Литературная гостиная для учащихся 8-9 классов на тему: Человек любящий божественнее человека любимого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Человек любящий божественнее человека любимого» Платон.

(Литературно-музыкальная гостиная по литературе в 7-8 классах)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Цель мероприятия: показать образ женщины-матери в искусстве.

Задачи:

обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

  • формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление;

  • показать ученикам образ женщины в произведениях художественной литературы, живописных полотнах древних и современных художников;

  • познакомить учащихся с великими музыкальными творениями Шуберта, Шопена, Альбинони.

Развивающие:

  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

  • развивать навыки выразительного чтения и речевого этикета.

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся эстетический вкус;

  • прививать учащимся любовь к матери, прославить Женщину-мать;

  • показать нравственные истоки, которые вдохновляли писателей, поэтов и художников для создания шедевров искусства;

  • прививать интерес и любовь учащимся к литературе, музыке и живописи.

Цели для учителя:

  • организовать и сконструировать учебно-познавательную деятельность с гарантированным достижением цели;

  • использовать индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;

  • соединить теорию и практику;

  • создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу.

Цели для ученика:

  • показать знания, приобретенные в процессе самостоятельной подготовки индивидуального задания;

  • расширить и углубить знания о мировой культуре и литературе;

  • «вынести» новое от «зацепившего» образа;

  • формировать навыки монологической речи;

  • выработать навыки простейших обобщений.

Наглядность:

  • выставка книг о матери;

  • портреты писателей и поэтов;

  • репродукции картин « Казанская Божья Матерь», « Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») Леонардо да Винчи, «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, «Мадонна с младенцем» П. Перуджино, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, «Мадонна с младенцем под яблоней» Кранах Старший Л., «Мадонна с младенцем» РоберКампен, «Мама» Пластов, «Мадонна с младенцем» Джованни Беллине, образ нашей современницы на полотнах художника А. Шилова, репродукции Петрова-Водкина и другие репродукции древних и современных художников;

  • видео и фотоматериалы;

  • Мультимедиа

Эпиграф :

Когда в тебе клеймят и женщину, и мать -

За миг, один лишь миг, украденный у счастья,

Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, -

Умей молчать!

И если радости короткой будет нить,

И твой кумир тебя осудит скоро

На гнёт тоски, и горя, и позора,-

Умей любить!

И если на тебе избрания печать,

Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,

Неси свой крест с величием богини, -

Умей страдать!

Мирра Лохвицкая.





Ведущий:

Наша литературно-музыкальная гостиная «Умей любить» посвящена образу Женщины-матери. Мы хотим еще раз прославить женщину-мать, сказать о ней теплые и нежные слова. Почему? Потому что у женщины много достоинств: она завоевала право выбирать любую профессию, руководить огромными предприятиями, быть наряду с мужчинами в правительстве. Но у женщины есть особенная миссия на Земле, которая целиком принадлежит только ей одной - быть матерью.

Только женщина может стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая огонек новой жизни, вводить маленького человека в большой мир и помогать сделать ему там первые шаги. Именно это всегда вдохновляло поэтов, писателей, художников на создание образа матери при помощи слова, мазка, цвета и звука. Древние и современные художники из разных стран мира воспели самое святое на земле - МАТЬ. Именно Дева Мария, мать Иисуса, стала покровительницей всех матерей мира.

(Учащиеся рассматривают репродукции, тихо звучит мелодия «Аве Мария» композитора Шуберта)

1-й ученик.

( Чтение отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Во время чтения на экране появляются репродукции картин известных художников с изображением женщины-матери)

«…Ребенок родился в богатой семье в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к ее что-то шептавшим губам.

- Отчего… отчего это он? - спрашивала больная едва слышно.

Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

-Отчего… отчего?- по-прежнему шептали ее губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

-Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:

-Отчего…так…так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло вырваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным человеком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Как бы то ни было, ребенок родился слепым».

2-й ученик.

( Продолжение чтения отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», на экране демонстрируются слайды с репродукциями)

«…Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым взглядом, каким глядят до известного времени все дети. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным…

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

-Скажите мне, отчего он такой?

-Какой? - равнодушно спрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

-Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями,- ответил доктор.

-Отчего же он смотрит в одном направлении?.. Он… он слеп?- вырвалось вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем, как глаза мальчика смотрели все тем же неподвижным и суровым взором.

Доктор, действительно, вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывая в него и, наконец, сказал со смущенным видом:

-К сожалению, сударыня вы не ошиблись… Мальчик, действительно, слеп и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие со спокойной грустью…»

-Я знала давно,- сказала она тихо». ( Во время чтения отрывков из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на экране появляются репродукции картин «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи, «Мадонна» Ботичелли, «Мадонна с младенцем» Рафаэля)

Ведущий: Только женщина-мать, выносившая своего ребенка, способна интуитивно по первым его крикам при рождении почувствовать горе и боль малютки. Мать слепого мальчика из повести Короленко по-матерински понимает, что вместе с новой жизнью родилось и неизбывное горе-несчастье: ребенок лишен видеть самое простое вокруг нас, он лишен половины человеческой радости - зрения. Трепетное, нежное отношение матери к своему ребёнку, стремление во что бы то ни стало спасти жизнь своему сыну показано в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

3-й ученик.

