• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Проектирование урока на тему Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «восточной традиции в творческом восприятии Л. Н. Толстого

Проектирование урока на тему Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «восточной традиции в творческом восприятии Л. Н. Толстого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ФАО «НЦПК» Орлеу ИПК ПР по Мангистаукой области .


Проектирование

урока

на тему:

Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «восточной традиции в творческом восприятии Л.Н. Толстого.













Выполнили: Турабаева Надия Рахматулловна

Жубалова Зауреж Жиенбаевна

Средняя школа №16

Проверила: Асанова Кымбат Амиргалиевна




Актау 2016

Тема урока: «Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «Восточные традиции в творческом восприятии А.Н. Толстого»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная:

Показать заинтересованность русского писателя темой Востока; культурой, нравами и обычаями его народа.

  1. Воспитательная:

Уважительное отношение учащихся к культуре и традициям восточных народов.

  1. Развивающая:

Развитие речи, мышления, умения сопереживать чужому горю.

Оборудование: портреты писателей, учебник, тетрадь.


Ход урока:


  1. Организационная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем работу над рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Прочитайте тему урока. Непонятное слово вам встретилось?

Ученики: Здесь непонятное слово контекст?

  1. Словарная работа.

Учитель: Что относится к эпическим произведениям?

Ученики: К эпическим произведениям относятся рассказ, повесть, роман. (записать)

Учитель: А какие еще бывают произведения?

Ученики: Лирические (стихотворения, поэмы, ода)

Учитель: Что означает слово контекст?

Ученики: Контекст - соединение, связь.

Учитель: Какое новое слово вам встретилось?

Ученики: Поликультурное образование?

Учитель: Что означает слово поли?

Ученики: Поли означает много?

Учитель: Что это значит?

Ученики: Это означает, что слово поликультурное образование - многокультурное.

Учитель: Запишите в тетрадь. Поликультурное образование - это система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику народа и уважение к представителям людей других национальностей.


  1. Интервью - беседа.

Учитель: Как вы думаете, почему тема Востока волновала русских писателей 19 - 20 века, например Льва Николаевича Толстого?

Ученики: Восток всегда волновал Русь, потому что это связано со многими историческими событиями XVI, XVII, XVIII веков. Это печенеги, хазары, татаро - монгольское нашествие, половцы, которые постоянно совершали набеги на русские земли.

Учитель: После каких событий Толстого стал волновать Восток и его народы?

Ученики: Восток волновал Толстого давно. Он увлекался китайской философией, восточной культурой. Воочию с Востоком Толстой встретился на Кавказе, где он принимал участие в войне России с горскими народами.

Здесь началась его литературная деятельность. Он написал такие произведения как «Детство», роман «Казаки». Толстой был молодым офицером, жил в Чечне с мая 1851 года - по январь 1854 года. Находился в среде чеченцев и казаков, среди которых имел немало друзей. В годы службы на Кавказе Толстой много времени уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора. Чеченец Садо Масирбиев был лучшим другом, спасший Толстого от плена. Позже напишет повесть «Хаджи - Мурат», рассказ «Кавказский пленник», посвященный этому событию.

Учитель: Что вы узнали о Кавказе?

Ученики: О красоте природы, жизни горцев, о их деревне и девочке Дине, спасшей Жилина от смерти.

Учитель: Почему Толстой подробно описывает природу Кавказа, горскую деревню, самих горцев?

Ученики: Толстой хотел показать культуру другого народа, их быт, род занятий, чтобы мы получили представление о них, понять их психологию и внутренний мир.


  1. Работа с текстом.

Учитель: Найдите в тексте описание татарской деревни и людей, живущих в ней.

Ученики: Пошёл Жилин с колодкой, хромает, ступить нельзя, так и воротит ногу в сторону. Вышел Жилин за ногайцем. Видит - деревня татарская, домов десять и церковь ихняя, с башенкой. У одного дома стоят три лошади в сёдлах. Мальчишки держат в поводу. Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шёл Жилин. Сам смеётся, всё говорит что-то по-своему, и ушёл в дверь. Пришёл Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, и на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское - буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле.

Учитель: Что вы узнали из этого описания?

Ученики: Горский аул находится высоко в горах. Дома глиняные, добротные. Жители аула живут как одна семья. Мужчины охраняют аул, разъезжают по горам, ловят русских. Женщины ухаживают за детьми, занимаются хозяйством. Ребятишки, веселые, озорные, но в глазах настороженность: война. Одежда не похожа на одежду русских людей: женщины в длинных платьях, на голове платок, в косах монисты.

Мужчины - в халатах, сапогах, на голове - папаха. Иногда поют песни, когда пьют бузу. Песни заунывные, протяжные, не похожие на русские частушки. Нет пьяных драк, скандалов, как в русской деревне.

Учитель: Какова обстановка в доме?

Ученики: В домах горцев комнаты большие, увешанные коврами, на них сабли, ружья, пистолеты, шашки - все в серебре. Пол земляной, чистый, устлан войлоками, на них ковры, а на коврах пуховые подушки.

Учитель: Жилин вспоминает дом матери. Каков он?

Ученики: Маленькая избенка с прохудившейся крышей, пол - глиняный, в углу икона, стол да скамья. Бедно очень. Так жили почти все русские люди в то время, кроме богатых.

Учитель: Жилину понравилось в горской деревне. Однако оставаться навсегда не захотел? Решил бежать. Почему?

Ученики: Это чужбина, хотелось домой к матери. На родину.

Учитель: Что спасло Жилина от смерти?

Ученики: Его доброта, умение ладить с людьми, отнестись с уважением к простому народу, детям, когда он сделал им игрушки. Починил часы, вылечил больного, подружился с Диной.

Учитель: Что вы узнали о горском народе?


  1. Исследовательская работа.

Учитель: Как вы думаете, что может рассказать Жилин своим сослуживцам о горцах, Кавказе и Дине?

Ученики: Наверное, о том, что горцы вовсе неплохие люди, а Дина - очень красивая и добрая девочка, спасшая его от смерти, не боясь за свою жизнь.

Итог урока:

Учитель: Что вы узнали?

Ученики: Узнали много интересного, что горский народ мужественный, смелый, защищал свою родину от врагов, не хотел мириться со своим положением невольника.

Домашнее задание: Написать сочинение «Нравы и обычаи народов Кавказа»


© 2010-2022