Конспект классного часа М. С. Туганов

Никто еще не осознал значение подвига Туганова, этого неутомимого навигатора духа, который в пору национального уныния вдохнул могучие силы в дряхлеющие сердца соплеменников, потомков когда-то могучего рода оссеев. Академия вовсе выводит Туганова из списка мастеров кисти и ставит его на Пьедестал Творца. Наравне с Коста. С той разницей, что Коста отражал в слове безысходность горской жизни и жестоко карал осетинских «тархов» за ничтожество. В то время как Туганов отразил Величие Предка, масштаб ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Классный час

«Жизнь и творчество

осетинского художника

Махарбека Сафаровича Туганова.»

8 класс.





Учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 7

Мурадян Н.З.



Сентябрь 2011 г.

Цель : знакомство с жизнью и творчеством известного осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова; воспитывать художественный вкус, любовь к культуре, традициям , родной природе.

(Рассказ о художнике сопровождается показом презентации.)

Махарбек Сафарович Туганов

Вступительное слово учителя:

- За выдающийся вклад в развитие национальной культуры и в связи с 130-летием со дня рождения Махарбека Сафаровича Туганова 2011 год в Осетии объявлен его годом. Классный час мы посвятим этому замечательному человеку, просветителю, гражданину.

- Никто еще не осознал значение подвига Туганова, этого неутомимого навигатора духа, который в пору национального уныния вдохнул могучие силы в дряхлеющие сердца соплеменников, потомков когда-то могучего рода оссеев. Академия вовсе выводит Туганова из списка мастеров кисти и ставит его на Пьедестал Творца. Наравне с Коста. С той разницей, что Коста отражал в слове безысходность горской жизни и жестоко карал осетинских «тархов» за ничтожество. В то время как Туганов отразил Величие Предка, масштаб божественного в осетинах! Чем дал возможность на спасение многим современникам, которые задыхались от безысходности в наступавшем хаосе и разложении. Не все выдерживали тяготы разрушенной и бедной Родины, над которой вырастала фигура мелкого мздоимца и имперского душеприказчика-пристава. И многие нашли спасение в Великом Просторе Предков, который Туганов расширил до вселенских масштабов, где и выживал задыхающийся дух народа! Только так у другого гения могло родиться: «Весь мир мой храм»!

Слайд №2.

Жизнь выдающегося осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова - явление 20-ого века, которое на протяжении уже многих десятилетий не перестаёт будоражить умы. И интерес к нему отнюдь не только как к выдающемуся живописцу, графику, талантливому педагогу и исследователю народного поиска и человеческого предназначения, образец гражданской требовательности к себе и стойкости и подвижника в непростых жизненных обстоятельствах.

Слайд №3.

Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.

Слайд №4

Махарбек Туганов родился в 16 сентября 1881 года в богатом традициями селении Дур-Дур, в доме своего деда - отставного генерала Асланбека Туганова, который в возрасте 4 лет был отдан в аманаты русскому полковнику, служил в Кабардинском полку, охранял императора, участвовал в Кавказской войне, его родственники дружили с А.Ермоловым.

Отметим, что Махарбек принадлежал к знатному роду дигорских баделят. Его родителей можно считать дворянами, с поправками на осетинское своеобразие этого статуса. Ему достались обширные фамильные земли, которые он впоследствии раздал крестьянам! Семья осталась без привычных источников дохода. Сыграли роль не только личные гуманистические качества. Но и уровень образованности семьи, который можно соотнести с лучшими европейскими домами того времени.

Слайд №5

Отец Махарбека получил образование на факультете естественных наук и стал первым в Осетии профессиональным ботаником и агрономом. Он пробудил сына к народному эпосу, рассказывая ему дигорские сказания.

Слайд №6

Заметное влияние на Махарбека оказали и родственники по материнской линии. От матери он унаследовал глубокое знание языка, прекрасное владение словом.

Слайд №11

Первые детские творческие зачатки, робко пробивавшие себе дорогу, были закреплены в частном пансионе Кизера и во Владикавказском реальном училище, которое Туганов закончил в 1898 году. В 1901 году Махарбек Туганов успешно сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств и стал учеником П.Чистякова и И. Репина.

