Разработка урока Имя прилагательное

Урок теме имя прилагательное, систематизации знаний, на примере краеведческого материала, в форме путешествия. Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему поселку. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места Юрт. В ходе нашей экскурсии вы узнаете, почему наш поселок так назван, увидите «старый поселок» и поселок современный. Если вы будете внимательны, то узнаете много полезного и интересного.  Моими помощниками будет имя прилагательное, потому что без него н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеРазработка урока Имя прилагательноеТема урока «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного»

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать и обобщить знания теме «Имя прилагательное».

  2. Развивающая: развивать умения грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств, обучать умению трансформировать, дополнять и моделировать текст

  3. Воспитательная: привитие любви к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Вид урока: урок-экскурсия.

Технология: на диалоговой и современной информационной основах.

Оборудование: маршрутные листы для каждого ученика, фотографии пейзажей поселка, тексты-образцы, сигнальные карточки для учителя в виде окошек светофора - зеленого, желтого, красного цветов, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему поселку. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места Юрт. В ходе нашей экскурсии вы узнаете, почему наш поселок так назван, увидите «старый поселок» и поселок современный. Если вы будете внимательны, то узнаете много полезного и интересного.

Моими помощниками будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого поселка. В пути нам понадобится маршрутный лист, в котором вы должны будете отмечать. Какие знания показали на остановках.

Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить:

Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит экскурсионному автобусу светит зеленый огонек, который говорит «Очень хорошо. Вперед!»

Раскрасьте кружок зеленым светом.

Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то светофор, мигая желтым глазом, говорит «Внимание! Внимание!»

Кружок закрасьте желтым цветом.

Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорается красный сигнал: «Стоп!»

Закрасьте кружок красным цветом.

  1. Работа по теме урока.

- Ребята, мы с вами находимся в экскурсионном автобусе. В поездке вы должны быть очень внимательны, т.к. по окончании экскурсии вам надо будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь! А теперь посмотрите в окно автобуса.

Работа с текстом.

Учитель демонстрирует фото-пейзаж с изображением природы родного края и видом поселка Юрт под звуки тихой лирической музыки описывает их.

- на высоком берегу реки Бирюсы, в красивейшем месте, среди дремучих лесов, под чистым безоблачным небом расположились Юрты. Посмотрите, ребята, где еще можно увидеть такие просторы, летом буйное цветение трав, колосистые поля пшеницы. Тихую гладь величавой реки?!

Осенью грибы, ягоды, ярко-красные кисти рябины. Зимой белоснежные сугробы, сказочный лес, где под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья.

Неповторима в своем многообразии гамма красок, необычайно ощущение простора. Этой красотой восхищаются не одно поколение юртинцев. Эта красота вдохновила художников слова.

Послушайте.

Эта земля … … … леса тянуться вдаль … лентой вьются по ней … река. Лучи солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.

… ветерок коснется … березок, … елей и сосен, и они споют … песню о нашей … стороне.

_ ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько показал ее неповторимость?

- Правильно, автор не смог передать прелесть этой земли, т.к. в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных), а они необходимы для точности описания. Итак, ребята, я думаю, вы убеждены, что имя прилагательное - очень важная часть речи.

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?

Заполните маршрутный лист.

- Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица без крыльев? Помогите автору передать красоту и своеобразие нашего края. Вставьте прилагательные и озаглавьте текст.

Менее сильным учащимся предлагаются слова для справок: золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, легкий, родной, замечательный.

Чтение творческих работ.

Заполнение маршрутного листа.

Беседа.

- Докажите, что перед вами действительно текст?

- Какова его основная мысль?

- Какие изобразительные средства используются для выражения основной мысли?

-Какие постоянные признаки могут иметь прилагательные? Докажите на примерах из текста.

- Какова синтаксическая роль прилагательных? Докажите на примерах из текста, произведя синтаксический разбор.

мест. сущ. кр. прил.

I вариант первого предложения: Эта земля красива.

прил. сущ. глаг. нареч.

II вариант второго предложения: Дремучие леса тянутся вдаль.

Сделайте морфологический разбор данных прилагательных.

Сообщение учителя.

- Вы хорошо справились с заданием, горит зеленый свет, и мы отправляемся дальше - к истокам нашего поселка.

Проецирование фотографий «старого» поселка.

Поселок Юрты образован в 1903 году. Возник он вначале как железнодорожная станция, относящаяся к Красноярской железной дороги. Свое название поселок получил оттого, что первыми строителями были буряты, которые на месте будущего поселка поставили свои дома - юрты и жили в них, строили железную дорогу.

Первыми улицами поселка были Ленина, Жданова (ныне Крупская), близко примыкавшие к железной дороге. На улице Ленина стояло 9 домов. На улице Жданова - 2.

Вокруг был густой лес. Постепенно поселок строился. Стали строить третью улицу - Транспортную. В 1912 г образовалась станция Юрты.

В 1921 г установилась советская власть, сюда стали приезжать спецпереселенцы, главной задачей которых было освоение новых земель. Организовали колхозы «Коммуна», «Заря коммунизма», «Перелом». Выращивали рожь, ячмень, гречиху. Самая урожайная была рожь. Работали на лошадях. В 1928 г получили первый трактор марки «Фарзон». Многие ребята по целым дням пропадали на поле, любуясь новой машиной. В поселке было много молодежи, вечерами она собиралась на небольшой площади, девушки в ярких платках, с разноцветными бусами, в ситцевых платьях, раздавалась веселая песня, смех, слышались звуки русской гармони. Голос сибирячек был певуч. Даже нещадный мороз не пугал людей, народ был не робкий, а смелый.