( Чтение отрывка из книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)

«…Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием…

Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и обмороком: пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к моим губам, чтобы узнать, жив ли я; доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора по несомненным медицинским признакам, а окружающие - по несомненным дурным приметам.

Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не покидала. «Матушка Софья Николаевна не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница,- перестань ты мучить свое дитя , ведь уж и доктора, и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воли божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тепла. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь…».

4-й ученик. (Продолжает чтение)

«Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра жизни тлеет во мне, она не перестанет делать все, что может для моего спасения, - и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а, если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханием - и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. Так бывало не один раз…»

«Я приписываю мое спасение неусыпному уходу, неослабному уходу, безграничному вниманию матери. Постоянно нуждаясь в деньгах, мать перебивалась с копейки на копейку, но доставала старый рейнвейн в Казани, за 500 верст, за неслыханную тогда цену. В городе Уфе не было тогда так называемых французских белых хлебов - и каждую неделю, т.е. каждую почту, щедро вознаграждаемый почтальон привозил из той же Казани по 3 белых хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же соблюдалось во всем. Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыхания».

Ведущий.

Кто как не мать может вести такую самоотверженную борьбу за жизнь своего ребенка, о многом забывая, но о нем помня всегда, и ночью, и днем, каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Об этом рассказывает стихотворение А.Н. Майкова «Мать»

( Фоном звучит «Ноктюрн» Шопена, новые репродукции картин появляются одна за другой)

5-й ученик.

Бедный мальчик! Весь в огне,

Все ему неловко!

Ляг на плечико ко мне

Прислонись головкой!

Я с тобою похожу…

Подремли, мой мальчик,

Хочешь, сказочку скажу:

Жил-был мальчик с пальчик…

Нет! Не хочешь?.. Сказки - вздор!

Песня лучше будет…

Зашумел сыр-темен бор,

Лис лисичку будит;

Во сыром-темном бору…

Задремал мой крошка!..

Я малинки наберу

Полное лукошко…

Во сыром-темном бору…

Тише!.. Засыпает…

Словно птенчик, все в жару

Губки открывает…

Отклони удар, уйди,

Смерть, с своей косою!

Мать дитя с своей груди

Не отдаст без бою!

Заслонит средь всех тревог

Всей душой своею

Жизни чудный огонек,

Что затеплен ею.

Ведущий проводит аутотренинг:

А сейчас давайте немного отдохнём. Сядьте, расположитесь комфортно. Вспомните любимый уголок природы. А теперь мысленно обратите свой взор к лазури неба. Представьте себе, что в безбрежном космосе плывет наша Земля. В лицо веет свежестью. Вы ощущаете приятную истому. Невесомость. Легкость. Аромат цветущих лесов и полей. В душе умиротворение. Сердце бьется ритмично, дышится легко. Мы отдыхаем в голубой синеве. Звездные дали вдохновляют нас. Мы внутренне ощущаем красоту мира. Мы отдохнули, успокоились. Наши силы восстановились. Мы чувствуем радость жизни… (на экране появляются красивые пейзажи и звучит релаксирующая музыка).

Ведущий.

Мы продолжаем наше путешествие в мир прекрасного. А вот герой повести Л.Н. Толстого «Детство» называет свою маму «матушкой». Он здоров и весел, у него есть замечательный старший брат, сестренки, любимый учитель. Но всех дороже ему матушка.

6-й ученик.

«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в то время, мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на ее шее, немного пониже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня…»

7 - й ученик.

«Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни, я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица; если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:

- Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:

-О чем ты плакал?

Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве.

- Это я во сне плакал, maman, - сказал я…»

Ведущий.

По звучанию и настроению описание материнской ласки и нежности в повести Л.Н. Толстого перекликается с четверостишием Ф.И. Тютчева:

Твой милый образ незабвенный

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

У писателя И.А. Бунина тоже есть стихотворение, посвященное женщине-матери. Оно так и называется «Мать».

8 - й ученик.

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И ветки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мертвый дом,

И стекла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь - не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета, не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Все напевала и ходила…

Ведущий.

Мать стремится укрыть от бури и непогоды свое дитя. Но смысл стихотворения гораздо глубже: пока есть Мать на Земле, не страшно человеку: она затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть, поможет, закроет от беды, отогреет твою душу. Добрые, нежные слова о своей матери говорил композитор С.С. Прокофьев. Он вспоминал о том, что мать первой открыла его талант и постоянно его развивала.

9-й ученик.

«Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно, года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Занятия на рояле мать начинала с упражнений. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль, на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре « дитя» стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подбирать.

Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом.

…Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески».

10-й ученик.

…Родители обращали внимание на общее образование ребенка. Одним из пунктов программы было раннее знакомство с языками.

…Выяснилось, что есть специальная контора в Варшаве, связанная непосредственно с Парижем. Эта контора помогла подобрать учительницу французского языка во Франции. Недолго думая, мать села в поезд и отправилась в Варшаву. Это составляло тысячу километров, но образование сына было дороже. Семья Прокофьевых жила в степной глуши, на юге России.

«…К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани Бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили…

…Первое время, т.е. когда мне было семь лет, мать занималась по двадцать минут в день, тщательно следя, чтоб никогда не передерживать меня сверх урочного времени…»

(Фоном во время чтения звучит музыка С.С. Прокофьева)

Заключительное слово учителя.

В финале мероприятия звучит «Адажио» Альбинони для саксофона.




© 2010-2022