Путешествие в Страну наречий (комплексная система заданий по теме Наречие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

самореализации

личности






Путешествие

в

Страну наречий







( комплексная система заданий по теме «Наречие» )




Разработала учитель

русского языка и литературы Оленовской ООШ I-III ст. № 1

Волновахского района

Кочубей Ольга Николаевна



2015

  1. Цель программы:

Образовательная цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Развивающая цель: создать условия для развития умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работа над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательный объект: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

  1. Задачи:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Наречие». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Путешествие в Страну наречий (комплексная система заданий по теме Наречие





Пакет программы самореализации учащегося



Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тема: «Путешествие в Страну наречий»

Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий; развивать навык самостоятельной исследовательской работой;

развивать познавательный интерес к изучению литературы;

воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива

Ученик должен:

Знать: практическую направленность получаемых знаний,

Уметь: ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми. Развивать критическое мышление, уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, формулировать и решать проблему.

Ценить: развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. Формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Целевая установка

Задание

Углубляем знания по теме

Расположите данные синонимы по степени усиления признака: отлично, хорошо, великолепно, потрясающе, неплохо.

С какой профессией человека могут быть связаны данные словосочетания?

Учимся сопоставлять

Замените фразеологические обороты наречиями.

чуть свет, рукой подать, из рук вон, яблоку негде упасть, знать как свои пять пальцев, спит как убитый, кричать во всю Ивановскую.

Замените прилагательное наречием, а существительное глаголом.

активное участие, интересный рассказ, искусный мастер, мгновенная реакция, уверенный ответ

Учимся обобщать

« Какую роль играет употребление наречий в тексте?»

Учимся анализировать

Укажите, какую часть речи поясняют выделенные слова. говорить громко , чистый, очень, необыкновенно, быстро, шапка набекрень ,(набекрень - с наклоном вбок, сдвинув к уху.

* Замените данные наречия словами: слегка, очень, чрезвычайно, исключительно, совершенно.

* Какие части речи поясняет наречие?

* С какими частями речи связаны выделенные слова?

Находим связи между видами искусства

Рассмотреть картину, скульптуру, посмотреть кадры из мультфильма или худ.фильма и записать как можно больше наречий

Развиваем умение доказывать свою точку зрения

Мозговой штурм. Прошу вспомнить и перечислить орфограммы по теме «Наречия».

Учимся работать с дополнительной литературой

Словарная работа. Подобрать к глаголу наречия

Встречать - радостно, приветливо, по-дружески, по-братски, равнодушно, холодно

Развиваем умение сопоставлять , анализировать, делать выводы

Рефлексия

Вам требуется подобрать наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать - …

Развиваем творческое воображение

Творческое задание: составить текст объявления для различных организаций - магазинов, фирм, учебных центров.

Напомню, что объявление должно быть составлено не более чем из 30 слов, но включать как можно больше наречий.

Дорогие ребята!

Представьте, что наш класс - это редакция газеты «Русознайки». Вы сотрудники газеты: журналисты ,корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, наборщики, дизайнеры, секретарь и редактор - самое главное и ответственное лицо. Вам придётся писать письменные работы , сдавать корректорам на проверку, а затем редактору .И уже редактор отберет материал для публикаций. Секретарь будет следить за творческим процессом и самых активных работников отмечать в сводной таблице.

Итак, все готово. Мы начинаем работу редакции.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь ты: «Темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: « Красиво»,

Пред тобою сразу вся Россия!

Обратите внимание на ключевые слова - высоко, светло, темно, ароматно, красиво. Что это за часть речи? (Наречие)

Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Наша цель - активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.

I. Всесторонняя проверка знаний.

а) Осознание существенных признаков изучаемого явления.

* Укажите, какую часть речи поясняют выделенные слова. говорить громко , чистый, очень, необыкновенно, быстро, шапка набекрень ,(набекрень - с наклоном вбок, сдвинув к уху.)

* Замените данные наречия словами: слегка, очень, чрезвычайно, исключительно, совершенно.

* Какие части речи поясняет наречие?

* С какими частями речи связаны выделенные слова?

* Поставьте вопросы от поясняемых слов.

Ветер сильно раскачивал деревья. С неба вдруг посыпалась снежная крупа. А вчера была хорошая погода. День был почти безоблачным. Внизу и наверху ветви деревьев совсем оголились. А сегодня выпал первый снег.

* Назовите вопросы, на которые отвечают наречия?

* Охарактеризуйте действия с помощью наречий. Определите лицо и число глагола.

слушаю правильно (красноречиво, точно, лаконично, убедительно), говоришь внимательно, учим выразительно (вдумчиво, четко, плавно), спрашиваете наизусть (назубок, хорошо), читают.

