вступления. - Подите-ка сюда, к доске. Напишите… напишите вы нам… предложение. Да, да. Мелом, на доске. Вот такое предложение: "Глокая…" Написали? "Глокая куздра".

У студента, что называется, дыхание спёрло. И до того на душе у него было неспокойно: первый день, можно сказать, первый час в вузе; страшно, как бы не осрамиться перед товарищами; и вдруг… Это походило на какую-то шутку, на подвох… Он остановился и недоумённо взглянул на учёного.

Но языковед тоже смотрел на него сквозь стёкла пенсне.

- Ну? Что же вы оробели, коллега? - спросил он, наклоняя голову. - Ничего страшного нет… Куздра как куздра… Пишите дальше!

Юноша пожал плечами и, точно слагая с себя всякую ответственность, решительно вывел под диктовку: "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка".

В аудитории послышалось сдержанное фырканье. Но профессор поднял глаза и одобрительно осмотрел странную фразу.

- Ну вот! - довольно произнёс он. - Отлично. Садитесь, пожалуйста! А теперь… ну, хоть вот вы… Объясните мне: что эта фраза означает?

Тут поднялся не совсем стройный шум.

- Это невозможно объяснить! - удивлялись на скамьях.

- Это ничего не значит! Никто ничего не понимает…

И тогда-то профессор нахмурился:

- То есть как: "никто не понимает"? А почему, позвольте вас спросить? И неверно, будто вы не понимаете! Вы отлично понимаете всё, что здесь написано… Или - почти всё! Очень легко доказать, что понимаете!...

А вы понимаете, что здесь написано? (Ответы учеников) (Слайд 3)

  1. Слово учителя.

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» - искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков.

Несмотря на это, общий смысл фразы понятен: некоторая определённым образом характеризуемая сущность женского рода что-то сделала определённым образом с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же вида). Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии.

- Что значит семантические признаки? (Сема - мельчайшая единица смысла)

- К каким разделам языкознания мы обратимся сегодня и на последующих уроках?

(Ответы учеников)

(Слайд 4)

5. Проблемная ситуация. (Слайд 5)

- Дана цепочка слов. Найдите среди них два лишних и аргументируйте свой ответ.

Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.

(Ответ - слайд 6)

- Можно ли назвать слова «пригорок» и «горевать» однокоренными? Почему?

- Как называются такие корни?

- Сформулируйте тему и цель урока. (Слайд 7)


(Записываем число и тему урока в тетрадь)

6. Актуализация знаний.

- Обратите внимание на следующую группу слов: (Слайд 8)

ТвОрение, блИстательный, зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.

- Что объединяет эти слова? В чем различие?

- На какие группы, в соответствии с какими принципами мы можем разделить эти слова.

7. Повторение теоретических сведений. Работа с таблицей (Слайд 9) Приложение 1

8. Закрепление изученного. Отработка навыков правописания чередующийся гласной в корне слова.

Задание. (Слайд 10)

- Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.(Слайд 11)

Приложение 2

Пл..вец Р..стислав.

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

- Осуществите самопроверку

(Слайд 12)



Зависит от суффикса А



Зависит от ударения

Зависит от последующей согласной корня



Зависит от значения

пологом

располагался

подбирал

обдирал

почитал

прикосновение

слагая

словосочетания

излагать

постирать

расстилавшийся

замершими

разжигали

утварью

поклонялся

загоралась

заря

растворялся

загорелых

Ростов

заросшем

Ростислав

растущих

возраста

зараставшей

зарослям

водорослей

ростков

непромокаемое

уровня

плывунов

плавучие

уравнения

поравнявшись

поплавками

равнине

намочила

Критерии оценивания: (слайд 13)

За каждое правильно написанное и распределенное в таблицу слово - 1 балл.

Если слово не выписано - (-1 балл)

Если буква вставлена правильно, но слово не в своей колонке - 0,5 балла.

Если слово в своей колонке, но неверно вставлена буква - 0,5 баллов.

Подсчитайте количество набранных баллов: 37-36 баллов - «5»

35-35 баллов - «4»

29-19 баллов - «3»

менее 19 баллов - «2»

(Слайд 14) Приложение 3

9. Игра «Проверяй - Запоминай - Чередуй»

Условия игры.

Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»

Поле игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.

Задание:

Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив клетку буквами «П», «З» или «Ч».

Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой - непроверяемые, еще в одной - чередующиеся.

Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении, с другой стороны, вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.

Победителем станет тот, кто первым прочитает фразу.

Первые три человека получают «5».

(Ключевая фраза - «Дорогу осилит идущий»)

(Слайды 15-16)

Словарная работа (пред состязанием.)

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор).1) изречение нравоучительного характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название судебного решения, приговора.

АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.

Д…МАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.

Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

ОБ…НЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как одно из пяти внешних чувств.

В…РТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.

КАН…НАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.

10. Интерактивный тест в формате ЕГЭ (в оставшееся время, либо на следующем уроке) Презентация 2

11. Итоги урока (релаксация) (Слайд 17)

- Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она?

- Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?

- Над чем необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?

- На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?

12. Домашнее задание: (Слайд 18)

1). Выучите все корни с чередующейся гласной.

2). Составьте небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10 слов на данную орфограмму.


© 2010-2022