В это время наш поселок был особенно красив.

- Для того, чтобы при создании текста о поселке вы не допускали такой ошибки как повтор, поработаем над развитие речи.

- Подберите синонимы к слову красивый (чудесный, замечательный, великолепный)

Орфоэпическая работа.

/

Поставьте ударение в слове красивейший. Запомните: есть только один вариант.

Не забудьте отметить результаты в маршрутных листах.

- Ребята, чтобы нам отправиться дальше, нужно правильно написать прилагательные, а для этого проведем выборочный диктант. Выделите графически орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

Выборочный диктант; проверка, оформление маршрутных листов.

Небольшой площади, яркие платки, ситцевые платья, русской гармони, голос певуч, нещадный мороз, не робкий, а смелый, деревянные дома, лесосырьевая база, лесопромышленное хозяйство, железнодорожный вокзал, изжелта-красная рябина, белоствольные березки, двухэтажные дома, татарская песня, узбекский танец, стеклянные бусы, английский язык, январский мороз. (записывают свои примеры)

  1. Безударные окончания имен прилагательных.

яркие платки, веселая песня, русской гармони.


  1. Ь после шипящих в кратких прилагательных:

голос певуч


  1. О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных:

небольшой площади, ситцевые платья.


  1. Не с прилагательными:

небольшой площади, не робкий, а смелый, нещадный мороз.


  1. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных:

деревянные дома, стеклянные бусы.


  1. Различие на письме суффиксов прилагательных - К и -СК:

татарская песня, узбекский танец, английский язык, январский мороз.


  1. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

лесосырьевая база, лесопромышленное хозяйство, железнодорожный вокзал,

изжелта-красная рябина, белоствольные березки, двухэтажные дома (выделить корни).

- Я вижу, что на нашем светофоре горит зеленый свет. Мы можем отправляться дальше.

Просмотр видеофрагмента «Мой поселок». Рассказ учителя под звуки трогательной мелодии.

Поселку нашему досталась нелегкая судьба. Не обошли его и гражданская война, и сталинские репрессии, и Великая Отечественная.

С первых дней ее ушли на фронт сотни жителей нашего поселка. Мужчины. Они еще не знали, какой долгой и страшной будет эта война. Кому доведется остаться в живых. В поселке остались старики, дети, женщины. Чем могли, помогали фронту. Вязали носки, варежки, и посылали в посылках на фронт. Работали бесплатно для фронта. По железной дороге проходили составы с солдатами, военной техникой. Некоторые составы останавливались и женщины, и дети несли на станцию хлеб, вареную в мундире картошку. Дети тоже помогали фронту. Они собирали металлолом, из которого потом выплавляли снаряды. Работали на колхозных полях. Все, от мала до велика, верили в победу. Много наших земляков не вернулось с войны. Их имена запечатлены на памятнике ВОВ, который находится в центре поселка.

Но быстро рос и строился поселок в послевоенное время. Стране нужен был лес! Удачное расположение (транссибирская магистраль, богатая лесосырьевая база, близость московского тракта) послужили открытием ЛПХ (лесопромышленного хозяйства).

1949 г. 8 мая прибыл первый состав со строителями, оборудованием, машинами. Они были размещены в начальной школе, у местных жителей, а большая часть в брезентовых палатках. Сразу же приступили к строительству жилья и важных объектов нового предприятия. Каждую неделю на станцию Юрты прибывали новые группы рабочих со всех областей России. Шло бурное строительство поселка. Были введены в эксплуатацию электростанция, радиоузел, осуществлено освещение поселка, сданы столовая, библиотека, баня, школа №24.

Рабочие стали строить собственное жилье. Началось строительство двухэтажных домов. Один за одним открывались новые цеха ДОКа. Годы перестройки н обошли наш поселок. Хочется верить, несмотря ни на какие невзгоды поселок наш будет расти.

Составление творческих работ.

Чтение отдельных сочинений.

Подведение итогов урока:

- какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?

_ расскажите об орфограммах, которые мы повторили.

- Для чего нам необходимо знание имен прилагательных и умение использовать их в речи?

- Внимательно посмотрите свои маршрутные листы.

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой необходимо повторить?

Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретический материал и составив орфографический диктант, состоящий из слов, включающих те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

- Я надеюсь, что какие-то страницы истории нашего поселка открылись для вас по-новому. Он стал всем ближе и роднее. Давайте любить наш поселок, беречь его прошлое, заботясь о настоящем, думать о будущем.

Приложение.

Маршрутный лист ученика (-цы)

___________________________________________________________________

Тема

Оценка

Прилагательное как часть речи (знание правила)

О

Умение определить морфологические признаки: род, число, падеж.

О

Коммуникативные умения и навыки.

Умение видеть роль прилагательных в предложении.

О

Умение трансформировать, дополнять и моделировать текст.

О

Умение использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств.

О

Правописная подготовка

Безударные окончания имен прилагательных

О

Ь после шипящих в кратких прилагательных

О

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных

О

НЕ с прилагательными

О

Н и НН в суффиксах прилагательных

О

Различие на письме суффиксов прилагательных -К и -СК

О

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

О

Уловные обозначения

О (зеленым) - ошибок не допустил

О (желтым) - допущена одна ошибка - нужно повторить правило

О (красным) - допущены две и более ошибки - правило нужно выучить


© 2010-2022