  • М. Горький сказал однажды: «Кроме слов хорошо и отлично, есть еще немало хвалебных слов, например : славно, прекрасно, великолепно, неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно, обаятельно, даровито, талантливо».

Расположите данные синонимы по степени усиления признака: отлично, хорошо, великолепно, потрясающе, неплохо. -

С какой профессией человека могут быть связаны данные словосочетания?

исследует внимательно камни, заботливо лечит, щедро делится знаниями, постоянно путешествует, поднимается высоко в горы, спускается глубоко в пещеры.

Упражнение на замену одних конструкций другими, параллельными (соотносительными).

Замените фразеологические обороты наречиями.

чуть свет, рукой подать, из рук вон, яблоку негде упасть, знать как свои пять пальцев, спит как убитый, кричать во всю Ивановскую.

Замените прилагательное наречием, а существительное глаголом.

активное участие, интересный рассказ, искусный мастер, мгновенная реакция, уверенный ответ

Искусный - умелый, хорошо делающий свое дело


  • Составьте словосочетания с данными наречиями. Рядом напишите проверочные слова.

невдалеке, удивленно, напрямик, издавна, дотемна, изредка, дочиста, вплотную, наискосок.

  • Определите значение фразеологических выражений наречного характера.

из года в год, изо дня в день, с минуты на минуту, с глазу на глаз, нога за ногу, нога в ногу, от всей души, ни к селу ни к городу.

II. Реклама.

Ребята! Вам - творческое задание: составить текст объявления для различных организаций - магазинов, фирм, учебных центров.

Напомню, что объявление должно быть составлено не более чем из 30 слов, но включать как можно больше наречий.

Образцы объявлений.

1. Магазин «Уж замуж невтерпеж!»

ждёт своих клиентов всегда. Дешёво, красиво, аккуратно сшитые платья подойдут для самых требовательных невест. Нетерпеливо ждём своих клиентов.

2. Учебный центр «Назубок».

Хотите изучить языки?

Опытные специалисты качественно, быстро и доступно обучат вас говорить по-английски, по-немецки, по-французски.

Непременно обратитесь к услугам наших специалистов.

3. Фирма «Ягуар».

Водители фирмы работают круглосуточно.

Быстро и комфортно доставят вас в любую точку города и области.

Звоните немедленно. Вызов и посадка - бесплатно.

4.Хотите приобрести цветы?

Это можно сделать дешёво в нашем магазине «По-летнему».

Мы обслужим вас быстро, приветливо, уважительно, внимательно, лучше всех!

Спешите к нам немедленно.

5. Уважаемые дамы и господа!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией повар - кулинар - кондитер.

Работать нужно вручную быстро, оперативно, тютелька в тютельку.

Приглашаем вас в нашу школу ежедневно.

6. Магазин «Шагом» предлагает обувь для всех возрастов.

Удобно, красиво, современно, стильно, аккуратно сделанная обувь подойдёт всем. Наша обувь сделана вручную, ждём всех от мала до велика.

Господа журналисты, ответьте мне на вопрос: « Какую роль играет употребление наречий в тексте?»

- Наречия делают речь более точной и выразительной.

С помощью наречий мы более точно и образно выражаем мысли, связываем предложения в текст.

III. Редактирование интервью.

Ребята, журналистов часто обвиняют в отсутствии профессионализма при составлении статей. На ваших столах лежит черновой вариант интервью с олимпийской чемпионкой - гимнасткой Светланой Хоркиной. Ваша задача - письменно отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть наречия, заключенные в скобки, употребить в правильной степени сравнения. На работу дается 5 минут. Работаем в парах. Время пошло! Юля, засекай время.

Интервью со "звездой"

- Какие книги Вы обычно читаете?

- Я люблю читать детективы Татьяны Поляковой, которые с каждым годом становятся все /интересно/, а /рано/ я с удовольствием читала фантастику.

- А у Вас много друзей?

- Много приятелей, а друзей всего трое. Я считаю, что друга /легко/ потерять, чем найти.

- Вы /часто/ посещаете театры или выставки?

- К сожалению, у меня в этом году стало /много/ соревнований, а свободного времени /мало/. Но все же я посещаю выставки, а театры гораздо /редко/.

- Пока журналисты (имена) работают с интервью, вы в тетрадях запишите «Лексическая разминка». Ее подготовила и проведет редактор Ольга.

IV. Разминка.

Редактор называет фразеологизм , вам записать синоним.