Слайд №12

Он стал учеником прославленных мастеров живописи П.Чистякова и И. Репина. Проучился там около 2 лет и ,не закончив его, в 1903 году уезжает в Германию, в Мюнхен. Там в студии югославского художника Ашбе он продолжил своё образование. В 1907 году возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. После революции из-за конфликта с родственниками он уезжает в Баку, потом в Туркмению, позже переезжает в Цхинвали, где в 1937 г. создаёт художественное училище, организует Союз художников республики.

Слайд №18 Картины на исторические темы и портреты.

Если Коста Хетагурова можно назвать первым осетинским художником , то Махарбек Туганов, очевидно, второй .

Слайд № 24 Картина «Собачья скала»(1941).
Казнь преступника: собаке - собачья скала. Однако бытует мнение, что это фантазия художника, казнь чаще заменяли изгнанием.

Слайд №25 Картина «Примирение кровников».

Примирение кровников (1944). На картине изображён обряд усыновления, мать убитого даёт убийце грудь, как младенцу, тем самым он как бы становится «молочным братом», что исключает возможность вражды и кровной мести.

Слайд №26 Картина «Скачки в честь умершего».

Скачки в честь умершего (1946). Разные виды скачек в честь умершего были популярны и у осетин, и у грузин, и у адыгов. В одних вариантах коня закрывали покрывалом, которое соперники должны были сорвать и доставить до места назначения, в других по селу проезжали всадники с ёлочкой в руке, на которую нанизывались угощения, во время проезда они падали и их собирали односельчане.

Слайд № 27 ,28 «Посвящение коня покойнику» (1948 г.)

Считается, что этот обряд имеет индоиранское происхождение. Цель состояла в том, чтобы обеспечить умершего человека конём, который должен довести покойного по мистической дороге мёртвых. К умершему приводили коня, произносили речь с наставлением « пусть это будет твой конь», затем коня трижды обводили вокруг покойного, давали выпить пива, кормили просом и отрезали ему хвост и кончик уха. После посвящения конь считался собственностью умершего, на земле оставался только его призрак, поэтому осетины во время покупки коней тщательно осматривали ушные раковины, чтобы случайно не купить «чужую» лошадь.

Слайд № 29,30. «Цоппай» (1947 г.

Этот танец связан с языческими верованиями осетин исполнялся вокруг поражённого молнией человека, которого по народному поверью выбрало грозовое божество. Коста Хетагуров писал: « На Кавказе, по крайней мере у осетин, практикуется для спасения поражённого молнией так называемый «цоппай». Это совсем не языческий какой-то бог, а просто известного рода движение. Если поражённый молнией не убит наповал, то его этим «цоппай» всегда можно спасти. Процедура эта происходит следующим образом: первые, прибежавшие на тревогу, торопливо становятся вокруг поражённого и , держа друг друга за руки, образуют живую цепь и, быстро вращаясь, выкрикивают «цоппай» для более равномерного вращения. Это хотя и делается бессознательно, но такой способ помощи при поражении молнией даже с научной точки зрения, несомненно, заслуживает серьёзного внимания. Живая цепь, кружась вокруг поражённого молнией, постепенно выделяет из него электричество, и он через два-три часа такой манипуляции совершенно оправляется. Вот вам и языческий бог «Цоппай» !

Слайд № 33,34 Иллюстрации к «Сказаниям о нартах»

В монументальной картине «Пир нартов» (1948-1952) слились воедино мастерство художника и знания учёного-исследователя. Одних только главных персонажей в картине более двух десятков. Произведение пронизано светлым, жизнеутверждающим началом, от него веет могучей, бьющей через край силой «Нартских сказаний». Это -история, быт и культура осетинского народа, которую художник воспел в красках.

«Пир нартов» - последняя работа М.Туганова.

Заключительное слово.

- Дорогие ребята, вы познакомились с жизнью и творчеством осетинского художника Махарбека Сафаровича Туганова, увидели его яркие картины, на которых художник изобразил самобытную культуру своего народа, иллюстрации к народным эпосам. Теперь вы знаете ещё одно славное имя Осетии - Махарбек Туганов.







© 2010-2022