Тьма-тьмущая (много)

Черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Сломя голову (быстро)

Работать не покладая рук (усердно)

За тридевять земель (далеко)

Хоть глаз выколи (темно)

Ни свет ни заря (рано)

V. Блиц- опрос: (

В какой степени сравнения журналисты употребили наречия в интервью?

(в простой сравнительной)

Какие еще формы степени сравнения бывают у наречий? Приведите примеры.

(Составная форма сравнительной степени и составная форма превосходной степени)

Найдите формы неправильного образования степеней наречий и запишите их в исправленном виде:

Моложе, дальше, звончее, красившее, прямее, горше, более тонко, более легче.

Замечательно! Работа редакции продолжается!

VI. Корректорский отдел.

Уважаемые журналисты, любой экземпляр газеты - результат не только вашей деятельности, но и кропотливой работы корректоров. Именно они исправляют ошибки и доводят до совершенства любой материал. Перед вами - статья начинающего журналиста, в которой допущены орфографические ошибки в наречиях.

Отрывок из статьи начинающего журналиста

,,Сережа прыгнул вверх не высоко. Друзья немедлено переглянулись. Сережа давным давно не тренировался и теперь не мог занова повторить трюк. Мальчик еще раз подпрыгнул и хотел достать шарик. Но сново чуть чуть промахнулся. По прежнему друзья недоумевали. Им было невтерпежь подбодрить друга…

VII. Мозговой штурм. Прошу вспомнить и перечислить орфограммы по теме «Наречия».

- слитное и раздельное написание не с наречиями на -О/-Е;

- буквы Е и И приставках не- и ни- отрицательных наречий;

-одна и две буквы Н в наречиях на -О/ - Е;

- буквы О и Е после шипящих на конце наречий;

- буквы О и А на конце наречий;

- дефис между частями слова в наречиях;)

- слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;

- мягкий знак после шипящих на конце наречий).

VIII. Работа редактора и тест.

Укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов:

1

2

3

4

5

6

Удивле..о

нн

н

нн

н

нн

н

Увере..о

н

н

нн

нн

нн

н

Многослов..о

нн

н

н

н

н

нн

Отчая..о

нн

нн

н

нн

нн

н

Затем..о

н

н

нн

н

н

нн

Облегче..о

нн

н

н

нн

нн

н

IX. Учимся обобщать и систематизировать..

  1. Могут ли наречия употребляться при существительном? Приведите примеры. /

Езда верхом, путешествие пешком, бег

вприпрыжку, разговор шепотом, прогулка вдвоем, чтение наизусть.

  1. Можно ли определить вне текста, к какой части речи относятся слова - глубоко, широко, далеко?

Нет! Эти слова могут быть не только наречиями, но и средним родом краткой формы прилагательного.

  1. Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?

Вокруг да около/

  1. Перечислите подряд пять дней недели, не называя их.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

  1. Запишите как можно больше наречий, начинающихся с на-

набекрень, намертво, набело, наедине, насмарку, навытяжку, навеки, навылет, навзрыд, набок, навыворот, намертво, наповал. Начистоту, наяву, нараспев, начеку, настрого… Даю вам ровно минуту. Юля, засеки время.

  1. А теперь - орфоэпическая разминка

Правильно расставьте ударение в наречиях:

ВпередИ, ненадОлго, нАвзничь, дОсуха, нАдвое, красИвее.

  1. Игра «Замени одним словом»

Всадник мчался во весь опор (= вскачь).

Дерево было все усыпано плодами (=сплошь).

Не терпится дослушать до конца (=невтерпеж).

  1. Отгадайте загадку:

какая змея бывает наречием? Уж. (Это омонимы).

  1. Наречие или существительное?

Увидел вдали Виднелся в дали моря

Вначале не умел плавать В начале года

Преобразиться вмиг В миг опасности

С начала апреля Сначала выучи

9. А как быть с отличием прилагательных от существительных?

Как будете определять любую часть речи? (По вопросу)

10. Творческий диктант

По лексическому значению определить слово и записать его.

1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине)

2. Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо)

3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое)

4. Дежурные, убиравшие класс 2 раза (дважды)

5. Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно)

11. Предлагаю побыть учителями и исправить ошибки

Обратно (снова) пошел проливной дождь.

Вперед (сначала) подумай, потом отвечай.

Держитесь более свободнее.

Образовать степени сравнения:

Легко - легче, более легко, легче всех.

12. Словарная работа. Подобрать к глаголу наречия

Встречать - радостно, приветливо, по-дружески, по-братски, равнодушно, холодно.

13.Упражнение на внимание.

Рассмотреть картину, скульптуру, посмотреть кадры из мультфильма или худ.фильма и записать как можно больше наречий

14. Рефлексия

Вам требуется подобрать наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать - …

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!


© 2010-2022